29 ноября 2024, 01:49
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Переписать программу и сдать муниципальное имущество: стратегия и тактика воронежского градоначальника

29.09.2014 15:04
Автор:
Аналитика - На первой после избрания пресс-конференции мэр Воронежа Александр Гусев де-факто подтвердил курс на отказ от программы, с которой в 2013 году баллотировался в главы города, и на отказ властей от того, чтобы самостоятельно управлять имуществом МУПов по примеру водоканализационного хозяйства. Вместе с тем господин Гусев выразил уверенность, что стратегический план развития Воронежа до 2020 года по-прежнему актуален и работает.

Воронеж. 29.09.2014. ABIREG.RU – Аналитика – На первой после избрания пресс-конференции мэр Воронежа Александр Гусев де-факто подтвердил курс на отказ от программы, с которой в 2013 году баллотировался в главы города, и на отказ властей от того, чтобы самостоятельно управлять имуществом МУПов по примеру водоканализационного хозяйства. Вместе с тем господин Гусев выразил уверенность, что стратегический план развития Воронежа до 2020 года по-прежнему актуален и работает. Хотя известно, что, по признанию губернатора Алексея Гордеева, областная «Стратегия-2020», как и, очевидно, увязанный с ней городской план, нуждается в серьезной доработке.

Обещания и реалии

Естественно, сам мэр Воронежа на своей пресс-конференции ничего не говорил об отказе от предвыборных обещаний. Иначе в политтехнологическом смысле был бы самоубийцей. Но анализ его заявлений не дает оснований для других выводов, кроме как об отказе. Сопоставим несколько ключевых положений программы и слова Александра Гусева.

Баллотируясь в мэры, господин Гусев обещал уже в 2013 году присвоить центральной части города статус исторической достопримечательности с 0% точечной застройки, чего, в частности, добивались коммунисты и к чему склонялся губернатор Гордеев. Но, как говорится, что-то пошло не так, можно предположить, что торжествует строительное лобби. «В мэрии начата работа по разработке проекта планировки исторического центра, которую выполняют специалисты из проектных организаций, и, надеюсь, вскоре у нас будет конечный вариант, - сказал на пресс-конференции Александр Гусев. - Его мы будем обсуждать. А в результате поймем, каким образом можно разрешать застройку в исторической части Воронежа - с какими параметрами, плотностью, какого назначения должны быть здания».

Довольно мощным обещанием господина Гусева было в 2014 году обновить парк маршруток в областном центре на 80%, а долю мэрии на рынке довести до 20%. Теперь же Александр Викторович говорит, что только с 2015-го начнутся реальные изменения. На первом этапе, до конца 2014 года, в Воронеже пройдет конкурс по распределению маршрутов с целью укрупнения игроков (вместо 35 их останется, сказал мэр, не больше десятка). И все действующие участники рынка уже задумываются, с кем им объединиться, чтобы выиграть один из восьми лотов и выполнить условия договора. Его требования (в целом, так сказать, по больнице) сводятся к тому, чтобы уже в 2015 году в Воронеже обновилось до 40% подвижного состава. «С преимущественным привлечением техники большой и средней вместимости, - уточнил Гусев. - Но, безусловно, не «ПАЗиков» в том варианте, в котором они сейчас ездят по городу, а низкопосаженных современных автобусов».

Александр Гусев подтвердил установку властей не только на сохранение доли рынка за муниципалитетом (сейчас - не более 6-7%, но вместе с ПАТП-3, обслуживающим так называемый «Народный маршрут», - 7-8%), но и ее увеличение до 18-20%. С его слов, ведутся переговоры с несколькими компании, в том числе белорусской, о закупке 100 новых автобусов. Стоит напомнить, что год назад к «формированию современной системы общественного транспорта» власти города и области пытались привлечь латвийскую фирму Амо Plant, входящую в совместное предприятие московских властей и Сбербанка. Господа Гордеев и Гусев анонсировали, что она организует в Воронеже производство автобусов под торговой маркой Ambassador, обучит водителей, создаст сервисный центр по обслуживанию подвижного состава, а машины будет арендовать перевозчику (перевозчикам). О латвийских партнерах – в кавычках – воронежские чиновники с тех пор не вспоминают.

Также мэр заверил, что «принцип работы за наличку, когда водитель за сутки должен привезти какую-то сумму, а остальное забрать себе в качестве бонуса, у нас не пройдет»: «В 2015 году мы постараемся ввести учет пассажиров, чтобы понимать, сколько заработал перевозчик, будем активно привлекать систему безналичных платежей при проезде». И надо заметить, что тут Александр Гусев остался верен себе. В его предвыборной программе имеется соответствующее обещание, но, правда, без конкретных сроков реализации.

А вот – два следующих обещания: 2013 год – единый стандарт коммунального обслуживания, 100-процентная прозрачность управляющих компаний и ТСЖ, 2014-й - единый городской колл-центр по вопросам ЖКХ, время реагирования на жалобы граждан – 30 минут. Очевидно, что первое, особенно в части 100-процентной прозрачности УК, не по силам было бы выполнить даже президенту РФ Владимиру Путину. Что касается колл-центра, то, как сказал Гусев, возможность его создания в мэрии Воронежа «не исключают»: «Наши крупные ресурсовики имеют подобные структуры, но объединить их в одну мы не можем, так как нет механизма, а параллельно создавать что-то еще – бессмысленно».

Надеюсь, приведенных примеров вполне достаточно, чтобы показать: предвыборная программа Александра Гусева во многом не работает. В отличие, как он утверждает, от стратегического плана социально-экономического развития Воронежа на период до 2020 года. И действительно, в 2013-м «план Гусева», составленный в 2010-м при его предшественнике Сергее Колиухе, был актуализирован. В нем, в частности, уточнена и расширена система целевых индикаторов, предназначенных для оценки эффективности его реализации. Туда включены индикаторы, определенные так называемыми майскими социальными указами президента. Известно, что одним из ключевых инструментов реализации стратегического плана является программа комплексного социально-экономического развития Воронежа на 2010-2014 годы с общим объемом финансирования в 51,8 млрд рублей. Она тоже обновляется. А поскольку сроки ее реализации подходят к концу, в администрации идет разработка новой программы комплексного развития.

Но вот на что стоит обратить внимание. В недавнем интервью газете «Коммерсантъ» губернатор Алексей Гордеев говорил, что в связи с украинским кризисом воронежскую областную «Стратегию-2020» придется серьезно перерабатывать («Мы вступили в полосу полной неопределенности»), а все городские программы и планы, естественно, увязаны с ней. Так что мэр Гусев, судя по всему, излишне оптимистичен. Более того, на необходимость корректировки «Стратегии» еще в конце 2012 года обращали внимание профессор ВГУ, известный экономист Владимир Эйтингон (ныне покойный) и руководитель областного департамента экономического развития Анатолий Букреев.

Желания и возможности

Однако наиболее существенным моментом на пресс-конференции господина Гусева стало, пожалуй, подтвержденная им ставка на, можно сказать, избавление от ключевой части муниципального имущества, за что его (и власти в целом, в том числе федеральные - применительно к новой волне приватизации) неоднократно критиковала оппозиция. Мэр рассматривает два пути продажи «Воронежгорэлектросети» - как бизнеса или как имущественного комплекса, надеясь выручить 1,8-2 млрд рублей. Первый шаг уже сделан. Воронежская гордума разрешила акционировать предприятие. Проблема в том, что госхолдинг «Российские сети» (бывший Холдинг МРСК), единственный претендент на электросетевое хозяйство, не хочет выкладывать больше 250-300 млн рублей (тогда как ежегодная прибыль актива - 40 млн). С МКП «Воронежтеплосеть» дела обстоят хуже. Как признался Александр Гусев, кроме «Квадры» претендентов нет, а у нее - нет интереса. И отсюда, кстати, следует вывод, что надежды господ Гордеева и Гусева на «Газпром» как потенциального партнера в вопросе решения проблем «Теплосети» не оправдались. Да и линию на отказ от самостоятельного управления активами следует признать небесспорной. Местная власть на то и местная, чтобы обеспечивать горожан водой и светом.

Тем не менее градоначальник уверен в правильности курса на поиск инвесторов для муниципальных предприятий. Даже в случае с МУП «Спецкомбинат», обслуживающим десять городских кладбищ, у администрации были планы его акционирования и выставления 75% на конкурс. «Поскольку возникло неприятие со стороны общественности, - сообщил господин Гусев, - мы процесс остановили. Но, возможно, вернемся к тому же вопросу, предложив какие-то аргументы со своей стороны. Речь идет о том, чтобы частные деньги работали в сфере услуг, которые дополнительно оказываются при захоронении».

Уверенность Александра Гусева в том, что от муниципального имущества нужно избавляться, зиждется только на одном опыте - передаче водоканализационного хозяйства Воронежа в аренду «РВК-Воронеж», структуре «Росводоканала», входящего в консорциум «Альфа-групп». Его господин Гусев как один из авторов сделки считает успешным. Причем мэр, как выяснилось, хорошо осведомлен о неудачном эксперименте по вхождению в город «Новогора», бравшего в аренду «Теплосеть» («Была допущена ошибка. Активные люди сумели нарисовать красивую картинку»). А мы напомним ему о трех других ошибках властей Воронежа: передаче Центрального рынке фирме «Астарта», «Горэлектросети» - «Российским коммунальным системам», продаже мэрией пяти управляющий жилфондом компаний. Более того, есть вопросы к концессии водоканализационного хозяйства. Если в Воронеже «Росводоканал» получил имущество местного предприятия за 3,2 млрд рублей (800 млн - погашение долгов, целевой транш и 2,4 млрд - инвестиции) на тридцать (!) лет, то в Краснодаре та же сумма вложена за период с 2007-го по 2013 год. Без учета инфляционных процессов и относительной сопоставимости городов (население кубанской столицы - 1,3 млн человек) выходит, что Воронеж недополучит 12-13 млрд рублей. Сравнение с городом-миллионником Омском тоже не выдерживает критики: официально заявленные инвестиции «Росводоканала» в Омск за 25 лет - 12,5 млрд, в Воронеж за 30 - 3,2 млрд рублей. Что называется, почувствуйте разницу. Но господин Гусев непреклонен: «Как пользователи давайте скажем, что ситуация с водоснабжением в Воронеже хуже не стала».

Столь же несколько утопичной выглядит вера мэра в частника, который вложит до 100 млрд рублей в строительство в городе легкого метро. Тогда как подобные инфраструктурные проекты, что ясно показали все 90-е и нулевые годы, способен профинансировать только госбюджет. Во всяком случае – при нынешней монетаристской политике Центробанка и Минфина, делающей кредиты фактически недоступными.

Ну и последнее, на что, пожалуй, стоит обратить внимание по результатам пресс-конференции мэра, - заявление, что городу остается более 50% налогов и сборов, собираемых на его территории. Тогда как и оппозиция, и предшественники Гусева (особенно ярко – Александр Ковалев и Борис Скрынников) неоднократно критиковали и федеральный центр, и область за ущемление интересов горожан. Расчеты господина Гусева строятся на следующих фактах. Непосредственно в бюджет Воронежа поступает 14% налогов и сборов, 26% забирает государственный и 60% - областной бюджеты. Но! Еще 14%, или 7-7,5 млрд рублей, возвращаются городу в виде субсидий. Итого, считаем, - 26%. Столько же тратится на учреждения здравоохранения, которые с некоторых пор содержит область. Итого, продолжаем суммировать, - 40%. Сюда же Александр Гусев добавил строительство Камерного театра и линкора «Гото Предестинация», реконструкцию Центрального рынка и т.д., и т. п. В общем, выходит, что 50% Воронеж имеет. Тем не менее даже при такой цифре надо признать, что горожане ущемлены в правах. По бюджетной обеспеченности на душу населения среди городов-миллионников Воронеж - на одном из последних мест.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0