Воронеж. 09.06.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Наш регион, похоже, исчерпал ресурс высоких мест в рейтинге эффективности органов исполнительной власти Минрегиона.
Воронежская область второй год подряд занимает высокое место в рейтинге эффективности органов исполнительной власти субъектов Федерации от Минрегиона: в 2012-м - третье, в 2013-м - четвертое (между Ханты-Мансийским автономным округом и Чечней). Минрегион, сопоставляя области, края, республики, проводит титаническое исследование, обрабатывает горы статистики. Но в его рейтинге изначально заложено лукавство. Из него, в частности, видно, что безусловным лидером в Черноземье, как ни крути, является Белгородчина, но выше головы не прыгнешь. Во-первых, там и так производится 1,5 млн тонн мяса в год (против воронежских 370 тыс. тонн); во-вторых, тамошняя экономика во многом привязана к конъюнктуре металлургического рынка.
В соответствии с методикой Минрегиона, оценка эффективности органов власти субъектов Федерации рассчитывается на основе 12 показателей. Условно они разделены на три блока: экономика, социальная сфера, опросы населения. В частности, к блоку развития экономики отнесены показатели, характеризующие объем частных инвестиций в основной капитал, налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета региона, реальные располагаемые денежные доходы граждан, оборот малого бизнеса, значения которых определяются в расчете на одного жителя, и уровень ввода жилья.
По каждому показателю составляется сводный индекс. Он является весовой комбинацией среднегодовых значений (уровня) и среднегодового темпа роста показателя (динамики). А лукавость рейтинга в том, что по показателям, характеризующим развитие экономики, в оценке эффективности в большей степени учитывается их динамика – вес среднегодовых темпов роста составляет 80%. Исключение составляет только обиженное жилищное строительства. Цена его веса вдвое меньше – 40%. Вообще же, на показатели, характеризующие экономику, в соответствии с методикой приходится 50%.
Грубо говоря, если предположить, что в России существует регион с нулевой экономикой, который за год неожиданно показал тысячекратный ее рост, он сразу же вырвется в лидеры по эффективности органов власти. Хотя тамошние чиновники могли всего лишь, опять же, если рассуждать грубо, забить несколько гвоздей.
Лукавство рейтинга становится заметным, если разложить четвертое место Воронежской области и 14-е Белгородской на отдельные показатели, на составляющие. Белгородчина – десятая в России по уровню экономики, седьмая – по уровню развития социальной сферы, восьмая – по оценке населением органов власти. А теперь обратим внимание на Воронежскую область. Она занимает 29-е место по уровню экономики, 21-е – по уровню «социалки», 23-е – по оценке органов власти населением. То есть если Белгородчина находится в десятке лучших регионов, то Воронежская область – в тридцатке. Проблема в том, что Белгород, очевидно, во многом достиг потолка в своем экономическом развитии. Его подводит динамика процессов в экономике (50-е место) и «социалке» (72-е), тогда как Воронеж в 2013 году демонстрировал относительно впечатляющие темпы (пятое и 34-е места соответственно). Ну, а поскольку экономическая динамика у авторов исследования в приоритете (80% веса), Воронеж опережает Белгород и получит определенные бонусы.
Известно, что среди регионов-лидеров будут распределены гранты на сумму в 3,5 млрд рублей, каждому из них достанется от 250 до 300 млн рублей. Как потратить средства, субъекты Федерации будут решать сами. Кстати, в двадцатке лучших регионов страны из Черноземья, кроме Воронежской и Белгородской, оказалась Липецкая область.
Впрочем, лукавство рейтинга не отменяет его интересность и важность для понимания трендов, которые наблюдаются в тех или иных регионах России. Как говорится в исследовании Минрегиона, Воронежская область с ее четвертым местом сохранила высокую позицию благодаря значительной динамике частных инвестиций, реальных доходов населения, налоговых и неналоговых доходов, относительно низкому уровню безработицы и значительному его снижению за последние годы, заметному снижению смертности населения. Кроме того, регион имеет высокую оценку населением деятельности органов исполнительной власти. Для сравнения: Чечня (пятое место) занимает лидирующие позиции по удельному весу введенной общей площади жилья к общей площади жилфонда (Грозный расстраивается прямо на глазах) и по оценке населением деятельности органов исполнительной власти (задачка из серии «А попробуй-ка, живя там, не любить Рамзана Кадырова!»). Удивительный рывок совершила в 2013 году в Центральном Черноземье и вообще в России Тамбовская область. Она заняла 12-е место, улучшив свое положение на 25 позиций. В регионе значительно выросла инвестиционная активность, при поддержке инвестфонда РФ активно развивается АПК.
Своему высокому месту по экономической динамике Воронежская область во многом обязана объемами инвестиций в основной капитал (без учета бюджетных средств). В 2011-2013 годах на одного жителя в среднем пришлось 63 тыс. рублей, темп – 201,9%. В десятку регионов по такому показателю наряду с Воронежской областью вошли также Тамбовская и Орловская области. Кроме того, Воронеж отличился ростом реальных денежных доходов населения в 2013 году (свыше 8%) и за три последних года. Белгородская и Липецкая области в 2013-м заняли второе и третье место после Московской по объемам жилищного строительства: 839,8 и 741,7 кв. м на 1 тыс. человек.
Составители рейтинга отмечают, что в Воронежской области в 2013-м в рамках программы социально-экономического развития реализовывались 80 особо значимых инвестпроектов. Цена вопроса – 265,6 млрд рублей, уже освоено 59 млрд и создано 2,207 тыс. новых рабочих мест. В Минрегионе обращают внимание, что совместно с Минэкономразвития в Воронежской области реализовано пилотное мероприятие по поддержке создания частных промышленных парков, в рамках которого сформирована энергетическая инфраструктура индустриального парка «Перспектива», а также снижены административные барьеры (сокращены сроки отдельных процедур и оптимизированы процессы получения разрешений и согласований при осуществлении инвестпроектов).
Надо, однако, сказать, что уже по результатам 2014 года регион, столкнувшись с реальной стагнацией, едва ли повторит успехи 2012-го и 2013-го в эффективности органов исполнительной власти. В первом квартале инвестиции в основной капитал остались практически на уровне 2013-го (рост на 2,3%, всего – 25,9 млрд рублей), тогда как, скажем, в 2012-м они увеличились на 32%. Более того, их резкий, катастрофический спад фиксируется не только в реальном секторе экономики, но и в здравоохранении и социальной сфере. Наиболее крупный обвал произошел в текстильном и швейном производстве – в 6,5 раза, в химическое производстве – в 5,8 раза, в производстве резиновых и пластмассовых изделий – в 2,7 раза, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – в 5,4 раза (в металлургии – минус 29,5%). Сдали транспорт и связь – в 6,5 раза, финансовая деятельность – в 4,2 раза. Инвестиции в госуправление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение сократились в 2,3 раза, в здравоохранение и предоставление социальных услуг населению – в 5,7 раза.
В свою очередь, растут вложения в не самые значимые и (или) виртуальные сектора экономики. Например, в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – в 1,9 раза, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – в 1,8 раза, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг – в 2,4 раза. Неожиданно скакнули вложения в гостиницы и рестораны – в 19 раз (впрочем, не так уж и неожиданно: в Воронеже реализуется ряд крупных проектов в отельном бизнесе, включая «Мариотт» на базе ЦУМа), хорошую динамику показывают строители – в 4,1 раза.
Любопытные цифры из минрегионовского рейтинга следуют из сопоставления демографических ситуаций в регионах Центрального Черноземья. На начало 2014 года численность населения России составила 143,666 млн человек, увеличившись на 319,9 тыс. человек, или на 0,2%. Рост сложился за счет как естественного (22,9 тыс.), так и миграционного прироста (297 тыс.)., само собой, не включающего нелегалов. Так вот, наибольшая естественная убыль населения (свыше 10 тыс. человек) наблюдается в том числе в Воронежской, а также Московской, Нижегородской и Тульской областях. Сокращение населения в Курской, Липецкой, Воронежской и Тамбовской областях было обусловлено в 2013 году превышением естественной убыли над миграционным приростом, в Орловской, напротив, фиксируется миграционный отток. А вот в Белгородской области Минрегион констатирует превышение миграционного прироста над естественной убылью. Белгородчина – единственный из регионов Черноземья, где имеется рост численности населения, что естественным образом коррелируется с высоким уровнем ее социального развития (седьмое место против 21-го у Воронежской области).
Различие белгородской и воронежской экономик наглядно демонстрирует сопоставление их валового регионального продукта и численности населения. Белгородская область: около 600 млрд рублей и 1,54 млн человек. Воронежская: 621 млрд рублей и 2,32 млн человек. Ну и, пожалуй, – уровень развития животноводства как основы жизни на селе: 1,5 млн тонн против 370 тыс. тонн мяса в живом весе по результатам 2013 года. Понятно, что в условиях высокой зависимости от конъюнктуры металлургического рынка и имеющихся масштабах мясного производства у белгородских властей гораздо меньше направлений, по которым они могли бы демонстрировать эффективность. Но и у воронежских, судя по стагнации в региональной экономике, ресурсы эффективности (в версии Минрегиона) явно исчерпываются. Губернатор Алексей Гордеев как-то признавался, что плюсовать в промышленном производстве все тяжелее и тяжелее.