Воронеж. 14.05.2014. ABIREG.RU – Аналитика – В четырех из шести регионов Черноземья в сентябре пройдут губернаторские выборы. Нет никаких сомнений, что врио губернаторов Воронежской, Курской, Липецкой и Орловской областей Алексей Гордеев, Александр Михайлов, Олег Королев и Вадим Потомский отбросят приставку «и.о.». Причем, скорее всего, по модели прошлогодних выборов губернатора Московской области. При действующей схеме муниципального фильтра у них есть возможность так или иначе влиять на подбор оппонентов. Поэтому кампании во многом будут напоминать договорные матчи. Тем не менее смысл у выборов есть.
Избирательные кампании в регионах Черноземья пройдут в особых политических условиях (впрочем, правила и ситуации всегда разные). Нельзя не учитывать, к примеру, фактор украинского кризиса (Воронежская и Курская области граничат с распадающимся государством Украина), присоединения Крыма и, соответственно, патриотического подъема в стране. Политтехнолог Александр Косырев считает, что ключевой выгодополучатель в электоральном плане от вхождения Тавриды в состав России – президент России Владимир Путин. Но, думается, воронежский губернатор Алексей Гордеев извлечет определенные дивиденды от шефства над Джанкойским районом Крыма, закрепленным за ним распоряжением правительства РФ, а липецкий Олег Королев – над Советским.
С другой стороны, выборы пройдут на фоне продолжающейся в России стагнации, рискующей перейти в затяжную рецессию. И дело отнюдь не в санкциях со стороны Запада, носящих пока, насколько можно судить, несерьезный характер. (Они ограничивают свободу передвижения для заметных политиков и чиновников федерального уровня или значения (как прокурор Крыма Наталья Поклонская), а также затрагивают структуры, подконтрольные Геннадию Тимченко или Аркадию и Борису Ротенбергам, считающимся в США (да и в РФ) друзьями Путина.) Дело – в замедлении роста ВВП в России с 2011 года (когда скачок цен на нефть не повлиял на его темпы). Естественно, что общероссийский тренд затрагивает черноземную экономику. Так, если в первом квартале 2013 года индекс промышленного производства в Воронежской области показывал хороший рост по сравнению с 2012-м (плюс 8,1% при минус 1,2% в России), то в январе-марте 2014-го – всего 1,5% (при 1,1% в РФ). На Белгородчине ИПП за первый квартал – 1,7%. Сюда же надо добавить проблемы дефицита региональных бюджетов, прежде всего в связи с необходимостью исполнения так называемых майских указов Владимира Путина.
Из четырех врио губернаторов черноземных регионов, которым в сентябре предстоит избраться на новых срок, один срочник – Алексей Гордеев, то есть он идет на выборы в плановые сроки в связи с истечением полномочий, один форс-мажорщик (и коммунист) Вадим Потомский, сменивший Александра Козлова, и два досрочника - Александр Михайлов и Олег Королев. То, что Михайлов и Королев поставили перед главой государства вопрос о переизбрании раньше положенного срока, объясняется целым рядом факторов. Во-первых, федеральной повесткой дня, но прежде всего – проблемой-2018, когда истекут полномочия Путина. Близкий к Кремлю Институт социально-экономических и политических исследований еще в 2012 году констатировал в своем докладе необходимость максимально оторвать региональные выборы от общероссийских, в том числе госдумских-2016, иначе ситуация будет чревата ослаблением политической стабильности во многих субъектах Федерации и нарастанием усталости избирателей к ключевой, президентской кампании. Соответственно, выборы в регионах по максимуму отодвигаются от 2016-го и 2018 годов. В 2014-м избирательные кампании по определению губернаторов только в 11 субъектах РФ пройдут в плановом порядке. Но насчитывается уже больше 20 регионов, где они будут, в том числе новички – Липецк и Курск.
Во-вторых, безусловно, Михайлов и Королев руководствовались своими интересами. Как будет развиваться ситуация в условиях экономического и внешнеполитического кризиса (Украина и новые санкции), прогнозировать трудно, поэтому, видимо, они предпочли избраться пораньше. А Кремль, учитывая, разумеется, и собственные, и общефедеральные интересы, пошел им навстречу. Как отмечает политолог Владимир Слатинов, при оценке деятельности губернаторов в администрации президента традиционно исходят из социально-экономического развития того или иного региона, степени политического контроля, рейтинга и отсутствия сильных лоббистов на уровне Москвы.
«Безусловно, главная причина досрочных выборов – желание Кремля развести выборы федерального и регионального уровня, – говорит Александр Косырев. – Но если бы губернаторы не чувствовали силы для победы, они бы, конечно, не решились бы на такой шаг, как досрочная отставка. Пока есть возможность избраться, ею нужно пользоваться, тем более таким старожилам во власти, как Олег Королев и Александр Михайлов». Королев возглавляет Липецкую область с 1998 года, а Михайлов Курскую – с 2000-го.
Фонд «Петербургская политика» (президент – Михаил Виноградов) традиционно относит Орловскую область к субъектам Федерации со слабой политической устойчивостью, а вот Воронежская, Липецкая и Курская области – середнячки. Из последних негативных событий в Липецке исследовательская контора отмечает, в частности, митинг против «произвола в сфере ЖКХ», на котором звучали требования отставки губернатора Олега Королева и мэра Михаила Гулевского, возможное закрытие Елецкой сапоговаляльной фабрики, если ей не удастся наладить рынки сбыта в северных регионах, и возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями сотрудниками администрации Добровского района. В Курске, в свою очередь, недавно ушел в отставку по собственному желанию вице-губернатор по правовым вопросам Николай Ткачев, близкий к губернатору Михайлову, ООО «Вагонмаш» отказалось от планов по возведению в Железногорске промышленного комплекса по производству стальных конструкций, а губернатор, не исключено, начиная таким образом кампанию, жестко раскритиковал руководство того же Железногорска за газовые долги. Было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в отношении менеджеров агрохолдинга «Разгуляй», владеющего тремя сахарными заводами в регионе. До конца 2015 года остановлена работа сахзавода в Мантуровском районе. В общем, примерно типичные конфликты и проблемы. Они характерны и для Воронежа с Орлом.
Всенародные выборы в четырех черноземных регионах пройдут впервые после многолетнего перерыва. И у них есть своя особенность - муниципальный фильтр, который нужно преодолеть, собрав подписи депутатов, имеющих отношение к региону, и глав местного самоуправления. В Воронежской области, скажем, он составляет 5%. Поскольку такую роскошь, как наличие требуемого числа подписей, может себе позволить только одна партия - «Единая Россия» (в Воронеже коммунисты сталкиваются со сложностями), многие политологи, в частности Владимир Слатинов, считают выборы не до конца свободными, более того, напоминающими договорные матчи. У «Единой России» и губернаторов, имеющих и отлаженный пропагандистский (в смысле масс-медиа), и административный ресурс, и консервативное сельское население, есть возможность выбирать себе спарринг-партнеров. Кремль, безусловно, призывает их к конкурентности, но хозяин до определенной степени – барин.
Однако справедливости ради надо сказать, что ограничения свободы были на выборах всегда. В Воронежской области в ходе последней губернаторской кампании – 2004 против действующего тогда главы региона Владимира Кулакова выдвинулся спикер Воронежской облдумы Алексей Наквасин. На том его политическая карьера и закончилась.
Есть две схемы современных губернаторских выборов, ставших уже классическими, – Москва и Подмосковье образца лета-осени 2013 года. Из 38 человек, пожелавших принять участие в выборах мэра российской столицы, 32 не приняли участие в кампании. Им не дали. А с четырьмя, в том числе с оппозиционером Алексеем Навальным, «Единая Россия» поделилась подписями, оказав им помощь в преодолении муниципального фильтра. Только Иван Мельников (КПРФ) и и.о. мэра Москвы Сергей Собянин преодолели фильтр сами. Результат: Собянин – 51,4%, Навальный – 27%. Но, как считается, интриги тем выборам добавил Владимир Путин, не желавший, чтобы мэр Москвы получил больше, чем он сам в президентскую кампанию – 2012 (о чем, кстати, не стоит забывать черноземным губернаторам). Но вот сценарий Подмосковья все-таки ближе к нашим палестинам, учитывая консерватизм села и раздробленность альтернативных элит. Тамошний врио губернатора Андрей Воробьев набрал в сентябре 2013 года почти 80%, кандидат от Болотной площади Геннадий Гудков – 4,4%, коммунист Константин Черемисов – 7,7%. Можно также привести пример успешного избрания белгородца Евгения Савченко (77,6%).
Если выборы в Воронежской, Курской, Липецкой и Орловской областях пройдут по подмосковно-белгородскому сценарию, то они фактически станут референдумами о доверии Гордееву, Михайлову, Королеву и Потомскому. Надо, правда, делать скидку, что ситуация в Курске и Орле, как считается, более разбалансирована, чем в Воронеже и Липецке (даже несмотря на наличие в последнем второго мощного после Королева политического центра принятия решений – Новолипецкого меткомбината), всюду есть недовольный властью электорат и своя специфика, особенно в областных центрах. Но во всех четырех регионах едва ли возможен сценарий, при котором оппозиция, как в Новосибирске на выборах мэра, объединится вокруг единого кандидата, бросив вызов ставленнику Владимира Путина, уже в статусе присоединителя Крыма, и победит.
Но тогда возникает резонный вопрос, зачем федеральной власти было городить огород с возвратом губернаторских выборов. Ну прежде всего очевиден эффект выхлопа пара со стороны населения на таких мероприятиях, у губернаторов появляется уверенность в себе и определенная независимость от Кремля, иными словами, легитимность. Кроме того, выборы дают возможность организовать дискурс о путях развития региональных экономик в условиях стагнации, узких местах и новых точках роста. К примеру, даже на праймериз «Единой России» в Воронежской области, в которых победит Алексей Гордеев, есть возможность состязательности неких программ развития, пусть и нарисованных на коленке. Внутрипартийными спарринг-партнерами Гордеева станут не последние люди – сенатор Геннадий Макин и глава администрации Рамонского района Виктор Логвинов.