Воронеж. 28.05.2014. ABIREG.RU – Аналитика – На праймериз воронежского реготделения «Единой России» с большим отрывом от конкурентов, ключевыми из которых были сенатор Геннадий Макин и глава администрации Рамонского района Виктор Логвинов, ожидаемо победил губернатор Алексей Гордеев. Иного в современной политической системе и ситуации и быть не могло: в начале года утвердив Гордеева врио главы региона, доверие ему оказал российский президент Владимир Путин. Но, к сожалению, праймериз не стали конкуренцией альтернативных программ развития Воронежской области.
На недавнем заседании воронежского Клуба политологов однозначный скепсис относительно внутрипартийных голосований, которые, согласно партийному уставу «Единой России», обязательно предшествуют официальному выдвижению того или иного кандидата на выборах различных уровней, выразили руководитель института изучения общественного мнения «Квалитас» Александр Романович и заместитель руководителя аппарата губернатора и облправительства Андрей Марков. По словам Романовича, праймериз вызывают раздражение избирателей, которым в случае с воронежскими губернаторскими выборами и так очевидно, кто является безусловным лидером в регионе (или, как говорят политологи, доминирующим политическим актором) и кто в конечном счете будет выдвинут «Единой Россией». Марков, в свою очередь, заметил недемократичность устава партии: праймериз - обязательная процедура, устав, по мнению чиновника, нужно либерализовать таким образом, чтобы у отделений «ЕР» были варианты: проводить или не проводить внутрипартийные голосования.
На мой взгляд, праймериз, несмотря на ряд «но» - от социолога Романовича и аппаратчика Маркова, - безусловно, важная и нужная процедура для партии, но не для того, чтобы определить предпочтения членов «Единой России» и ее сторонников (они накануне выборов губернатора вполне очевидны), а для того, чтобы заострить проблемы (в нашем случае - Воронежской области) и предложить альтернативные программы социально-экономического развития региона. Собственно, губернаторские кампании в нынешней политической системе и ситуации нужны ровно для того же самого. А в целом они являются, по определению политолога Владимира Слатинова, даже не референдумами о доверии первому лицу, а организацией голосования граждан.
С технической и презентационной точек зрения, праймериз-2014 дают фору аналогичному внутрипартийному голосованию на выборах мэра Воронежа-2013. Последнее осуществлялось в режиме форс-мажора, когда незадолго до завершения избирательной кампании неожиданно сменился ее фаворит. Вместо основателя мебельного холдинга «Ангстрем», тогдашнего и.о. главы города Геннадия Чернушкина кандидатом губернатора Алексея Гордеева и «Единой России» стал Александр Гусев, на тот момент - малоизвестный широким народным массам заместитель Гордеев. На встрече с главой региона общественность выдвинула для участия в единоросских праймериз главу администрации Рамонского района Виктора Логвинова и главного врача областной больницы Александра Щукина. Но в результате их заменили главы организаций «Наше общее дело» Виктор Буздалин и «Народный контроль и убитые дороги Воронежа» Сергей Романенко, то есть явно несопоставимые Гусеву фигуры. А первый вице-мэр Воронежа Сергей Крючков, единственный сильный и заметный участник голосования, находился за границей и физически не мог принять участие в мероприятии.
В праймериз-2014 уже против самого Гордеева были выдвинуты два тяжеловеса - сенатор Геннадий Макин и глава администрации Рамонского района Виктор Логвинов, входящий в передовой отряд префектов Воронежской области, а также председатель профсоюзной организации студентов Воронежского педагогического университета Максим Елизаров. Итоги на Воронежской площадке (одной из трех) таковы: Гордеев - 187, Макин - 31, Логвинов - 28, Елизаров - 13 голосов. Но все-таки, по словам заместителя руководителя исполкома «Единой России» Романа Жогова, они не выдвигали конкретные программы, альтернативные гордеевской, а просто делились с выборщиками своим видением отдельных проблем развития региона. Причем если на Аннинской площадке Макин и Логвинов реально обсуждали с однопартийцами и сторонниками актуальные темы, то в Воронеже Логвинов предложил дружно поддержать единого кандидата. На что Гордеев вынужден был заметить, что «альтернатива есть всегда, ведь надо готовить смену». «Хотя бы для того, чтобы не наступило головокружения от успехов», - добавил он.
Какие же проблемы поднимали кандидаты? Как выяснилось, достаточно локальные. Например, по словам Романа Жогова, реальную привязку врачей к сельской местности. По соответствующей областной программе молодые медики, распределяющиеся в районы области, тратят выделенные им на обустройство деньги на покупку машин, тогда как, по мнению Логвинова, они должны расходоваться целевым образом - на жилье. Сам Гордеев тоже не порадовал стратегическим видением путей развития Воронежской области, хотя надо сказать, что экономика региона, как и всей страны, находится в режиме стагнации, рискуя свалиться в рецессию, о чем недвусмысленно свидетельствуют результаты первого квартала (индекс промышленного роста в регионе - 101,5%, в России - 101,1%). И еще несколько штрихов, характеризующих актуальную повестку дня: необходимость исполнения так называемых майских указов президента не позволяет хотя бы частично и уже в 2014 году вписать в облбюджет детей войны, поколение, родившееся в период с 1928-го по 1945 год, а, скажем, в дороги Воронежа в 2014-м (1 млрд рублей) с учетом инфляции вкладывается в два раза меньше, чем в 2008-м.
Но Алексей Гордеев, вместо того чтобы говорить о реальных точках роста экономики и возможностях ее выхода из кризиса, всего лишь повторил красивые слова о «следующей пятилетке качества», «совершенно других сдвигах», о том, что «каждый воронежец должен почувствовать себя членом большой команды», как будто дело происходило на каком-нибудь партийном мероприятии брежневской эпохи.
Таким образом, можно констатировать, что праймериз не стали конкуренцией реальных программ развития Воронежской области, а их результаты на Воронежской площадке с высокой долей вероятности повторятся по итогам голосования 14 сентября. Если Геннадия Макина заменить на потенциального выдвиженца КПРФ Константина Ашифина, то коммунист - при 72% (187 голосов) у Алексея Гордеева - получает 11% (31). Аналогичный результат Гордеева показывал, кстати, апрельский опрос «Квалитаса» - 69,1%. И здесь возникает определенная ловушка для Гордеева и его команды чиновников-политтехнологов: если результаты внутрипартийного голосования так же предсказуемы, как и результаты выборов, то зачем избирателю идти на избирательные участки? Какова будет мотивация жителя области, особенно областного центра, при всего двух, скорее всего, спарринг-партнерах - коммунисте и депутате областной думы Константине Ашифине и либерал-демократе из Госдумы Сергее Журавлеве, - которые обладают в местном истеблишменте сопоставимым весом с Макиным и Логвиновым?
Другой вопрос, который возникает по результатам праймериз: а будет ли у Алексея Гордеева предвыборная программа - такая, скажем, как у Александра Гусева, когда он баллотировался в мэры Воронежа, или как у президента Владимира Путина? У Гусева все обещания были расписаны буквально по годам, но от ряда позиций он уже отошел, в частности, отказался от запрета на точечную застройку в центральной части города и обновления парка маршруток в 2014 году на 80%. У Путина было, как известно, семь статьей, на основе которых и появились знаменитые майские указы-2012. И кроме того, возникает более важный вопрос: а будет ли на губернаторских выборах нормальная демократическая конкуренция программ с их публичным обсуждением по секциям на базе Общественной и Торгово-промышленной палат и так далее, как в свое время обсуждали «Стратегию-2020» (о ней, к слову, никто уже не вспоминает), будут ли дебаты по содержанию той повестки дня, с которой выходят к избирателям кандидаты?
Известно, что Ашифину программу готовит доктор физико-математических наук Юрий Корчагин, а Журавлеву - бывший чиновник, кандидат исторических наук и политолог Павел Кабанов с группой экспертов. То есть довольно неглупые люди, из предложений которых команда Гордеева может многое почерпнуть. Так что на выборах, очевидно, сохраняется интрига, которая, уверен, разрешится так же, как и на праймериз, - то есть отсутствием широкого общественного дискурса о проблемах региона. Судя по всему, дело идет к тому, что у Гордеева как таковой программы не будет. Его предвыборная платформа сведется к демонстрации достижений первой пятилетки, о чем уже свидетельствуют появившиеся с начала года в регионе билборды (вроде «Воронежская область - территория промышленного взлета!» при 1,5% ИПП по итогам первого квартала), и обещаниям «совершенно других сдвигов», но без конкретики. Хотя избирателю интересно, насколько - вдвое или втрое - вырастет его зарплата.
Но Гордеев явно задумывается о будущем губернии, желая, как считается, остаться в народной памяти Виталием Воротниковым – 2. Отсюда, видимо, и его заявление о том, чтобы воспитать себе преемника. И не одного.