Воронеж. 03.07.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - По прогнозам специалистов, уровень безработицы в России к концу года может достичь 13%. При этом доля зарегистрированных безработных составляет порядка 30% от общего числа безработных. Основной удар безработица нанесет на обрабатывающую промышленность, строительство и розничную торговлю. Если изучить структуру ВРП (валового регионального продукта), то можно увидеть, что основа экономики Воронежа - именно эти отрасли народного хозяйства.
Ухудшение финансового положения предприятий, в свою очередь, приводит к сокращению реальной заработной платы, растет задолженность по зарплате.
По опросам руководителей крупнейших предприятий Воронежской и Липецкой областей, завершение падения деловой активности ожидается летом 2010 года. Исходя из того, что экономика системы высшего образования – это производное от общего состояния экономики России, вероятнее всего будет наблюдаться так называемый отложенный эффект: устойчивые положительные тенденции в финансово-экономическом положении вузов и снижение релевантных рисков в системе высшего образования будут наблюдаться к весне – лету 2011 года.
В этой ситуации необходимо постоянно мониторить ситуацию с платежеспособностью абитуриентов и их родителей. Крайне высок риск существенного снижения внебюджетного контингента студентов.
К концу 2009 года численность бедного населения России, вероятно, может составить 17% населения страны.
Влияние кризиса распространяется и на зарубежные вузы. В частности стало известно, что руководство одного из самых известных вузов США – Гарвардского университета – намерено сократить 275 человек на фоне ухудшающейся экономической ситуации. Это около 2% от штатного персонала университета. Для отдельных сотрудников Гарварда урезаны часы работы, заморожены ряд проектов, произошло снижение заработной платы, приостановлено строительство лабораторий.
Разрабатывая антикризисные меры в системе высшего образования, президент РФ Дмитрий Медведев рекомендовал установить студентам, обучающимся с полным возмещением затрат, неизменный на весь период обучения и неиндексируемый размер оплаты за обучение в соответствии с реальной стоимостью обучения на бюджетной основе, а также возможность перевода наиболее успевающих студентов с коммерческой на бюджетную форму обучения.
К прочим антикризисным мерам Рособразование относит: предоставление отсрочек платежей за обучение студентам, чьи семьи оказались в тяжелой материальной ситуации; активизация предоставления образовательных кредитов студентам вузов; увеличение контрольных цифр приема в аспирантуру по специальностям естественнонаучного профиля и установление контрольных цифр приема по гуманитарным специальностям на уровне 2008 г.; увеличение стипендий наиболее успевающим студентам учреждений ВПО. Кроме того, создание автоматизированной системы мониторинга распределения выпускников вузов по направлениям занятости на 2009 г.; создание банка данных об опережающих программах дополнительного профессионального обучения, для содействия выпускникам вузов (находящихся под риском попадания в категорию безработных) в получении дополнительных компетенций на рынке труда.
Исследуя информацию о предпринимаемых вузами антикризисных мерах, размещенной на официальных университетских сайтах, можно прийти к выводу, что одни подведомственные Рособразованию университеты предпринимают антикризисные меры в связи с требованием власти о поддержке студенчества. А другие вузы предпринимают реальные меры в рамках антикризисного менеджмента, направленные на стабилизацию финансово-экономического положения университетов в условиях острого кризиса и демографической ямы.
Мы установили, что к наиболее действенным мерам по стабилизации социально-экономической ситуации в условиях кризиса российские вузы относят:
1. Фиксация платы за получение образования на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, не выше затрат на бюджетное обучение;
2. Расширение практики перевода студентов, успешно проходящих обучение на платной основе и испытывающих материальные затруднения, на бюджетную форму обучения при наличии вакантных мест;
3. Сохранение количества бюджетных мест на очном отделении на уровне прошлого года;
4. Увеличение в текущем учебном году количества бюджетных мест в магистратуре и в аспирантуре;
5. Создание малых предприятия для реализации научных и технологических разработок ученых университета, что позволит создать дополнительные рабочие места в первую очередь для выпускников университета;
6. Расширение сотрудничества с кадровыми агентствами по трудоустройству выпускников;
7. Реализация совместно с Департаментом по образованию и науке, Департаментом информации и печати субъекта федерации, администрациями муниципальных районов области программ по целевой подготовке выпускников университета;
8. Проведение разъяснительной работы среди преподавателей, сотрудников и студентов университета по поводу антикризисных мер, возможностей трудоустройства, прав работников с использованием университетских СМИ;
9. Создания специальной страницы на портале университета;
10. Организация целевых встреч выпускников университета с руководителями предприятий – партнерами университета – возможными работодателями.
Ни для кого не секрет, что администрации отдельных вузов опережающими темпами (еще до фактического выполнения) отрапортовали в Федеральное агентство по образованию о принятых антикризисных мерах. Главное показать свою своевременную реакцию. Многие вузы, и это отмечают в Рособразованиии, реализуя мероприятие по фиксации платы за обучение, фактически замораживают цены только для студентов 1 курса. Часть университетов решилась вступить в противоречие с федеральным центром и индексирует стоимость обучения на официальный уровень инфляции.
Устойчивость вузов и эффективность в реализации отдельных антикризисных мероприятий не в последней степени зависит от многих факторов. Это универсальность и качественная диверсификация образовательных программ, реализуемых вузами (нельзя сравнивать крупный классический университет с его физиками-ядерщиками, геологами, нанотехнологами, биологами-генетиками, химиками-материаловедами, математиками и пр. с моноструктурным отраслевым вузом); месторасположенность вуза (важно, где находится вуз: Москва, Санкт-Петербург или в регионах); определенная аффилированность и/или близкое знакомство с руководителями министерств и ведомств РФ.
На ученом совете 26 июня нынешнего года ВГУ утвердил перечень антикризисных мероприятий. Так, в области образовательной деятельности и помощи в трудоустройстве выпускников – это:
- осуществление маркетингового исследования потребительских предпочтений выпускников общеобразовательных школ Воронежской области при выборе профессионального образования;
- повышение эффективности и целевой направленности рекламной кампании ВГУ и PR – деятельности вуза в условиях жесткой конкурентной среды;
- организация встреч старшекурсников университета с представителями бизнес-сообщества в рамках мероприятий «Дни карьеры» и «Ярмарка вакансий»;
- усиление взаимодействия между ВГУ и предприятиями крупного бизнеса – стратегическими партнерами университета по вопросам обеспечения мест прохождения практики, независимой экспертизы качества образования, трудоустройства выпускников и получения заказов на хоздоговорные работы в области НИОКР и консалтинга;
- проведение олимпиад и творческих конкурсов ВГУ в школах Воронежской области и других регионах ЦФО для расширения информационного присутствия ВГУ;
- активное взаимодействие ВГУ с объединениями работодателей: Российским союзом промышленников и предпринимателей», «Опора», Торгово-Промышленной Палатой России для получения целевого заказа на подготовку специалистов;
- максимальное повышение эффективности системы контроля качества образовательной деятельности;
- расширение приема на магистерские программы на внебюджетной основе (в т.ч. для получения второго высшего образования);
- расширение приема иностранных студентов и аспирантов на внебюджетной основе.
Была отмечена и необходимость аудита эффективности расходования средств на финансирование деятельности ВГУ, в частности:
- централизация контроля финансовых потоков и создание службы внутреннего аудита;
- формирование резервного фонда;
- анализ целесообразности капитальных расходов на приобретение научного оборудования по каждому объекту основных средств;
- разработка обобщающих критериев и оценка результативности научно-исследовательской деятельности (в разрезе научно-педагогических школ и основных получателей средств на финансирование НИР);
- разработка механизма коммерциализации публикаций в периодических изданиях ВГУ для внешних авторов (не сотрудников университета);
- разработка положения об оплате научных стажировок, организуемых на базе ВГУ, сторонними преподавателями – стажерами;
- замораживание ряда инвестиционно-строительных проектов ВГУ, непрофинансированных за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, программа поддержки студентов, обучающихся на договорной основе, предполагает:
- замораживание стоимости обучения договорных студентов на уровне прошлого года;
- разработка порядка перевода на бюджетные места и выставление бюджетных вакансий по специальностям/ направлениям подготовки;
- предоставление отсрочек по оплате за обучение для студентов из социально незащищенных слоев населения.
Экономия финансовых и материально-технических ресурсов ВГУ повлечет за собой:
- усиление контроля расходования средств структурными подразделениями;
- введение режима жесткой экономии средств по материально-техническим расходам и командировкам;
- сокращение финансирования капитальных и текущих расходов по структурным подразделениям с дефицитным бюджетом.
В свою очередь, адресная социальная поддержка сотрудников, аспирантов и студентов будет осуществляться по двум направлениям:
- льготирование отдыха сотрудников, аспирантов и студентов ВГУ на б/о «Веневитиново»;
- выявление сотрудников и студентов, попадающих в категорию «малоимущих граждан», и организация адресной социальной поддержки.
Будут также реализованы новые программы дополнительного профессионального образования (ДПО) по заказу работодателей и органов государственной власти:
- ДПО «Бухгалтерский учет, налогообложение, бизнес-информатика и малое предпринимательство» для специалистов предприятий, находящихся под риском увольнения, и старшекурсников неэкономических специальностей;
- курсы повышения квалификации, семинаров и круглых столов на всех факультетах ВГУ (на внебюджетной основе) для выпускников вузов и специалистов предприятий региона.
Помимо прочего, в рамках программы коммерциализации инновационной деятельности ВГУ (программа «start up» для молодых студентов-предпринимателей и университетских исследователей) предполагается создание малых предприятий. Также было решено усилить взаимодействие университета с Правительством Воронежской области и Администрацией г. Воронежа по включению ВГУ в федеральные и региональные целевые программы и проекты.
Российское высшее образование вступает в сложный период своего развития. Сегодня в вузы приходит поколение, рожденное в первой половине 1990-х гг. Современные абитуриенты хорошо осведомлены в отношении востребованности и престижности профессий, стоимости обучения и своих финансовых возможностей. Они напрямую связывают перспективы профессионального и карьерного роста с качеством получаемого высшего образования и критически оценивают уровень доступных им высших учебных заведений.
Воронеж – это признанный университетский центр европейского уровня, с уникальными вузовскими традициями и высокой концентрацией интеллектуального капитала (от общего населения мегаполиса - 10-12 % студенчество). Руководство региональных университетов в большинстве своем адекватно и профессионально реагирует на кризисные процессы в экономике. Кроме того, вузовское сообщество уже реально почувствовало прямую заинтересованность Правительства Воронежской области в развитии университетского округа, личную поддержку губернатора Алексея Гордеева в отстаивании университетских интересов на федеральном и региональном уровнях. Региональная власть четко понимает: вузовская система – это серьезное конкурентное преимущество нашего субъекта федерации. Все это в комплексе дает основании оптимистично смотреть в будущее системы вузовского образования Воронежской области.
Дмитрий Ендовицкий
(Проректор по экономическому развитию и инновациям ВГУ, д.э.н., проф.)