Воронеж. 09.12.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Нечасто удается прочитать в неделовой прессе материал, где автор бы не путался в понятиях «индустриальный парк», «технологический парк», «бизнес-инкубатор». Хотя до сих пор все было вроде понятно. ИП – это промышленный городок с единой инфраструктурой и разными заводами, построенными в чистом поле. Кто был в Масловке, прекрасно может представить десятки других подобных ИП, которые успешны во всех регионах страны. Технопарк в российском варианте – большой завод, сдающий площади малым предприятиям. Бизнес-инкубатор – по сути, офис с доступом к центру коллективного пользования – комплекту станков и лабораторного оборудования. В идеале, та или иная идея, оформившаяся в бизнес-инкубаторе, «подращивается» до штучного или мелкосерийного производства в технопарке и выходит на большую серию в индустриальном парке. Хотя в чистом виде такая матрешка не встречается, но для запоминания ассоциации полезны: городок, завод, офис.
Эта система поддержки инновационного бизнеса выстраивается в России с середины нулевых. Но все чаще приходится слышать, что программа в своем изначальном формате зашла в тупик.
На заре «технопаркинга»
При предприятии «Агроэлектромаш» работает филиал кафедры Воронежского технического университета. Довольно большая комната с партами, измерительными приборами и большой коллекцией полуразобранных электромоторов всех типов. Студенты сюда любят приходить: здесь они могут поковыряться в древнем движке, посмотреть, как разрабатываются и собираются уникальные приборы, подышать воздухом реального производства.
Этот филиал – осколок некогда считавшегося перспективным технопарка «Калининский».
- Тема технопарков была очень модной лет семь-восемь назад, - вспоминает руководитель «Агроэлектромаша» и экс-председатель Совета технопарка «Калининский» Виктор Шапошников. - Воронежская область стала одним из первых регионов, где был принят закон о технопарках – его потом позаимствовали многие регионалы (а кое-что – и федералы) для создания своей нормативной базы. Мы этим совершенно законно гордились.
Одна за другой появлялись структуры, призванные создать благоприятную среду для инновационного предпринимательства. Был создан отдел инноваций при департаменте промышленности области, Ассоциация инновационных предприятий «Иннотех», Воронежский инновационно-технологический центр» (ВИТЦ), под эгидой которых появились один за другим четыре технопарка с региональным статусом, несколько бизнес-инкубаторов. Массовый старт во многом объяснялся тем, что в число первых резидентов вошли малые предприятия, уже арендовавшие площади заводов и НИИ. Увы, такая ситуация практически исключает отбор, что было одной из первых ошибок организаторов. В авангарде движения оказалась слишком пестрая публика.
В состав «Калининского» в 2007 году вошли 12 арендаторов площадей обанкроченного завода им. Калинина. С помощью федеральных инвестиций на площадке был развернут центр общего пользования, организован бизнес-инкубатор.
Но все планы были разбиты о твердокаменную позицию одного из соседей-арендаторов. Ему при дележе имущества старого завода достался кусок территории с центральной заводской дорогой. Сосед – в лучших коммунальных традициях – перекрыл заводскую магистраль и заломил фактически запретительную плату за проезд. Технопарк быстро опустел.
Но прикрыть проект, в который уже вложены государственные деньги, оказалось сложнее, чем запустить процесс. Процедуры закрытия идут три года и не завершились до сих пор. В статьях и докладах «Калининский» нет-нет да упоминается как действующий проект.
Возможно, не стоило бы так подробно останавливаться на проблемах аренды производственных площадей, но «квартирный вопрос» испортил не только этот проект. Весной нынешнего года заявка ООО «Проминвест», (которому принадлежит недвижимость обанкротившегося Воронежского завода алюминиевых конструкций) подало заявку на предоставление официального статуса технопарка. Но при этом одновременно резко подняло ставку арендной платы для ряда резидентов.
Скандал был безобразный, с привлечением полиции и с немалыми финансовыми потерями. Если офисная или даже торговая структура относительно легко может поменять дислокацию, то для производства, вросшего в площадку «железом», такой переезд приравнивается к двум пожарам. Вопрос о статусе после этого как-то уже не поднимался.
Но закономерен другой вопрос: чем такая деятельность отличается от обычного девелопмента, от выжимания денег за счет примитивной ренты?
Цена бесплатных подарков
Руководство МНПП «Электронмаш» - якорного резидента технопарка «Cодружество» - провело своего рода эксперимент. Предоставило на льготных условиях площади и оборудование молодому коллективу, разработавшему интересный проект сувенирного производства. На первый год аренда была бесплатной, на второй составила половину стандартной ставки. Но это не было чистой благотворительностью. Когда подопечные стали на ноги, они расплатились с хозяевами за все услуги и с благодарностью попрощались: купили собственное оборудование и перебрались в более просторные помещения. А вот если бы «старший брат» помогал не в долг, а безвозмездно, это было бы классической услугой технопарка.
- Мы фактически взяли на себя роль государственной структуры, - признает заместитель директора компании Вячеслав Лосонов. - Почему этого не делают те же технопарки? Думаю, в системе оказания государственной поддержки слишком много бюрократии. «Электронмаш» с ноября прошлого года тоже пытался получить госсубсидии для приобретения нового оборудования. Больше полугода занимались бумагами, пока кризис не начался. В итоге остались без оборудования.
Господин Лосонов видит изъян в самой идеологии государственной поддержки малых инновационных предприятий:
- Работает установка не на помощь конкретному предприятию, а на создание благоприятной атмосферы для развития малого инновационного бизнеса в целом в экономике региона. В результате раздается 100 субсидий по 100 тыс. рублей - это выброшенные деньги. В этой ситуации выигрывают профессиональные грантополучатели, которые поднаторели в оформлении бумаг и живут, по сути дела, только этим. Уверен, что надо помогать не абстрактной «атмосфере», а двум-трем конкретным предприятиям, у которых есть по-настоящему прорывные проекты.
Льготы счет любят
При этом на излишний рост арендной платы ни руководители «Электронмаша», ни другие резиденты не жалуются. Хотя с ностальгией вспоминают те времена, когда аренда в парке обходилась в два-три раза дешевле, чем в среднем по городу.
- Да, было такое, - соглашается руководитель ВИТЦ - управляющей компании технопарка «Содружество» Вячеслав Тупикин. – На первых порах считалось, что резиденты парка будут производить ремонт и приспосабливать помещения под специфику своей деятельности. Льготы на аренду должны были эти издержки компенсировать. Но когда льготы кончились, некоторые восприняли это чуть ли не как попытку сознательного удушения бизнеса.
Сегодня арендная плата формируется на рыночных условиях и резидентам предлагаются льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество.
Но какое у начинающих МП имущество? И откуда прибыль?
В позапрошлом году Контрольно-счетная палата Воронежской области проверила эффективность мер господдержки технопарков. Всего, по ее данным, в 2007-2011 годах резидентам технопарков предоставили налоговых льгот на 48,7 млн рублей. Сумма несерьезная на фоне оборотных показателей: за тот же период объемы производства вросли вдвое – почти до 5 млрд рублей. КСП рекомендовала властям шире использовать и другие виды преференций – например, помощь в создании инновационной инфраструктуры
- Увы, технопарки скованы своим статусом, - сетует господин Тупикин. - Ведь они не являются юридическими лицами. Резиденты являются, парки - нет. Логичнее было бы сделать наоборот - чтобы технопарк имел статус ООО и объединял временные творческие коллективы в качестве своих подразделений. Тогда будет другой уровень ответственности и возможностей.
- Вся инновационная инфраструктура создана на средства резидентов и базовой организации, хотя в законе прописывалась поддержка из облбюджета, - рассказал директор технопарка «МИТЭМ» Владимир Сытин. - Господдержка резидентов была реализована лишь спустя пять лет с момента открытия технопарка. После этого два года подряд бюджет целевой программы не выполнялся: не находилось желающих получать льготы.
Я скажу: зачем мне статус?
Крупнейший по оборотам резидентов, лучший по показателям инновационности технопарк «Космос-Нефть-Газ» тоже не сгодился в качестве положительного примера для статьи.
- Мы не совсем стандартный технопарк и, возможно, не так уж интересны в рамках общей темы, - сказал заместитель директора по развитию Игорь Аристов. - Когда парк создавался в 2006 году одновременно с «Калининским, мы более соответствовали региональным нормативам: у нас были сторонние арендаторы, совместно с вузами был организован Инновационный центр «Промышленные нанотехнологии». Но в конечном итоге сказалась специфика нашей темы. Реально в городе никто из малых предприятий и вузов не смог на равных или просто на хорошем уровне вступить в кооперацию с нами. В итоге было признано более целесообразным сделать чисто корпоративную площадку.
Организаторы проекта Авиастроительного технопарка, едва зарегистрировавшись, поспешили заявить, что границы парка для их масштабных замыслов слишком узки, поэтому новый статус станет лишь этапом на пути к структуре более высокого уровня - региональному авиастроительному кластеру.
Итак: один исчез, другой выбился из стандартов, третий пребывает в глубоком разочаровании, четвертый стесняется своего статуса, пятый его просто не заслужил… Кризис в системе на удивление многолик.
Операция «Перезагрузка»
Но это не значит, что тему пора прикрывать. Скорее всего, самое интересное только начинается. В начале ноября увидело свет постановление правительства РФ «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков».
Согласно этому документу, субъектам Федерации строительство технопарков отдается буквально на откуп: за вклад в создание технопарка регионы получат право на «федеральную» долю на прибыль с будущих резидентов. Строительство «с нуля» полноценного технопарка обойдется, по новым стандартам, в 3-4 млрд рублей, притом что вернутся эти средства предположительно лет через 50. При выходе на полную мощность технопарк должен иметь ежегодную совокупную выручку как минимум 1 млрд рублей и не менее 500 высокопроизводительных рабочих мест.
И не успели еще просохнуть чернила на новом документе, как Ассоциация технопарков объявила о том, что выиграла открытый конкурс на создание концепции развития технопарков в Воронежской области.
Воронежская область для организаторов инновационного процесса – в хорошем смысле слова лакомый кусок. В последние месяцы тему технопарков активно обсуждали многие гости из столицы. Интеллектуальные, экономические, логистические преимущества региона очевидны, и здесь можно добиться успеха под флагом любого фонда или ассоциации.
Исчезнут ли с приходом новых супертехнопарков старые образования? Вряд ли. Что должно было отмереть, уже отмерло. Остались те, кто находит неоспоримые выгоды в работе под крышей технопарка. Те, кто обзавелся имуществом, имеют льготы и кадровую подпитку. Совсем начинающим, без кола и двора бизнесменам важно, чтобы была хоть какая-то комнатенка с телефоном и Интернетом, чтобы был выход на потенциальных заказчиков, грантодателей, чтобы было кому помочь с оформлением бумаг на участие в наших многочисленных конкурсах. Реальный интерес сегодняшних резидентов - в кооперации. Традиции взаимодействия, работы инновационном сообществе - возможно, самое ценное, что породило «парковое движение» в первый этап своего существования.