Воронеж. 20.10.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Локальному игроку на региональном молочном рынке приходится непросто: розничные сети зачастую диктуют неприемлемые условия, конкуренция с импортной продукцией не всегда складывается в пользу отечественных компаний, да и многим отечественным конкурентам, не обделенным объемами и рекламными бюджетами, приходится на пустом месте доказывать, что твоя продукция куда лучше хорошо раскрученной. О суровых буднях переработчиков молока и необходимых законодательных изменениях для сельхозотрасли мы поговорили с депутатом Воронежской областной Думы, генеральным директором ОАО «Фирма «Молоко» Василием Остроушко.
- Василий Иванович, предлагаю вам начать интервью с самого «живого» на сегодня вопроса: как на деятельности возглавляемого вами предприятия отразились введенные санкции?
- Вы знаете, не сказал бы, что они серьезно отразились на нашей работе. Предприятие производит 80 наименований молочной продукции (масло, сыр и т.д.), но помимо этой линии работы у нас есть фруктовые яблочные сады. Здесь произошло снижение цены, а этот показатель всегда выступает хорошим индикатором. Сегодня наши яблоки – подчеркну, экологически чистые – стоят 15-25 руб. за килограмм, в то время как конкуренты в торговых сетях выставляют ценны до 118 руб. В администрации района создана комиссия по контролю цен, однако сложившаяся на рынке ситуация пока имеет место быть и играет далеко не в нашу пользу. С реализацией возникают определенные сложности, поэтому часть яблок не востребована – в основном, отправляем продукцию на концентраты по низкой цене или кормим скот. В 2014 году было собрано свыше 2 тыс. тонн яблок, но бывали и более внушительные объемы – до 5 тыс. тонн.
- Тем не менее некоторые виды вашей продукции присутствуют в торговых сетях. Сложно находить с сетевиками общий язык?
- Чаще всего нам диктуют жесткие условия, от которых мы вынуждены отказываться. Попытались провести в сети наш натуральный сок - нам выставили такую цену и сроки реализации, что от этой идеи мы сразу отошли. Или не так давно возникла проблема, когда один из торговых домов отказался от нашего молока, а мы под их бренд уже закупили упаковку на 2 млн рублей. Пытаемся разобраться с этим вопросом с представителями торговой сети.
- Может быть, тогда стоит открывать собственные точки продаж?
- Мы стараемся работать с частниками, и партнерство с ними экономически выгодно для нас. Но тут возникает другая проблема: сейчас люди уже разбалованы супермаркетами, им проще купить все в одном месте, а в частные магазины народ идет слабо. На новом Центральном рынке у нас есть свой павильон, а в будущем рассмотрим перспективы расширения.
- Если говорить о переработке молока, вы полностью обеспечены своим сырьем или часть закупаете на стороне?
- Примерно 20% производим сами, а остальное закупаем в хозяйствах или у фермеров. Но как бы это странно ни звучало, в Россошанском районе мы закупаем минимальное количество молока, в основном работаем с Белгородской областью – где-то на 70%, а также с соседними районами. Куда уходит россошанское молоко? Для нас это большой вопрос.
- Сотрудничаете с иностранными компаниями или в числе партнеров – только земляки?
- Честно говоря, предпочитаю работать с отечественными организациями, в этом смысле я, можно сказать, «националист». Когда мы делаем доильный зал меньше, чем за миллион, а иностранцы предлагают монтировать его за 12-15 млн – разница, согласитесь, весьма существенная. И таких примеров много, а других лично я не встречал.
- Насколько я понимаю, вы производите не только молочные продукты. Какие новые направления осваиваете?
- Недавно запустили линию по розливу лимонада и газированной воды. Кроме того, открыли производство сыра «Брынза», а параллельно начинаем сушить карамельную патоку для пищевых предприятий – выпустили первые образцы. Эта продукция уникальна: ближе Ульяновска никто ее не производит.
- Вы не раз говорили, что используете в своем производстве только натуральные компоненты. Ваша продукция в этом смысле сильно отличается?
- Могу сказать, что сейчас много того же хорошего молока и у других предприятий, но главная проблема упирается в то, что от нас требуют более длительных сроков хранения. А ведь натуральный продукт не может долго храниться, да и молоко после стерилизации становится безвкусным. И вот здесь все зависит от добросовестности производителя. Мы от стерилизованного продукта отказались, стараемся создать хорошие склады и бороться с халатностью сотрудников. Бывало разное: например, сметана еще не созрела, а ее уже разлили, чтобы поскорее пойти домой. Такой практике не место на предприятии – тщательно контролируем и наказываем недобросовестных работников.
- Все же сейчас вопрос о качестве пищевой продукции крайне актуален. В отсутствие жестких ГОСТов многие производители стремятся сократить издержки всеми возможными способами, добавляют в продукцию целый «калейдоскоп» суррогата. Современные стандарты качества принципиально отличаются от советских?
- Как ни странно, сегодня стало больше требований как к производителям, так и к переработчикам. Но зачастую они не дают ожидаемого эффекта. Раньше не проверяли молоко на фальсификат, не замеряли антибиотики, а сегодня мы все это делаем и тратим немало времени и денег. Помню, раньше сметану отправляли в цистерне железнодорожным транспортом в Москву, там разливали в баночки и продавали людям продукт отличного качества. Сегодня в нашем «арсенале» современные холодильники, соблюдается специальный температурный режим, но если сравнивать продукцию с советской, качество объективно пострадало. Почему? Трудно судить. Наверное, совокупность факторов.
- В существующих условиях насколько рентабелен ваш бизнес?
- В прошлом году мы сработали в полный «ноль»: дело в том, что с 1 декабря по настоящий момент не было ни одного повышения цены на молоко и пока, судя по всему, не предвидится. Вместе с тем наша основная прибыль получается как раз от производства цельномолочной продукции. В свое время руководство страны сформировало определенную модель, когда на первый план вышла перепродажа импортных продуктов, а местного производителя, таким образом, давили и продолжают давить. Посмотрите: зашло польское сухое молоко, а российское лежит на полках – не берут. В этих условиях нам приходится не только не повышать, а, наоборот, снижать закупочные цены на молоко.
- Можете сформулировать вкратце проблемы, стоящие сегодня перед российскими переработчиками молока, и как, по вашему мнению, можно их решить?
- Прежде всего – высокая стоимость энергоносителей и горючего, а также дешевая продукция конкурентов, о которой мы говорили выше. Для того чтобы мы имели возможность снижать цены безболезненно для себя, нужно субсидировать хозяйства. Сегодня сельхозпроизводителям действительно тяжело держаться на плаву, и крепкую основу для этого «плавания» дает государственная поддержка. Именно благодаря субсидированию мы можем работать и развиваться.
- Представители других отраслей АПК, в частности мясного животноводства, зачастую жалуются на большие задержки поступления финансовых средств от государства…
- У агрохолдингов совершенно другие объемы финансирования: там речь идет о миллиардах, и по сравнению с ними мы получаем «копейки». К примеру, на данный момент государственная задолженность перед нами составляет 5 млн рублей, и выплата планируется на этот месяц. Задержки бывают, но не существенные, и в итоге поддержка до нас доходит. Нам субсидируют целевой кредит на закупку молока в размере 2/3 процентной ставки.
- Насколько, на ваш взгляд, эффективна сегодня региональная государственная поддержка агропроизводителей? По каким направлениям ее нужно наращивать и могут ли здесь потребоваться изменения областного законодательства?
- На мой взгляд, нужно выделять средства на реализованный литр молока, чтобы все было честно. А если доплатить производителю, допустим, по 3 рубля за литр, он не повезет продукцию в другие регионы и все молоко останется в области. Так же и с другими направлениями сельского хозяйства. По поводу эффективности региональной политики – разумеется, она эффективна, ведь государственная поддержка основывается на софинансировании бюджетов: не участвовала бы активно область – никаких субсидий не было бы. Регионы должны отстаивать свои права на получение субсидий, а государство обязано в разные субъекты вкладываться пропорционально. Тогда сектор АПК будет работать эффективно.
- Мы подошли вплотную к вашей законотворческой деятельности. Скоро примут областной бюджет, и снова складывается непростая экономическая ситуация. В бюджете 2014 года поиск финансовых резервов сказался на объемах региональной поддержки аграриев. Готовы ли вы к тому, что бюджетные средства опять сэкономят за счет крестьян?
- К сожалению, существует этот момент, но на заседании аграрного комитета он всегда очень тщательно обсуждается. Конечно, нужно более скрупулезно продумывать политику в этом направлении.
- Нам известно, что социально ориентированный бизнес – не далекая от вас тема. Кому и в каких объемах вы оказываете социальную поддержку?
- Стараемся оказывать всестороннюю поддержку детям-инвалидам реабилитационного центра «Парус надежды», «подкармливаем» сметаной наших футболистов. Также стараемся поучаствовать в возрождении духовных ценностей – у нас реконструирован прекрасный храм. Помогать надо всем понемногу, а без этого, мне кажется, не может обойтись ни одно уважающее себя предприятие.
- Вы успешный предприниматель и при этом неоднократно избирались в Думу. Зачем состоявшемуся бизнесмену депутатский мандат?
- Я никогда не проявлял инициативу стать депутатом – так сложились обстоятельства. Не преследую какой-то конкретной цели, но когда тебя знает широкий круг людей – это полезно для любой сферы деятельности.