Воронеж. 09.09.2014. ABIREG.RU – Аналитика – 13 сентября исполняется ровно год с момента вступления в должность мэра Воронежа Александра Гусева. На мой взгляд, ему удалось состояться в качестве заместителя губернатора по городу. Но не в качестве на 100% самостоятельной политической фигуры, как его предшественники – Александр Ковалев, Борис Скрынников и Сергей Колиух.
Александр Гусев, выходец из «СИБУР-Холдинга» и бывший гендиректор «Воронежсинтезкаучука», стал выдвиженцем губернатора Гордеева и «Единой России» в мэры Воронежа благодаря форс-мажору, вызванному сходом с дистанции владельца мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадия Чернушкина за полтора месяца до дня голосования. По итогам выборов 8 сентября Гусев, оставив позади ключевых соперников – депутата гордумы Галину Кудрявцеву («Альянс зеленых», 26,7%) и депутата облдумы Константина Ашифина (КПРФ, 18,3%) – набрал 43,6% голосов. В процентном отношении его результат оказался выше, чем у предшественника Сергея Колиуха (31%). Но за него отдали голоса 84 тыс. – против 150 тыс. человек у Колиуха. Причиной стала невысокая явка (23,8%), что позволило ряду экспертов говорить о дефиците легитимности у Гусева.
Однако если детально анализировать новейшую историю Воронежа, де-факто Александр Гусев занимается городскими делами далеко не первый год. Его дорога к креслу мэра началась даже не в 2013-м, а в 2012 году – в рамках кампании губернских властей и правоохранительных органов по распутыванию «коррупционного клубка, нити которого ведут к руководству городом» (выражение губернатора Алексея Гордеева). Дело в том, что, когда мэрия и гордума зачищались от «политических карликов» (опять же термин Гордеева) из движения «Родной Воронеж», именно Гусев возглавлял рабочую группу по совершенствованию структуры администрации города. Кроме того, Гусев после ухода в отставку вице-губернатора Александра Ганова, став заместителем главы региона, курировал сделку по передаче в концессию ООО «РВК-Воронеж» водоканализационного имущества областного центра. Фирма «РВК-Воронеж» - структура холдинга «Росводоканал», который, в свою очередь, входит в консорциум «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Петра Авена и Ко. Сделка по передаче ей в концессию «Водоканала» была осуществлена на не выгодных для города и горожан условиях. ООО «РВК-Воронеж» взяло водоканализационное имущество Воронежа сроком на 30 лет в обмен на целевой концессионный транш в 800 млн рублей и инвестиции на сумму 2,4 млрд. И для сравнения: в Омске условия (правда, договора аренды, а не концессии) более привлекательны. С 2005-го по 2011 год «Росводоканал» вложил в модернизацию водоканализационной инфраструктуры Омска 4,5 млрд. А до конца 25-летнего срока аренды добавит в два раза больше – 8 млрд рублей.
В силу форс-мажора на выборах, вызванного поздним выдвижением, предвыборная программа Александра Гусева оказалась сырой. Один из выводов, который можно сделать из первого года его руководства городом, заключается в невыполнении программы. Если ознакомиться с ней на 2013-2014 годы, то даже беглый взгляд показывает: осуществлено только строительство здания для Камерного театра, но вот бюджетные деньги на него, как известно, выделял облбюджет. В 2013-м в Воронеже должен был быть внедрен единый стандарт коммунального обслуживания, должна была быть обеспечена 100-процентная прозрачность управляющих компаний и ТСЖ, что само по себе нереально. Центральной части города Гусев обещал присвоить статус исторической достопримечательности с 0% точечной застройки. В 2014 году в Воронеже должны были появиться изящные улицы, комфортные тротуары в едином стиле и новые общественные туалеты, а также единый колл-центр по вопросам ЖКХ. Гусев обязался на 80% обновить парк маршруток.
Подробно остановимся на маршрутках и точечной застройке. О том, что предвыборные обещания Гусева выполнены не будут, стало известно минувшей весной во время двух его встреч с губернатором Алексеем Гордеевым. В частности, тема придания центральной части Воронежа статуса достопримечательного места впервые прозвучала в начале 2012 года в Воронежской облдуме. Комитет по культуре и историческому наследию образовал соответствующую рабочую группу, которую возглавил депутат-коммунист Николай Булавин. В начале 2013-го инициативу депутатов облдумы по присвоению историческому центру статуса достопримечательного места поддержал губернатор. Однако в конце марта 2014 года мэр Александр Гусев доложил Алексею Гордееву, что на трех земельных участках по улице Платонова планируется возвести многоэтажные жилые дома. Аппетиты строителей, судя по всему, восторжествовали над благими желаниями чиновников, а мнение общественности и ряда депутатов Воронежской облдумы было проигнорировано.
Что же касается общественного транспорта, то отказ от планов в течение 2014 года на 80% обновить подвижной состав в Воронеже прозвучал на встрече Гордеева и Гусева в середине апреля. Александр Гусев доложил Алексею Гордееву, что только в течение четырех лет муниципальная власть планирует укрупнить компании-перевозчики, перераспределить маршруты и полностью обновить маршрутки. Размещение конкурсной документации на перезаключение договоров с компаниями-перевозчиками на новых условиях, сказал мэр Воронежа, запланировано на четвертый квартал 2014 года. А одним из главных условий станет запуск на маршруты новых автобусов и жесткие ограничения для водителей. Таким образом, транспортная реформа фактически была сдвинута на четыре года.
За год руководства Воронежем Александра Гусева не продвинулось решение судьбы таких ключевых муниципальных предприятий, как «Воронежтеплосеть» и «Воронежгорэлектросеть», хотя объективности ради надо заметить, что их проблемы – переходящее знамя от одного мэра к другому. Да и невыгодность для города сделки по «Водоканалу» говорит само за себя. Гусев является сторонником продажи имущества «Горэлектросети» «Российским сетям», бывшему «Холдингу МРСК. «МУП приносит прибыль - примерно 40 млн рублей в год, - говорил он. - Но на такие деньги развивать электросетевое хозяйство невозможно. Оно должно попасть в инвестпрограммы крупных компаний. В нашем случае - «Россети» через местный филиал, «Воронежэнерго».
Относительно «Воронежтеплосети», имеющей задолженность свыше 2,5 млрд рублей, Александром Гусевым анонсировались переговоры с «Квадрой» и «Газпромом». Но серьезных подвижек, как и в случае с «Горэлектросетью», нет. На предприятии утверждена инвестпрограмма, оно постоянно кредитуется, находясь в финансовом кризисе.
Александр Гусев – первый мэр в постсоветской истории, который на 100% является креатурой главы региона. По большому счету он и информационно (в плане своей закрытости), и политически вписан в областную вертикаль власти. То есть является заместителем Алексея Гордеева по областному центру. Сам Гусев утверждает обратное: «Я чувствую себя вполне самостоятельным руководителем, а не заместителем. Позиция, которую занимает губернатор Гордеев, - помогать мне с высоты своего положения и опыта. Он никоим образом не навязывает мне решения. Проследите, какие темы мы обсуждаем, и вы поймете, что консультации инициированы мной. Мы просто ищем способы, которыми региональная власть может помочь городу. Губернатор представляет интересы не только села, но и города. Я не думаю, что мы можем войти в какие-то противоречия».
Впрочем, ряд обстоятельств заставляется усомниться в самостоятельности Гусева. Сразу после его инаугурации 13 сентября, когда губернатор Гордеев созвал крупное объединенное совещание областных и городских чиновников (его сложно было бы представить при Владимире Кулакове), стало понятно, кто в Воронеже главный. Именно Гордеев играл первую скрипку, раздавая поручения и областным, и местным чиновникам. На одной из первых планерок в администрации Гусев заметил, обращаясь к подчиненным: «Важно, чтобы мы не старались быть излишне самостоятельными». Многие вопросы, как показала практика, Гордеев обсуждал в течение года без Гусева. Например, с руководителем департамента имущественных и земельных отношений области Максимом Увайдовым они инициировали создание автономного учреждения Воронежа по озеленению парков.
Кадровая политика Александра Гусева во многом определялась консультациями с областью. Достаточно привести примеры Елены Муромцевой, отвечающей за городские финансы, которая вышла из областного правительства, Натальи Махортовой, что пришла из ДИЗО, от Увайдова, а также свежее назначение вице-мэром бывшего дублера Алексея Гордеева по молодежному правительству Алексея Антиликаторова. Естественно, в кадровой политике первого года Гусева не обошлось без шероховатостей. В частности, назначенный им до Махортовой на пост руководителя имущественных и земельных отношений города Евгений Пискунов прославился на ниве скандальных судебных процессов, да и сам был фигурантом уголовного дела по статье «Вымогательство в особо крупном размере» УК РФ. Когда мэр узнал о прошлом Пискунова, тот сразу уволился. «Пискунов – моя личная ошибка. Я ее признаю, - рассказывал Александр Гусев. - Хорошо, что ее исправление не отразилось на работе администрации Воронежа в целом». С другой стороны, вопросы несамостоятельной во многом кадровой политики Гусева можно ведь трактовать и как помощь со стороны губернатора и его команды городу-миллионнику.
Безусловно, однозначно оценивать Александра Гусева как успешного мэра или, напротив, главу-неудачника по одному году нельзя. В конечном счете он остается заложником централизации бюджетных потоков на уровне государственной – федеральной и областной – власти. Но все-таки в сравнении с Сергеем Колиухом или Александром Ковалевым (Бориса Скрынникова вычеркиваем – как, пожалуй, худшего мэра в истории города) он не политик в чистом виде, он менее заметен, ярок и экспрессивен. А как выходец из «СИБУР-Холдинга» - технократ. Ему не удалось выполнить большую часть обещаний на 2013-й и 2014 годы, а его деятельность мало заметна широкой публике. Но, возможно, именно таким и должен быть настоящий хозяйственник. Его не видно, а работа кипит. К слову, региональная «Стратегия-2020» тоже не работает, о чем признался в недавнем интервью Алексей Гордеев. Выполнение программ и обещаний не всегда зависит от желания высокопоставленных чиновников, будучи зависимо не только от внутренних, но и от внешних факторов.