WorldClass

19 сентября 2024, 18:55
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Бюджетная необеспеченность Воронежа

01.07.2009 11:19
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) –  Аналитика - Состоялись отчеты по бюджетам области и Воронежа за 2008 год. Они неутешительны для воронежцев. Острейшая бюджетная необеспеченность Воронежа  на душу населения и в целом продолжает нарастать. И это притом, что Воронеж – финансовый и налоговый донор всей Воронежской области и федерального бюджета, а его собственный бюджет ежегодно дефицитен. В 2008 году ему оставили только 19% от налогов, собранных с его территории.

Воронеж. 01.07.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Состоялись отчеты по бюджетам области и Воронежа за 2008 год. Они неутешительны для воронежцев. Острейшая бюджетная необеспеченность Воронежа на душу населения и в целом продолжает нарастать. И это притом, что Воронеж – финансовый и налоговый донор всей Воронежской области и федерального бюджета, а его собственный бюджет ежегодно дефицитен. В 2008 году ему оставили только 19% от налогов, собранных с его территории. В то же время областной бюджет исполнен с профицитом в 689 млн рублей.

Федеративная форма устройства государства предполагает определенную финансовую самостоятельность регионов и муниципальных образований (МО).

Под бюджетным федерализмом в мировой науке и практике понимают форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.

Существующий в настоящее время в РФ механизм бюджетного федерализма в России ближе к уравнительной (германской) модели бюджетного устройства. Но скопировав уравнительную модель, авторы и исполнители межбюджетных реформ не учли неэффективность в России местных налогов и совершенно разную роль в процессах развития крупных городов с одной стороны и малых МО с другой.

В 2007-2008гг. доля местных налогов и сборов в консолидированном бюджете РФ составила всего около 1%. Фактически без собственных эффективных налогов остались центры экономики и концентрации российского человеческого капитала сравнительно высокого качества - крупные города, включая Воронеж.

Таким образом, ни о каком балансе интересов участников межбюджетных отношений в РФ речь идти не может. МО оказались в самом невыгодном и зависимом положении.

Постепенно из поступлений в доходы бюджета Воронежа, начиная с 2001 года, были изъяты доли доходов налогов с имущества организаций, НДС, налога с продаж, налога с прибыли организаций. Снизился и норматив отчислений с налога на доходы физических лиц (с 70% до 40%).

В итоге - бюджетное недофинансирование Воронежа, а по существу - перманентный финансовый кризис в городе - привел к снижению большинства составляющих его инвестиционной привлекательности: инфраструктурного, экономического, финансового, промышленного потенциала и др. Привело это также к снижению качества жизни населения и качества ЧК относительно других регионов. И, соответственно, к снижению его интегральной инвестиционной привлекательности.
С территории Воронежа в 2008 году налогов собрали 28,7 млрд рублей. Из них городу оставили 5,5 млрд или 19%. До 2001 года совокупный норматив отчислений налогов Воронежу превышал 40%.

Законодательство (Бюджетный кодекс РФ – БК, статья 58) предоставляет руководителям субъектов РФ широкие полномочия по формированию бюджетов МО. Субъект РФ имеет право передавать МО полностью или частично региональные и федеральные налоги, переданные ему в управление. И изменять нормативы налоговых отчислений в бюджеты МО. В свою очередь, бюджеты крупных городов во многом определяют состояние их инфраструктуры и инвестиционную привлекательность города и субъекта РФ. В некоторых регионах субъекты РФ передали своим центрам часть налога на прибыль организаций, часть налога на имущество юридических лиц и другие налоги. В Воронежской области пока этого не произошло, были частично переданы лишь неэффективные налоги, которые не изменили ситуацию в лучшую сторону с бюджетом Воронежа.

58 статья Бюджетного кодекса РФ:
«Передача собственных доходов бюджетов субъектов РФ бюджетам других уровней. Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ».

Воронеж не одинок в своей бюджетной необеспеченности. Близкая ситуация и в других крупных городах - в Ростове-на-Дону, Красноярске, Омске, Нижнем Новгороде, Самаре и др. Федеральные власти передали полномочия и налоги субъектам РФ, изъяв их у городов, а главы регионов оказались в основном несостоятельными в понимании глубинных процессов развития страны.

Основными бюджетообразующими налогами Воронежа являются налог на доходы физических лиц – более 60% в общей сумме налогов; земельный налог и единый налог на вмененный доход – каждый внес немного более 10%.

Местные налоги – земельный налог и налог на имущество физических лиц (около 1%) - вносят на практике в бюджеты городов небольшой вклад. В бюджет Воронежа они вносят меньше 10% от всех доходов бюджета. К местным налогам в РФ отнесены налоги, которые служат муниципальными налогами в развитых странах – налоги на собственность граждан, но там граждане – люди обеспеченные. И у них сосредоточена основная часть национального богатства.

Из бюджета Воронежа финансируются важнейшие составляющие человеческого капиталы: образование, здравоохранение, культура, охрана окружающей среды, социальная политика.

По данным Контрольно-счетной палаты (КСП) городского округа, в Воронеж на социальную сферу (образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальная политика) в 2007 году было направлено 51% всех расходов бюджета в сумме 4222838 тыс. рублей, что на 3% ниже, чем в 2006 году. С учетом инфляции на развитие ЧК было направлено в реальном исчислении на 17% ниже, чем в 2006г. На образование по данным КСП было направлено 96% плановых средств, на «охрану окружающей среды» - 72% плана; на культуру – 98%; на здравоохранение и спорт – 94%; на социальную политику - 90%.

Недофинансирование развития человеческого капитала и социальной сферы имело место и в предыдущие годы и продолжилось в 2008-09гг. На образование в 2008 г. было направлено – 98,7% плана, на здравоохранение еще меньше – 84,5%. Недофинансирование социальной сферы наблюдается и в первом полугодии 2009 года.

В результате смертность населения в Воронеже в 2008 году превысила рождаемость в 1,4 раза. Естественная убыль населения составила 4266 человек.

Расчеты в реальном исчислении с учетом инфляции (обесценивания рубля) показывают, что бюджет Воронежа вырос незначительно с 2005 года, а относительно 2000 года уменьшился примерно вдвое в ценах 2000 года. Особенно сильно он снизился относительно областного бюджета (в 4 раза) и консолидированного бюджетов области. И при этом статьи расходов бюджета по социальной сфере, т.е. по развитию ЧК, ежегодно не выполняются. Снижение доли налогов, а также сравнительно низкий общий оборот Воронежа на душу населения, низкий ВРП на душу населения определили и низкие инвестиции в ЧК Воронежа. По данному показателю Воронеж - один из последних в стране среди крупных городов.
Снижение инвестиций в образование, здравоохранение, полное отсутствие их в науку (из бюджета города), снижение личной безопасности граждан и безопасности бизнеса вследствие роста экономической преступности и ее изощренности, снижение качества элиты и роста коррупции, крайне низкие инвестиции в экологию (9,5 млн рублей в 2007г.), привели к общей деградации ЧК Воронежа.

На начало бюджетных реформ цены на нефть на рубеже веков были очень низкими. Рост их начался примерно с 10 долларов за баррель. Экспорт почти не приносил доходов. Страна оправлялась от последствий дефолта 1998 года. Дефицит бюджетов был огромен. И основную часть налогов и сборов в федеральный и региональные бюджеты стали забирать с территорий крупных городов. Забирали аврально. И закрепили эту норму законодательно по принципу - лишь бы выжить. И оголили главные очаги и локомотивы развития субъектов РФ и страны в целом. И эта тенденция и методология продолжаются до сих пор. В том числе она имела место и при сверхвысоких ценах на нефть, газ и металлы в 2007-08 гг., когда помощь слабым МО можно было оказывать из нефтегазовых доходов, а городам вернуть изъятую у них долю налогов, собираемых с их территорий.

В итоге с 2001 года подавляющее большинство административных центров субъектов РФ сильно недофинансируются. И уменьшение финансового потенциала ведущих городов России, снижающее их инвестиционную привлекательность, уже в ближайшем будущем неминуемо скажется на росте ВВП страны. И уже сказалось. Как только упали нефтегазовые доходы - экспорт, ВВП и ИПП упали на десять и более процентов в первой половине 2009 года. Экспорт составил 52,3% к периоду январь-апрель 2008 года, ВВП снизился в первом квартале на 9,8%, ИПП по обрабатывающей промышленности составил всего 76,5%, по строительству – 79,1%. И в еще большей степени скажется на перспективах развития национального ЧК и создания инновационной национальной системы и инновационной экономики.

Для решения проблемы увеличения бюджета Воронежа (и других крупных городов РФ) на региональном уровне необходимы следующие решения областной администрации:
- Передача (возврат) Воронежу в соответствии со ст. 58 БК РФ доли налога на прибыль организаций.
- Возврат Воронежу доли налога на имущество организаций.
- Увеличение Воронежу норматива отчисления налога на доходы физических лиц с нынешних 40% до 70%.
- Инициировать через депутатов от г. Воронежа в областную думу и администрацию Воронежской области ряд поправок о законодательном закреплении за городским округом Воронеж этих источников доходов в соответствии со ст. 58 БК РФ.

На федеральном уровне:
- Внести в инициативном порядке предложения в Минфин о дифференцированном методическом подходе к расчетам бюджетной обеспеченности МО, в первую очередь - для крупных городов - финансовых доноров территорий.
- Инициировать рассмотрение поправок в законодательство о бюджетном процессе в крупных городах – экономических и налоговых донорах регионов.

Полный текст статьи по адресу: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=2&page=44

Юрий Корчагин доктор физ.-мат. наук, профессор,
директор Центра исследований региональной экономики, г.Воронеж

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0