11 ноября 2024, 00:29
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Гендиректор первого воронежского дата-центра DataHarbour Кирилл Корнев: «Доходность в коммерческих операциях снижается, и нужно искать новые проекты для бизнеса»

29.05.2014 11:39
Автор:
Аналитика - Начав с перезапуска Воронежского алюминиевого завода, группа бизнесменов открыла для себя новую нишу - дата-центр. На базе бывших площадей алюминиевого завода, на площадке «Проминвеста», появился высокотехнологичный проект - Центр обработки данных (ЦОД) DATAHARBOUR компании «ДатаПорт». Бизнесмены уверяют, что это новое интересное направление бизнеса.

Воронеж. 29.05.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Начав с перезапуска Воронежского алюминиевого завода, группа бизнесменов открыла для себя новую нишу – дата-центр. На базе бывших площадей алюминиевого завода, на площадке «Проминвеста», появился высокотехнологичный проект – Центр обработки данных (ЦОД) DATAHARBOUR компании «ДатаПорт». Бизнесмены уверяют, что это новое интересное направление бизнеса. Они считают, что современный центр обработки данных, соответствующий международному уровню надежности, TIER-3 будет востребован воронежскими торговыми сетями, крупными компаниями и представителями власти. О том, как компания намерена завоевать воронежский рынок, «Абирегу» рассказал генеральный директор компании «ДатаПорт» Кирилл Корнев.

- Как российскому бизнесмену пришло в голову создать такой бизнес — дата-центр?

- Я работал руководителем в разных компаниях, в «ЕвразХолдинге», продавал металл, продавал коксохимическую продукцию, работал в группе ГАЗ заместителем председателя правления, продавал МАЗы, был дилером. Рынок продаж достаточно быстро наполняется новыми конкурентами, денег сейчас много и в финансовой системе, и в частных руках, поэтому самое простое, что можно сделать, — это найти емкий рынок, взять продукт и пытаться его перепродавать. После 2008 года торговые наценки на коммерческих операциях исчисляются не процентами, а десятыми долями процентов, причем даже маржа может составлять процент. А у любого процесса есть затраты, поэтому, с моей точки зрения и с точки зрения моих партнеров, находиться в рынке чистой перепродажи стало неинтересно, поэтому нужно было найти новую сферу.

- Я знаю, что на площадке «Проминвеста» новый дата-центр — не единственный ваш бизнес-проект.

- Да, сама эта площадка подкинула нам пару идей. Одна идея была восстановить и запустить производство алюминиевого профиля, который здесь когда-то производился. Мы осуществили этот замысел полтора года назад. В настоящий момент компания «ЛайтКонстракшен» производит алюминиевый профиль методом экструзии на прессовой линии производства немецкого холдинга SMS groop. Без ложной скромности можно сказать, что это производитель оборудования №1 в мире для нужд предприятий черной и цветной металлургии. Отсюда и показатели эффективности нашего предприятия – одни из лучших в России. По сравнению со старым алюминиевым заводом у нас работает 50 человек, было 1000, а продукции мы выпускаем 300 тонн, было 600.

Технологически эта территория подходила очень хорошо, она обладает большим количеством энергоресурсов. В городе, если говорить применительно к производству экструдированного алюминиевого профиля, есть определенное количество людей, которые обладают данной компетенцией. Началось именно с экструзии, потом стали анализировать, чего еще такого можно запустить, что требует энергетики, которая обычно является проблемой, а здесь есть в достаточном количестве. Хотелось сделать что-то новое, инновационное. В процессе поиска наткнулись на исследование рынка ЦОД, которое подготовило Агентство по инновациям и развитию Воронежской области. Загорелись: а почему не посмотреть в сторону строительства Центра обработки данных? Было произведено дополнительное маркетинговое исследование, которое подтвердило перспективу данного направления.

- Как вы сейчас ощущаете себя на воронежском рынке?

- Ощущаю себя хорошо. А если без шуток, то проблем хватает, но все они решаемы. На строительство от идеи до настоящего момента ушло два года. Думали, быстрее управимся, но потом решили, что торопиться не стоит, а лучше уделить дополнительное время на работу над ошибками. В настоящий момент мы можем сказать, что только сейчас готовы начать предоставлять услуги клиентам, хотя начало тестовой эксплуатации всего оборудования началось еще в ноябре 2013 года. Полгода ушло на обучение, настройку сложного оборудования, устранение неисправностей и доделку того, что не было запланировано. А как же без этого?

Техническая часть проекта готова полностью. Сейчас набираем специалистов в коммерческий блок, ищем секретаря, ну и стартуем.

- Как на вас сказывается процедура банкротства «Проминвеста»? Не жалеете, что выбрали данную площадку?

- Мы пришли на эту территорию еще до наступления процедуры, сразу заключили долгосрочные договоры аренды на 10 лет, что соответствует нормальному сроку эксплуатации ЦОДа. Оборудование за это время физически и морально устаревает. Так что через 10 лет будем принимать решение, оставаться или переезжать. В современном мире все очень быстро меняется, и ценность любого бизнеса – не в помещении, а в конкурентоспособности вашего продукта. Ну, а с подобным продуктом мы первые не только в Воронеже и Воронежской области, но и Черноземье.

К тому же мы собрали часть кредиторской задолженности «Проминвеста» и можем влиять на дальнейший процесс банкротства. Возможно, поменяем долги на помещения. Но даже если их купит кто-либо другой, для нашего бизнеса это не существенно: по российскому законодательству, при покупке имущества, обремененного договором аренды, новый собственник должен выполнять эти обязательства. Поэтому мы себя чувствуем достаточно комфортно. А за аренду мы платим деньги не существенные, с точки зрения общих затрат и доходов.

Нас больше беспокоит уровень дополнительных услуг, которые мы получаем в компании «Проминвест». У площадки существует определенная проблема с территориальной удаленностью от основных маршрутов общественного транспорта. Разговаривали с другими арендаторами, все своих работников возят сами, ну и мы, соответственно. Почему «Проминвест» не может пустить свой транспорт и оказывать услугу для всех участников, мне не понятно.

- Когда начался проект «ДатаПорт»?

- Мы зарегистрировались в 2011 году, начали строительство в 2012-м. А идея, конечно, возникла чуть-чуть раньше.

- Все, что я вижу, выглядит миллионов на 100.

- А мы и не скрываем, у нас суммарно инвестпроект выйдет миллионов в 200. Сейчас часть оборудования не устанавливали, будем докупать по ходу наполнения ЦОДа клиентами. Использовали только свои средства, кредиты не привлекали: стартап, причем большой, банки кредитовать не хотят, им нужно показать уже работающий процесс и доход. Так что на следующих этапах развития будем привлекать чужие денежные средства.

- В течение года вы прорабатывали базу и искали потенциальных клиентов. Как вы в первые месяцы работы смогли привлечь всероссийский онлайн-кинотеатр IVI? Есть ли у вас пул потенциальных клиентов?

- Каким образом мы приводим клиентов? Поймали его на конференции, сказали: «Хотим сотрудничать!». Весь успех заключается в том, что нужно хватать то, что хочешь, и тащить. (Улыбается.) С остальными происходит то же самое. Большинство потенциальных компаний-клиентов, которые находятся на рынке, пребывают в состоянии размышлений, они никуда не двигаются, у них уже все хорошо. Поэтому такую компанию надо хватать и тащить. На данный момент мы разрабатываем проект сотрудничества с торговой «дочкой» МТС, которая продает телефоны. В ближайшее время у нас должны появиться их сервера.

- Для чего они хотят у вас разместить сервер?

- Для того же, для чего и все остальные клиенты выбирают размещение своих серверов в специализированных дата-центрах. Во-первых, это очень высокий уровень безотказности. Для любого продавца стоит задача оперативно обслужить клиента, а что сделает клиент, если ему на кассе предложат подождать чек хотя бы пять минут? Он просто поменяет магазин, банк или другую компанию. Второе: размещение сервера в ЦОДе – это элементарно дешевле, чем делать это самому. Так что это как раз тот случай, когда можно убить двух зайцев, поэтому рынок ЦОД и переживает бум во всем мире.

- Какие есть сложности в вашей работе?

- В основном смешные. У одного из провайдеров шло оптоволокно рядом с нашим зданием, нужно было сделать отпайку на 50 метров. Мы месяцев шесть доказывали, что это нужно сделать, писали обоснования, гарантировали, что провайдер получит клиентов. Потом внезапно приезжают технари, которые в течение 15 минут все делают и уезжают. Кабель этот стоит рублей 100, услуги тоже рублей 100, то есть себестоимость процесса 200 рублей, при этом 5-10 топ-менеджеров обсуждали этот процесс полгода.

- С какими клиентами вы собираетесь работать?

- Со всеми, кто умеет считать деньги и не боится слова «аутсорсинг». Мы делим клиентов на две части. Первые — это региональные клиенты. Вторые — федеральные. Региональный рынок придется создавать, обучать. Это перспективный рынок, мы на нем первые, но на это уйдет определение время. Федеральный рынок уже существует. Наибольшее количество дата-центров находится в Москве, это около 70% мощностей, еще 20% обосновалось в Санкт-Петербурге, остальные в регионах по всей России. Для компаний из Москвы нужно предложить что-то особенное, они уже очень хорошо знают, что хотят, но мы готовы конкурировать за данных клиентов. Наша цель предложить качественную услугу за меньшие деньги. Кстати, достаточно привлечь всего 1% клиентов из Москвы, чтобы полностью занять наш ЦОД (в Москве общее количество стоек в ЦОДах перевалило за 20 тыс. штук, у нас в ЦОДе – 200). Поэтому в Москве мы создали представительство, и первый клиент – именно московская компания. Правда, пока это не основное оборудование, а та часть, которую наши арендаторы стараются расположить ближе к своим клиентам, то есть к воронежским пользователям.

Для успешного привлечения клиентов из столицы нам необходимо максимально качественно решить проблему связи. Я считаю, что на сегодняшний момент у нас проблема решена на 50% - пока связь недостаточно хороша. Но мы решим эту задачу в течение года, расширив список провайдеров и качество каналов.

- Сколько провайдеров с вами работает?

- У нас сейчас есть четыре провайдера. С одной стороны, этого уже достаточно, но мы хотим больше. Клиенты — люди придирчивые: «Хочу работать с «Мегафоном», а у вас его нет! Хочу работать с МТС — а его нет!» Поэтому для того, чтобы полностью удовлетворить клиентов, мы пришли к выводу, что количество провайдеров должно быть большое, и, как следствие, возможность привлечения новых клиентов возрастает. С точки зрения пропускной способности, у нас проводов уже хватает. Оптика подходит от таких компаний, как «ТрансТелеКом», «Квант», «Билайн», «Информсвязь-Черноземье». На подходе «Ростелеком», МТС, а в целом ведем переговоры со всеми оптоволоконными провайдерами.

- То есть вы выходите на все компании Черноземья, у которых сервера в других городах, и предлагаете свои услуги?

- Я бы сказал, что в настоящий момент мы информируем потенциальных клиентов о том, что мы появились. Причем не только в Черноземье, но и в Москве. В том числе и при помощи вашей статьи. Особенно компании, у которых новые проекты и они находятся в поиске площадки для размещения оборудования. Один из проектов, с которым мы сейчас контактируем, — это компания, которая участвует в конкурсе по взиманию платы за проезд грузовых автомобилей по федеральным трассам. Если вы отслеживаете, что происходит с дорожным хозяйством, то знаете, что у нас в ближайшее время не только платные участки дорог будут, но и с 2015 года каждый автомобиль весом более 12 тонн будет платить за каждый километр 3,5 рубля. На сегодняшний день проходит конкурс, кто будет реализовывать эту систему. Мы участвуем в конкурсе в качестве подрядчика, и в случае выигрыша оборудование будет размещено у нас.

Вторая часть клиентов — это местные, которых можно разделить на частных и государственных. Местный рынок значительно отстает от Москвы и Санкт-Петербурга. В Воронеже проходят процессы, которые проходили в столице семь лет назад, когда клиентам приходилось объяснять, ссылаясь на опыт компаний из США, что такое дата-центр, для чего он нужен и что может получить клиент от использования услуг ЦОДа. Основная наша задача – объяснить, что мы предлагаем, что это безопасно, что ваш сервер никто не украдет и что вы можете сэкономить деньги. Начали с госсектора, проводим беседы, предлагаем попробовать. Часто сталкиваемся с недопониманием, но мы этого ожидали по опыту развития рынка ЦОД Москвы. IT-сфера вообще для большинства руководителей — темная. Компьютер работает — и слава Богу, а как все это проходит – совершенно не интересует. Но есть компании, для которых надежно работающая IT-инфраструктура жизненно необходима.

- Какие компании вы можете включить в этот ряд?

- Первое – все компании, имеющие дело с денежными расчетами, банки, платежные системы, торговые компании, далее можно выделить сектор связи, операторы телефонии, колл-центры, отдельно можно выделить сегмент рынка с видеоинформацией (например, городское или частное видеонаблюдение), кому-то просто необходимо хранить большое количество информации, архивы, причем длительное время, ну и, конечно, компании, которые производят вычисления с большими числами. И, разумеется, интернет-компании, сайты, соцсети, продавцы видеоконтента…

Это я перечислил уже созревшие компании, а в целом можно утверждать, что есть общая тенденция перехода даже очень небольших компаний и частных клиентов на IT-аутсорсинг. Я думаю, что молодое поколение будет хранить свои семейные фото не в альбоме на полке и не на жестком диске своего компьютера, а в облаке на чьем-нибудь ЦОДе.

- Вы говорили, что правительство хотело размещать у вас свои серверы, узнали, что это в два раза дешевле, но все равно засомневались. Почему?

- Я сказал, что мы работаем с разными государственными подразделениями и компаниями. Делаем пробные экономические сравнения. Пока по всем случаям наблюдаем однозначный выигрыш потребителя при переходе к нам в ЦОД. Действительно, выигрыш доходит до двух крат, но нужен период адаптации: клиент должен осознать, перепроверить расчеты. К сожалению, существуют и внутренние проблемы у клиента, например, большинство руководителей, чиновников не углубляются в проблемы IT. А айтишники этим пользуются и стараются не пускать никого в свои проблемы. Когда мы приезжаем к какому-нибудь потенциальному клиенту, начинаем предлагать разместиться у нас и беседуем с айтишником, то ответ обычно резкое «Нет, это невозможно!». На вопрос «Почему?» они нервно начинают говорить, что у них «уникальное и секретное» оборудование. То есть просто набор эмоциональных реплик. Хотя, например, московское правительство полностью расположило свои серверы в коммерческих дата-центрах. А у нас получается, что каждое подразделение покупает себе сервер, который загружен на 3%, и размещает у себя. Строит для себя серверную, нанимает специалистов. Переплата идет в разы. Проблема в том, что айтишник считает, что в случае размещения сервера в дата-центре он будет не нужен, и всеми руками отмахивается от этой идеи. Это не совсем так: избавиться от всех айтишников не удастся, но можно будет повысить их производительность труда. Специалисты будут заняты не перезапуском компьютеров и серверов после внезапного отключения электричества (в ЦОДе оно, кстати, не отключается), а внедрением и поддержанием сложных программных продуктов. И как следствие – повышение производительности труда не только в ИТ-индустрии, но и в целом по отраслям.

На сегодняшний день у нас есть протокол по городским серверам видеонаблюдения. Мы посчитали: они на электричество тратят в два раза больше, чем они платили бы, если бы их сервера стояли у нас.

- Вы вложили 200 млн рублей и только сейчас думаете, кому все это продавать. Вряд ли у вас планы изначально именно так складывались.

- В каждом проекте есть риски. Его взвешивает сам инвестор: готов ли он рискнуть или нет. Мой опыт подсказывает, что, пока не запустишь какой-то продукт, продать его крайне сложно, особенно если тебя на этом рынке еще не было. Нельзя говорить о том, что дата-центр строится под кого-то. Мы делали анализ по частным потребностям, делали различные расчеты. Предварительных соглашений мы не подписывали.

- При риске должна быть высокая доходность.

- Доходность будет, в этом мы не сомневаемся. Потенциальный доход, который можно получить, - это порядка 200 млн рублей в год при объеме инвестиций в 100 с постепенным реинвестированием до 200 млн — это показатель, за который стоит рисковать. На самом деле, проект был тщательно просчитан и все риски анализировались. Правильность нашего решения подтверждает общая тенденция на данном рынке: например, в Твери запустили ЦОД за 600 млн рублей, а в Москве в этом году анонсировали проект с бюджетом 3 млрд рублей. Идет захват территорий, приходится рисковать.

- Не было ли мыслей взять кого-то из существующих дата-центров в партнеры?

- Вы зрите в корень. Мы ведем переговоры. Пока строили, сталкивались с тем, что потенциальных инвесторов много. Многие игроки на рынке не хотят вести диалог. Они тебя выслушают, но говорят: ты построй, а потом приходи. Сейчас у нас есть что показать, и мы ищем партнеров. Причем партнеры нужны не только для географического охвата, но и для увеличения глубины услуги ЦОД.

Кстати, сейчас меняется законодательство, появилась тенденция к тому, чтобы компании, государственные и работающие в Интернете, свое оборудование размещали в России. Так что ждем наплыва клиентов!

- Получается, вы первая воронежская компания, которая выиграла от санкций США против России?

- Мы вообще считаем, что все, что происходит на сегодняшний день, — это благо. Происходит осмысление, что нельзя в такой большой стране и при таком количестве ресурсов расслабляться и думать, что мы будем перепродавать друг другу чужие товары и все у нас будет хорошо. Не будет: расслабимся – все отберут. Необходимо значительно увеличивать долю в любом продукте или услуги, которая создается на территории нашей страны. Просто стыдно, что наши компании отдают на обслуживание свои сервера в Европу, но данная тенденция меняется и не только из-за законодательных ограничений. Цена-качество отечественных ЦОДов уже не уступает, а во многом и превосходит европейские аналоги.

- Какой срок установили акционеры на окупаемость?

- Пять лет. Цель на первый год — это наработка клиентов, переговоры, ставим первые юниты. Начиная со второго года идет наполнение ЦОДа оборудованием, расширяем клиентскую базу. Мы себе не ставили сверхпланов, что за полгода половину ЦОДа займем. Нет, не займем. Но идем сейчас даже лучше, чем планировали, и перспективы очень хорошие.

- Нет ли у вас желания создать интернет-хостинг, файлообменник или любое другое облачное хранилище?

- Желание есть, но не все сразу. Надо здраво оценивать свои возможности. Тенденция у всех ЦОДов одинаковая: начинают все с хранения чужих серверов, а затем идут в сторону предоставления облачных услуг. Мы, конечно, не исключение – развиваться будем и вширь, и в глубину, но, как я уже говорил, приоритетным вариантом развития для нас являются партнерские отношения с компаниями, которые уже имеют необходимые компетенции.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1