Воронеж. 27.06.2014. ABIREG.RU – Аналитика – В коммунальной сфере Воронежской области, ровно, как и в любом другом регионе, проблем хватает. И решаются они на местах с разной долей успеха. Одной из самых обсуждаемых сегодня тем - сложности взаиморасчетов между поставщиками ресурсов и управляющими организациями. Как панацею в урегулировании этих споров, первые не устают предлагать прямые расчеты. Система, при которой счета за воду, тепло, свет, газ ресурсники выставляют не управляющим компаниям, а сразу жителям. Но в эффективность этого «лекарства» верится с трудом. Тем более, при ближайшем рассмотрении можно заметить ряд неприятных побочных эффектов и сомнительную законность…
Каждый кулик…
Некоторые предприятия уже перешли на прямые отношения. Например, первый заместитель генерального директора ОАО «Квадра» Владимир Шелков считает, что работа без посредников – то есть без УК и ТСЖ - при расчетах с потребителями за тепловую энергию исключает возможность нецелевого использования жилищными организациями денежных средств, полученных от населения.
«Работа по системе прямых платежей дает хорошие результаты. Это подтверждает наш опыт работы и в других областях. Благодаря поддержке региональных органов власти и лично губернаторов Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой областей нам удалось навести порядок в платежах за тепло и восстановить платежную дисциплину», - отметил Владимир Шелков.
По мнению некоторых политиков, переход на прямые расчеты с населением – это хорошее решение для предприятий, страдающих от постоянной нехватки средств. В данном случае показателен пример МКП «Воронежтеплосеть», которое регулярно обвиняет управляющие компании и ТСЖ в недоплатах. Причем, судя по официальной информации, этому поставщику не доплачивают почти все жилищные организации.
«В процессе начисления и оплаты коммунальных услуг участвует много посредников в лице управляющих компаний и многочисленных расчетных центров. Это не позволяет осуществлять прозрачное и справедливое расщепление платежей», - пояснили в «Воронежтеплосети».
В это ситуации не очень понятно, почему поставщик за столько лет разговоров на эту тему, так до сих пор и не осуществил план по своему спасению? Ведь если прямые расчеты столь выгодны, чего ждать? Наверное, изменить систему расчетов не так просто. И одного желания ресурсника здесь явно не достаточно.
У закона свое «но»
В Жилищном кодексе четко обозначено: расчеты с населением - обязанность и прерогатива исполнителя коммунальных услуг, то есть УК и ТСЖ. Так что внесение жителем денежных средств напрямую поставщику незаконно – услуга может быть оплачена только через управляющую организацию. «Прямые расчеты» возможны только по решению собственников и лишь за индивидуальное потребление. А вот общедомовые нужды оплачиваются исключительно управляющей компанией. Но, скажем, за отопление житель вносит плату совокупно, без разделения на сумму за потребление указанной услуги в квартире и плату на общедомовые нужды. Так что прямые расчеты за отопление запрещены в принципе.
Следует отметить, что речь идет именно о расчетах. То есть ответственным лицом перед собственниками за коммунальные услуги остается управляющая организация. Впрочем, УК остается и ответственным лицом за долги населения перед ресурсниками.
В итоге прямой расчет в таком варианте не дает возможности собственникам отвечать только за свое потребление и не платить по долгам недобросовестных соседей.
В случаях, когда это все же реализуемо (при непосредственном управлении, например), поставщик, став исполнителем коммунальных услуг, автоматически взваливает на себя всю ответственность перед собственниками за корректность расчетов-перерасчетов, выпуск квитанций, взыскание долгов с недобросовестных собственников, а также по качеству поставленного ресурса. Это потребует создания в структуре коммунального предприятия абонентских отделов по работе с населением, соответственно увеличения штата сотрудников и издержек на их зарплаты.
Поставщикам это не очень удобно. Может поэтому они не спешат начинать работу с населением напрямую. Уж слишком много проблем и ответственности.
Платежный провал, как побочный эффект
При всех заботах, которые сваливаются на ресурсника с переходом на новую систему начисления, кто даст гарантию, что еще одну квитанцию люди вообще станут оплачивать? Уже давно замечено: чем больше платежек получает собственник, тем более он избирательно подходит к их оплате. Вплоть до: «меня не устраивает качество отопления, платить за него не буду». Именно исходя из возможных проблем с платежной дисциплиной, во многих регионах страны, в том числе и в Воронежской области, проводится политика внедрения единого платежного документа. Кроме того, как правило, курируют выпуск такой квитанции правительства в регионах, становясь гарантами корректности расчетов и начислений.
Как считает политик Андрей Зоткин, прозрачные прямые расчеты, к которым стремятся и власти, и участники рынка ЖКХ, и население, возможны только при одном условии. Они должны осуществляться через расчетный центр, который будет находиться под контролем государства. Именно на уровне такой структуры средства от населения будут расщепляться и направляться по назначению. В нашей области таким параметрам соответствует пока лишь ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ», который был учрежден Правительством Воронежской области. Цель создания новой структуры - улучшить качество обслуживания населения в сфере ЖКХ, в том числе обеспечив удобство для всех выпуском единого платежного документа.
Во что вляпается собственник?
Как бы ни ругали сегодня управляющие компании, в каких-то случаях за дело, в каких-то – по привычке, но с нынешними законодательным реалиям все худо-бедно справляются. Посмотрите судебную статистику: сейчас одновременно рассматриваются десятки исков от управляющих организаций в адрес недобросовестных ресурсников по поводу поставки горячей воды ненадлежащей температуры и «холодных батарей» в квартирах воронежских многоэтажек зимой. И разговор там идет между юристами и экономистами, которые специализируются на сфере ЖКХ. Каждый ли собственник похвастается такими знаниями?
Что получает собственник при оплате напрямую при действующей управляющей компании? Изменится поток информации по показаниям индивидуальных счетчиков: управляющая компания не будет их «видеть». А значит разница при любой «ошибке» получателя этих данных может упасть на долю общедомовых нужд, - опять воронежцам платить за неплательщиков и возможные «теневые» схемы поставщиков ресурсов. Вот только проверить их никто не сможет.
В сухом остатке переход на прямые платежи при управлении УК имеет обратный от заявленного эффект – платежи становятся мутными. Прозрачность платежей можно достичь через контролируемый государством расчетный центр, а полноценные прямые взаимоотношения собственников с ресурсоснабжающими организациями (при непосредственном управлении) последним крайне невыгодны.