В Воронежской области все бизнес-начинания в товарном производстве ягод ограничивались климатом и экономическими соображениями. Вопреки аграрным расчетам, предприниматель Александр Продан создает в регионе ягодное производство полного цикла, а культуры, выращенные им, в Черноземье можно считать экзотикой.
Когда-то планы по выращиванию голубики и в ежевики в Черноземье нынешние конкуренты Продана восприняли скептически и даже с иронией. Так же виделась им идея создания в регионе питомника.
Рентабельность, конечно, была весьма сомнительной, признается сам предприниматель. Однако это не помешало ему заняться реализацией трех инновационных направлений — закладкой товарной плантации голубики по принципиально новой технологической схеме, запуском линии по переработке продукции и созданием собственной лаборатории по размножению ягодных культур.
Впрочем, к вопросу реализации бизнес-проекта Продан подошел с должной скрупулезностью. В 2007 году он стал «переселенцем» из Мурманской области, а выбор региона для своего стартапа определял дальнейшее ПМЖ.
— Прежде чем обосноваться в Воронежской области, я объездил пять регионов — изучал конъюнктуру рынка, проверял возможность адаптации ягодных культур к местному климату, — вспоминает Продан. — И в 2007 году мы с семьей переехали в село Перлевка Семилукского района, где создали первый в регионе специализированный ягодный питомник. В Воронежской области на тот момент ягодных питомников было мало, а производства практически не было — никто не видел в нем перспектив. Отсутствие же конкуренции было одним из условий, определивших выбор места. Еще одним «за» стало то, что Воронеж — крупный город с большими возможностями в плане реализации продукции. Критерием для выбора населенного пункта была инфраструктура и расстояние от города — не менее 15 км, но и не далее 50 км — из соображений логистики.
Карманные точки роста
Содержание питомника было и пока остается основным видом деятельности предпринимателя. Здесь он производит качественный посадочный материал ремонтантной малины, крыжовника, жимолости, земляники, смородины, актинидии, ежевики и множества нетрадиционных культур. Однако этот бизнес требует больших затрат, поэтому многие аграрии концентрируют силы и средства именно на нем, не находя ресурса для других направлений, отмечает Продан. «У нас же появилась потребность в дальнейшем развитии, и в прошлом году было принято решение создать производственную линию, — рассказывает он. — Я стал скупать землю, постепенно, по полгектара. Уже позднее, когда мое предприятие сочли подающим надежды, удалось договориться с властями о долгосрочной аренде 6о гектаров земли, на которых мы создаем предприятие полного цикла, где есть своя технология, первичная переработка, розничная продажа. А поначалу от меня отмахивались все — и власти, и аграрии, — не верили в то, что дело выгорит».
Для питомника предприниматель закупал лучшие российские и зарубежные сорта ягодных культур. И поначалу брал их в таком количестве, чтобы они легко умещались в карманы одежды. Уже в России «груз» проходил все таможенные процедуры, а затем отправлялся на размножение.
— В карманах я привозил «точки роста» и сразу передавал их в лаборатории «ин витро», — рассказывает аграрий. — На тот момент у меня уже были налажены с ними связи. Здесь мы занимались размножением растений и адаптацией новых сортов к местным условиям. Из лабораторий получали качественный сортовой материал для закладки маточников из предоставленных нами доноров.
Жесткий климатический отбор
Всегда есть риск, что привозная культура не приживется. Но и условия, которые ей создаются, далеки от щадящих. «Я высаживаю ее на небольших участках и создаю самую жесткую среду. Она либо растет естественным образом – без полива, обработки, укрытий на зиму, — либо погибает. Но если же в этих условиях рождается хорошая ягода, то с такой культурой можно работать. Так, из 30 сортов каждый год выбирается примерно три», — признается предприниматель.
«Я подбираю сорта сам, не глядя на госреестр. Для работы с ними изучаю опыт лучших садоводческих хозяйств в Европе, а также их технологии переработки ягод, производства качественной снековой продукции, соков холодного отжима», — отмечает Александр Продан.
Посредником в контактах с европейскими хозяйствами стал швейцарец-агроном, председатель фермерских хозяйств в Европе, которой впоследствии остался компаньоном предпринимателя и также переехал на ПМЖ в Перлевку. Он занимается производственной частью — вспашкой, обработкой, а обязанности по подбору ассортимента и маркетингу Продан возложил на себя.
Компаньон-иностранец выбирает для Продана несколько лучших ягодных ферм в Европе, где аграрий изучает производственный процесс, а затем применяет полученные знания на Воронежской земле.
Безусловное финансирование
В 2013 году достижения Александра Продана в области микропредпринимательства были признаны на международном уровне. Правительство области выделило грант на реализацию бизнес-проекта. Но на развитие все равно не хватало средств. Серьезным подспорьем стало банковское финансирование.
— Какое-то время кредитные ресурсы на развитие производства были недоступны. Никто не верил в рентабельность, а залоговой базы не было. Для банков я был сомнительным клиентом. На первом этапе помогли гранты. Затем реальную помощь предложил Центрально-Черноземный банк Сбербанка России. Я смог получить финансирование на очень выгодных условиях, быстро и без лишней волокиты. Впоследствии я стал активным пользователем и других услуг Сбербанка — открыл новый счет на более выгодных условиях, попрощавшись с прежней кредитно-финансовой организацией. Сбербанк поощряет интересные бизнес-проекты и предоставляет условия, с которыми бизнесу несложно развиваться.
Кстати, Сбербанк является первой отечественной финансово-кредитной организацией, в которой можно получить кредит на стартап, — этот банк первым в России стал выдавать ссуды начинающим предпринимателям, которые пока еще не имеют ни опыта ведения бизнеса, ни кредитной истории. А сегодня, как отмечают специалисты Центрально-Черноземного банка Сбербанка России, кредитование интересных инновационных стартапов — одно из приоритетных направлений. В числе заемщиков Сбербанка числится не один десяток фермерских хозяйств не только в Воронежской, но и в других областях Черноземья.
Еще в 2011 году между Центрально-Черноземным банком Сбербанка России и «Агентством по инновациям и развитию» было заключено соглашение о сотрудничестве в области развития инновационной деятельности и реализации инновационных проектов в Воронеже. Оно предполагает создание инновационных предприятий в различных сферах экономики, всестороннюю поддержку перспективных инновационных проектов, обеспечение потока инноваций в существующие и будущие производства.
Для города-миллионника проект Продана — очень интересный и перспективный, и Сбербанк разделяет это мнение, уверен сам предприниматель.
Всесезонные перспективы
Что же касается финансовой стороны самого бизнес-проекта, то, как признается предприниматель, большой прибыли он пока не получает, но перспективы весьма привлекательны.
Посадка голубики или жимолости — дорогое мероприятие: один гектар плантации с мелиорацией и ирригацией, по оценкам Продана, стоит порядка 20 тысяч евро.
Кроме того, значительная часть выращиваемых ягод — скоропортящаяся продукция. Чтобы избежать потерь, продукцию следует замораживать или перерабатывать в снеки.
— Полный цикл предполагает, что всю добавленную стоимость мы будем оставлять себе. Есть статистика, согласно которой сельхозтоваропроизводитель получает 30 процентов конечной выручки. Остальное — стадия продаж, переработки и прочее — это добавленная стоимость, — поясняет он.
Расходная часть бюджета прошлого года составила примерно 4 млн рублей. За два месяца текущего года Продан вложил в приобретение культур уже 3 млн.
— Пока деньги идут только в одну сторону, — признается предприниматель. — Все, что мы получаем от питомника — 4-5 млн рублей в торговый сезон апреля-мая, — мы вкладываем в оборот. Сейчас я планирую полностью уйти от сезонности: весной и осенью у меня есть доход от продажи посадочного материала, летом и осенью — от продажи ягод. При наличии производственных мощностей и переработки срок годности продукции будет составлять два года. Тогда реализовать ее можно будет в любое время. Кроме того, есть предварительные договоренности с винодельческой компанией, которая планирует закупать у нас сырье.
На заре ягодного бизнеса Александр Продан всецело посвятил себя питомнику. Сегодня, по его собственным признаниям, инвестиции окупились с лихвой и позволили при поддержке Сбербанка развивать новые направления. К аграриям-скептикам, пророчившим провал в производственных начинаниях, предприниматель уже не прислушивается. И себе, и конкурентам он доказал, что при желании и точном расчете невозможное для многих становится возможным.
«В развитии бизнеса есть своя логика и свои формулы, — убежден предприниматель. — Я их применил, действовал не по наитию и не вопреки, как полагали многие. На самом деле успех несложно спрогнозировать».
Людмила Ефанова
Воронежский бизнес-журнал, №8, 2014.