WorldClass

20 апреля 2024, 05:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Гендиректор воронежского научно-внедренческого предприятия «ПРОТЕК» Владимир Шуваев: «Идеи не рождаются просто так»

15.12.2014 15:45
Автор:

Воронеж. 15.12.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Радиоэлектронная промышленность - некогда гордость Воронежской области - сегодня оказалась в опасном положении. И без того отставшие в 90-е, сейчас из-за политических событий предприятия радиоэлектроники оказались лишены возможности заимствовать западные технологии. Руководитель воронежского научно-внедренческого предприятия «ПРОТЕК», успешно работающего на российскую оборонку, Владимир Шуваев считает, что одним из способов удержаться на плаву является кластеризация предприятий радиоэлектронной промышленности. Что мешает объединению воронежских предприятий радиоэлектроники, что вообще происходит в этой отрасли - об этом и многом другом в интервью «Абирегу».

- Я так понимаю, вы из «Созвездия» вышли? Чем вообще занимается «ПРОТЕК»?

- Лично я да. «Созвездие» - моя Альма-матер, я проработал там 28 лет и могу ответственно заявить, что это была настоящая научная, производственная и жизненная школа. Пришел туда молодым специалистом, а ушел в 2012 году в ранге первого заместителя.

А вот ОАО НВП «ПРОТЕК» никогда не имел акционерного отношения с ОАО «Концерн «Созвездие». В следующем году нашему предприятию будет 25 лет. Оно изначально создавалось инициативными научно-техническими специалистами, как частное, и никогда не имело государственного капитала. Как тогда, так и сейчас, ОАО НВП «ПРОТЕК» работает в области специальных и оборонных технологий. Это успешное научно-внедренческое предприятие, разрабатывающее инновационные продукты. В год мы подаем по 3-5 заявок на авторские свидетельства и патенты.

- Так что конкретно вы производите?

- Мы работаем в широком диапазоне. Производим боевые компьютеры, изделия и комплексы РЭБ (радиоэлектронной борьбы), сложные навигационные комплексы, а также некоторые изделия связи. По некоторым направлениям, надеюсь, являемся российскими лидерами. Некоторые наши разработки являются уникальными.

- Но «Созвездие» тоже разрабатывает системы связи для оборонки. Чем вы от них отличаетесь?

- Да, в радиоэлектронной борьбе мы пересекались всегда. Но это такая ниша, где работы найдется всем - и гиганту с государственными миллиардами, и небольшому предприятию с оборотом в 500 млн рублей.

Чем мы принципиально отличаемся от «Созвездия» - так это, на мой взгляд, эффективностью работы, более внимательным отношением к науке и кадрам. Научный человек - особая, творческая категория. Защищая диплом МВA, мне пришлось дискутировать с преподавателями ВШЭ об американской системе менеджмента, которая не может быть эффективной у нас и, тем более, в научной сфере. В Америке открытый рынок труда. Подготовленные научно-технические и инженерные кадры Америка получает за счет различных программ эмиграции, не тратя на подготовку таких специалистов ресурсы (как материальные, так и временные). Там буквально «молятся» на инженеров из бывшего СССР, Индии, Китая и др. У американцев хорошая система менеджмента, а у нас было хорошее техническое образование. Хорошая система менеджмента может контролировать печатный станок, конвейер. Но в эти рамки невозможно загнать подготовку, а также научно-технический рост творческого работника. Стремление перенести сейчас американскую систему менеджмента на наши предприятия, тем более, занимающиеся научными разработками, по моему убеждению, губительно. Понимаете, невозможно научному человеку ставить план - сегодня ты должен придумать столько-то, завтра вот столько. Идеи не рождаются просто так. Ты можешь сидеть день, два, три - и ничего не произойдет. Идея обрабатывается - в ходе исследований, опытов, испытаний, «мозговых штурмов» наконец. Помню, по молодости лет, один из наших руководителей зимой закрывал в шкафчике шапки, чтобы мы сверхурочно дорабатывали до результата. Но мы все равно уходили. Потому что в определенный момент требуется переключиться на что-то другое – почитать, посмотреть кино, прогуляться, не важно. «Эффективный менеджмент» подразумевает тотальный контроль за рабочим временем и сроками исполнения работ. И вот уже управленец, не создавший ни одного нового изделия, не написавший ни одного бита программы и, самое главное, не знающий процесса и специфики создания научно-технического продукта, пытается создать конвейер по выпуску инноваций, в котором практически нет места для научно-технического роста молодых инженеров, получения ими необходимого опыта, а также создания научного задела. По-моему, это не то, что нам необходимо для объявленной модернизации.

- Вы хотите сказать, что у вас на предприятии все выстроено правильно с кадрами?

- Я считаю, что у нас на предприятии работают одни из лучших в военной системе программисты. Тут еще какая тонкость: чтобы быть хорошим айтишником в оборонном комплексе, нужно не менее 5 лет опыта. Потому что это совершенно разные отрасли. Если взять молодого выдающегося программиста, который пишет сайты, он в нашей специфике ничего не сможет сделать. А вот когда он знает алгоритмы работы изделий, комплексов, специфику их боевого применения, ему значительно легче создать оптимальный программный продукт. Кадровые проблемы, конечно, есть и у нас, но мы стараемся растить специалистов в комфортной среде, плотно работаем с техническими Вузами, с военной академией Жуковского и Гагарина.

- Предприятие, работающее на оборонку, в моем понимании должно пользоваться какими-то государственными деньгами, дотациями, субсидиями...

- Никакими субсидиями и дотациями от государства предприятие не пользовалось. Развиваемся за счет собственных резервов, за что спасибо акционеру. Выкупили территорию этого предприятия, построили здесь новые корпуса, реализуем программы модернизации испытательной и измерительных баз. Всего сейчас у нас работает 250 специалистов. Меньше чем за два года увеличили оборот предприятия в 2,5 раза, не пользуясь никакими преференциями. Очень хотелось бы увидеть участие города в ремонте и модернизации инфраструктуры улицы Базовая, так как мы пока осиливаем только латание дорог.

- Если Вы работали в «Созвездии» столько лет, Вы знаете ответ на вопрос, почему ЕСУ ТЗ, многомиллиардный проект, на который возлагались такие большие надежды, так долго разрабатывается? 15 лет! Для системы связи, как мне кажется, это катастрофически долгий срок.

- Одно наложилось на другое. Это сейчас пришел новый министр обороны и все новые проекты проходят испытания и доводку. Но вот время Сердюкова вспомнить страшно - уровень некомпетенции чиновников ведомства доходил до абсурда. Например, когда армии предложили пересесть на «Газели». Кроме того, причина в том, что военные не смогли объяснить толком, что им надо. И мы не смогли подсказать им. Как я вам могу рассказать, как работают СМИ, если я в этом ничего не понимаю? Когда мы сдавали работу по ЕСУ ТЗ, все пункты технического задания были выполнены. Другое дело, что прошло уже 10 лет, и надо было уже переписывать само задание, потому что IT-технологии за это время продвинулись вперед на несколько порядков.

Вы еще не забывайте, что в 90-е мы глубоко отстали в технологиях. В науке - нет, но в технологиях - это был провал. За нефтяные деньги надо было в свое время покупать именно технологии. Китай вот покупает, ворует, создает клоны и не стесняется. Вспомните, когда мы стали делать Жигули на базе Фиата - это же был прорыв.

- Ваше предприятие какими технологиями пользуется?

- У нас свои схемы. Санкции к нам не применяли, и мы можем работать с учетом трансфера технологий, в том числе, зарубежных.

- Воронеж славился своей радиоэлектронной промышленностью. Сейчас что-то успешного есть, кроме вашего предприятия?

- Конечно, есть, полно хороших предприятий. В Воронеже отличная техническая школа –профильные кафедры и факультеты в ВГУ и ВГТУ и т.п. Если вот и ее угробят, тогда без перспектив.

- Насколько я знаю, Вы активный сторонник кластеризации воронежских предприятий радиоэлектронной отрасли. В чем смысл? И насколько успешно сегодня работает радиоэлектронный кластер?

- Он как бы есть, но находится в зачаточном состоянии, и оживить эту работу очень тяжело. Кластер – это объединение предприятий, позволяющее использовать разработки партнеров внутри кластерного образования. Когда ты получаешь работу, в которой тебе не хватает компетенции, но знаешь, что у коллеги по кластеру имеются значительные наработки в данной области, ты готов поделиться с ним этой работой, тем самым сокращая сроки и самое главное – улучшая качество разработок. У нас же пока наблюдается непонимание синергии со стороны участников радиоэлектронного кластера. Как свежий пример. Нам по работе был необходим мощный широкодиапазонный транзистор, на руках имели новейший импортный прибор и определенную процедуру по трансферу технологии. Попросили: «Сделайте аналог, надо через полгода максимум». Никто из профильных предприятий не откликнулся.

У нас как происходит? Есть у «Концерна «Созвездия» работа - оно отдало ее в другие города, где есть предприятия концерна, а кластеру в Воронеже ничего не досталось. Я понимаю, у такого серьезного концерна свои интересы и задачи. Но ведь для Воронежа это была бы реальная работа - налоги, зарплаты. Но пока индивидуальные интересы предприятий (объемы работ, финансовые и корпоративные показатели) превалируют над синергетическими тенденциями. И, если честно, я не знаю, каким образом на местном уровне можно «вытащить» работу радиоэлектронного кластера. Хотя в условиях санкций это катастрофически необходимо.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 5