Воронеж. 02.06.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Удивительно, но факт: в регионе, как высчитал Воронежстат, в 2013 году децильный коэффициент (или коэффициент фондов) составил больше, чем в 2012-м: 15,6 против 14,8. Таким образом, социальное расслоение в воронежском обществе нарастает. Доходы ниже среднего уровня имели в 2013-м 64,9% граждан. На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30,4% доходов, или порядка 190 млрд из 621,3 млрд рублей, а на долю 10% наименее обеспеченного – лишь 1,9%. Учитывая главное политическое события года – губернаторские выборы, – очевидно, что кандидаты, не будь они дураки, особенно левые, используют высокий уровень бедности в своей кампании.
Децильный коэффициент рассчитывается как соотношение совокупного дохода 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей. Если показатель составляет свыше десяти, то территория находится в полосе социальной нестабильности. В Воронежской области децильный коэффициент вылез далеко за десятку и, более того, он растет. Из 2,33 млн человек, проживающих на территории региона, 136,3 тыс. по результатам 2013 года имели среднедушевой доход до 5 тыс. рублей, 165,8 тыс. - от 5 до 7 тыс., 289,6 тыс. - от 7 до 10 тыс., 368,1 тыс. - от 10 до 14 тыс., 368,3 тыс. - от 14 до 19 тыс., 390 тыс. - от 19 до 27 тыс., 387,5 тыс. - от 27 до 45 тыс., 224,7 тыс. - более 45 тыс. рублей. Примечательно, что доля трех самых богатых групп в 2013 году выросла. Тех, чьи доходы превышают 45 тыс. рублей, - с 6,3 до 9,7%; тех, чьи доходы находятся в диапазоне от 27 до 45 тыс., - с 13,5 до 16,6%; а тех, чьи доходы составляют 19-27 тыс. рублей, - с 15,4 до 16,7%.
Однако официально бедными, то есть людьми, имеющими доходы ниже прожиточного минимума, являются только 9,1% воронежцев, или 212, 3 тыс. человек. Но именно официально. По утверждению директора Института социологии Российской академии наук Михаила Горшкова, в 2013 году всеми признаками человека за гранью бедности обладал каждый пятый гражданин России. Но официально по стране в целом к бедным относились меньше, чем в Воронежской области (8,8% против 9,1%). В исследовании бедных условно разделили на две группы: по доходу и на людей, испытывающих лишения даже при относительно неплохих доходах (болезнь, иждивенцы и т.д.); к последней категории в 2013 году относилась четверть населения страны.
В 2013-м денежные доходы населения Воронежской области сложились в сумме 621,3 млрд рублей и увеличились по сравнению с 2012-м на 17,6%. Ежемесячный среднедушевой денежный доход составил 22,228 тыс. рублей и увеличился на 17,7%. Но реальные денежные доходы, то есть доходы, скорректированные на индекс потребительских цен, в декабре по сравнению с тем же месяцем 2012-го увеличились на 6%, а по сравнению с ноябрем 2013-го - на 42%. За 2013 год они выросли на 9,7%.
Структура потребительского бюджета различных групп населения, как справедливо замечает Воронежстат, в значительной степени зависит от уровня дохода. В 2013 году наименее обеспеченная десятипроцентная группа населения расходовала на покупку продуктов питания почти половину потребительского бюджета, в то время как затраты наиболее обеспеченной десятипроцентной группы на те же цели не превысили 20% от общей суммы затрат на потребление. Существующая разница в доходах обеспечила более высокий уровень расходов на покупку непродовольственных товаров в высокодоходных домохозяйствах - 63% против 29% в низкодоходных, что, в общем-то, логично.
Согласно выборочному обследованию бюджетов домашних хозяйств Воронежской области за 2013 год, основным источником средств к существованию для 75% обследуемых домашних хозяйств в городской местности являлся доход от трудовой деятельности и для 25% - пенсия. В сельской местности 56% домохозяйств назвали основным источником доход от трудовой деятельности, 31% - пенсию, 13% домохозяйств - доход от личного подсобного хозяйства. Иными словами, в воронежском селе практически перестали держать домашнюю скотину. И здесь, безусловно, стоит напомнить, что как следствие африканской чумы свиней, пронесшейся минувшим летом по региону, их поголовье резко сократилось в крестьянско-фермерских (по результатам апреля 2014-го - с 12,2 до 3 тыс. голов) и частных хозяйствах (со 168,3 до 44,1 тыс.).
Совершенно очевидно, что в условия стагнации в российской и, конечно, воронежской экономике социальное расслоение будет только нарастать. А данные Воронежстата за четыре месяца 2014 года подтвердили имеющийся кризисный тренд. Индекс промышленного производства составил 102,9%, инвестиции в основной капитал выросли всего на 2,3%, а объем продукции сельского хозяйства - на 1,4%. В департаменте экономразвития области спад инвестиционной активности объясняют, в частности, завершением этапа строительства ОАО «Газпром» магистрального газопровода в Кантемировском районе для снабжения проекта «Южный поток», финансирование которого было включено в статотчетность первого квартал 2013 года. Однако в ведомстве уверены, что продолжающаяся реализация на территории региона крупных инвестпроектов - таких, как строительство НВАЭС-2, дорожного обхода Воронежа на автотрассе М-4, проекты ООО АПК «Агроэко», «Заречное», «Экониваагро», «Стивенсон-Спутник», племенной завод «Ангус-Шестаково» (Бобровский район), ООО «ЭКОпродукт» и других, - позволяют ожидать положительную динамику.
Однако экономический кризис уже начинает сказываться на доходах воронежцев. Среднемесячная номинальная зарплата работников предприятий и организаций области в январе-марте 2014 года составила 21,616 тыс. рублей, что на 10,6% превысило ее размер в том же периоде 2013-го. В марте она сложилась в размере 22,197 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с мартом 2013 года на 10,5%. Впрочем, реальный размер заработной платы с учетом индекса потребительских цен по сравнению с соответствующим периодом 2013-го возрос довольно незначительно: в январе-марте - на 2,8%, в марте - на 2,2%.
Примечательно, что выше, чем у других специальностей в регионе, зарплата у работников финансовой сферы. Она в 1,6 раз превышает среднеобластной уровень. Размер зарплаты работников, занятых в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования и в химическом производстве, больше средней на 38% и 41%. Самые низкие заработки - у работников, занятых обработкой древесины и производством изделий из дерева, и у работников, занятых в текстильном и швейном производстве (по 42%). Заработная плата работников сельского хозяйства - 74%. А отношение средних заработков бюджетников к средним по области таково: в учреждениях образования - 93%, здравоохранения - 90%, культуры - 81%, предоставления социальных услуг - 67%.
На высокий уровень социального расслоения воронежцев на недавнем заседании областного правительства, пусть и в завуалированной форме, обратил внимание врио губернатора Алексей Гордеев. Он заявил, что руководителям органов власти необходимо научиться более эффективно решать вопросы прогнозирования и планирования, нести ответственность за исполнение всех показателей, а также рекомендовал активизировать работу с профильными министерствами по привлечению дополнительных финансовых средств в регион. «Я считаю необходимым усилить работу областного экономического совета, мобилизовать всех должностных лиц на решение главной задачи: использование нашего потенциала и всех ресурсов, прежде всего - по наполнению бюджета и по работе с федеральными органами и крупными компаниями. Совместно с профсоюзами и налоговыми органами нужно продолжить работу с руководителями предприятий, которые платят зарплату ниже прожиточного минимума», - сказал Гордеев. Де-факто врио губернатора пытается заставить бизнес прекратить порочную практику выплаты заработков в конвертах, с одной стороны, уменьшив тем самым высокий уровень социального расслоения, а с другой – обеспечив рост доходов казны. Налог на доходы с физических лиц составляет до трети доходов консолидированного бюджета области.
Но вывод предпринимательства из тени – не единственный способ борьбы с бедностью. Известно, что одной из причин низких зарплат является демпинг на рынке труда со стороны нелегальной миграции. И тут очень показательна история с уголовным делом руководителя воронежского управления Федеральной миграционной службы Николая Полуказакова, который, по версии следствия, получил взятку автомобилем Volkswagen Touareg от представителей предположительно узбекского автопроизводителя Uz-Daewoo. Машину он брал за расширение квоты на привлечение в регион нелегалов.
На мой взгляд, если у Алексея Гордеева таки будет предвыборная программа, там обязательно должен быть раздел, касающийся высокого социального расслоения в обществе. Тем более что в воронежской «Стратегии-2020» поставлена задача сбить уровень бедности в области до 5%. Ту же тему вполне могут обозначить конкуренты Гордеева на выборах, прежде всего депутат Воронежской облдумы, коммунист Константин Ашифин, поскольку он левый. А в основе любой левой идеологии лежит такое понятие, как социальная справедливость. Но не только Ашифин. Известно же, что один из самых раскрученных слоганов ЛДПР, которая собирается выдвинуть в губернаторы депутата Госдумы Сергея Журавлева, - «Мы за русских, мы за бедных».