Воронеж. 16.12.2014. ABIREG.RU – Аналитика – В Воронежской области четыре центра монозависимости - Нововоронеж (где находится НВАЭС), Россошь (ОАО «Минудобрения»), Павловск (ОАО «Павловск-Неруд»), Семилуки (ОАО «Семилукский огнеупорный завод»). Если с Нововоронежем все предельно понятно (город изначально строился под атомную станцию), то Россошь, Павловск и Семилуки если и не готовы слезть с «иглы» зависимости от градообразующих предприятий, то к тому их подталкивают сами «кормильцы». На поверку оказывается, что их доля налогов в объеме местного бюджета не так уж и велика.
Напомним, проблема моногородов возникла в кризис 2008-2009 годов, когда в ранге премьер-министра Владимир Путин лично выехал в Пикалево Ленинградской области, чтобы решить вопрос о возобновлении производства на предприятиях группы «Базовый элемент» Олега Дерипаски. С тех пор на развитие инфраструктуры моногородов федеральный центр стал выделять деньги. В 2010 году при распределении средств по федеральной программе развития моногородов из 400 заявок было одобрено только 25, и среди них оказались Семилуки, которые получили в софинансировании с областью 700 млн рублей (в основном, на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры). Вместе с ними подавали заявки Россошь, Павловск и Нововоронеж, однако федеральные власти решили, что там предприятия хорошо себя чувствуют, и муниципалитеты не нуждаются в дополнительной поддержке.
Нынешним летом российское правительство пересчитало моногорода по новой методике. Во-первых, города были разделены на три группы - в зависимости от экономической ситуации в муниципалитете. В первую группу (со стабильной социально-экономической ситуацией) правительство в числе прочих российских городов отнесло Россошь и Павловск Воронежской области. Во вторую (с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения) попали Семилуки и почему-то Елань-Колено, где градообразующим является сахарный завод группы «Продимекс». Нововоронежа вовсе не оказалось в этом списке.
Кроме разделения на группы, были внесены и другие важные изменения. Если раньше статус моногорода полагался населенным пунктам, где градообразующее предприятие (или связанные с ним) обеспечивало работой 25% трудоспособного населения и отгружало более половины от всей произведенной на этой территории продукции, теперь критерий отгрузки исключен. Кроме того, для того, чтобы называться моногородом, населенному пункту достаточно «командировать» на градообразующее предприятие 20% трудоспособного населения. При этом количество жителей в городе должно превышать 3 тыс. человек.
В этот раз моногородам тоже пообещали поддержку. По словам премьер-министра России Дмитрия Медведева, для Фонда поддержки моногородов (создан недавно ВЭБом) федеральные власти выделят в ближайшие несколько лет 30 млрд рублей. При этом в 2014 году должно быть направлено 3 млрд рублей, и в последующие 3 года - 26,5 млрд рублей. Предполагается, что деньги пойдут на запуск инвестпроектов в моногородах.
Город при станции
Конечно, Нововоронеж не отказался бы от дополнительных денег. Мэр города Сергей Честикин напоминает, что по этой линии город не получал средств никогда. Хотя не против вложить их в инфраструктуру и социалку. Но, если быть честными, ждать финансовой помощи от федерального центра (в чем, собственно, и заключается основной смысл федеральной программы) атомщикам вряд ли стоит в ближайшие много лет, ведь атомная станция - это не сахарный завод и даже не химпредприятие, «конъюнктура рынка» на финансовое положение НВАЭС большого влияния не оказывает. Сам господин Честикин признает, что пока атомная отрасль развивается так, как сейчас, Нововоронежу вполне комфортно. При этом, по его словам, зависимость от станции только возрастает: если сейчас в валовом продукте 93% приходится на атомную станцию и только 7% на все остальное, в следующем году это соотношение должно составить 99% к 1%. Однако мэр Нововоронежа говорит, что в этом есть определенные минусы.
«В городе можно найти себе применение в социальной сфере и атомной отрасли. Но, если человек не хочет работать ни там, ни там, какой у них остается выбор?», - объясняет Сергей Честикин.
При разработке стратегии развития города до 2020 года (ее в 2010 году должны были представить все моногорода, желающие получить федеральные средства) профессор ВГУ Владимир Эйтингон, принимавший участие в ее разработке, указывал на эту же проблему, отмечая, что монопрофильность является как сильной, так и слабой стороной Нововоронежа.
«Стратегия для Нововоронежа довольно прозрачна. Он город при станции. Классический случай. Совершенно ясно, что ему надо развивать нечто параллельное для тех, кто не занят на АЭС. Когда-то Нововоронеж представлялся городом интеллектуалов, но сейчас его жители и власти сами признают, что в прослойке ИТР есть некоторое измельчение», - комментировал в СМИ профессор.
Впрочем, как показало исследование, проведенное «Базовым Элементом» в 2013 году, более чем в половине моногородов экономику просто невозможно диверсифицировать - у нее для этого просто нет потенциала. И в этом случае нужно применять другие модели развития. Там, где градообразующее предприятие работает стабильно, полагают в «Базовом Элементе», нужно реализовывать программу малых дел, решая самые острые проблемы. При этом общие затраты оценивались всего в 1,5-2 млрд рублей на три года. Там же, где градообразуюшее предприятие находится в кризисе, «Базовый элемент» предлагал вариант «управляемого сжатия»: сокращение жилой территории и компактное расселение жителей, которые не хотят переезжать. Стоимость реализации "управляемого сжатия", по оценке исследователей, могла составить от 20 до 33 млрд рублей в зависимости от числа переселяемых жителей.
В Воронеже, пожалуй, только Нововоронеж не «склонен» к диверсификации. Наверное, в большой степени потому, что находится рядом с Воронежем. И те, кто не хочет связывать свою жизнь с НВАЭС или социальной сферой, могут легко найти работу в Воронеже. Другие же моногорода при всей любви к своим «кормильцам» способны производить что-то кроме.
К сахару - никель
Даже в Елань-Колено Новохоперского района, который оказался в последнем списке моногородов, нашелся способ диверсифицировать экономику.
Сейчас там единственным промышленным предприятием является сахарный завод, входящий в группу «Продимекс». По оценке гендиректора УК ООО «АПК-Консалт» (управляет воронежскими и белгородскими заводами «Продимекса») Виталия Круглика, около 60% из всех поступающих в районный бюджет налогов приходит от сахарного завода. Но сейчас, напомним, на Еланском и Елкинском месторождениях никеля в Новохоперском районе – последних крупных медно-никелевых месторождениях на территории Европы – продолжаются геологоразведочные и поисково-исследовательские работы. На участках ведутся буровые работы, которые, согласно срокам, обозначенным в лицензиях, продлятся вплоть до конца 2015 – начала 2016 года. По окончании исследований будет сделан вывод о наличии на исследуемых участках недр запасов никеля, пригодных по объемам и качеству для промышленной отработки.
Если добыча никеля на Еланском месторождении начнется, поселок уже вряд ли можно будет отнести к монопрофильному.
Химическое «оружие»
Хотя россошанские «Минудобрения» и являются градообразующим предприятием Россоши, невозможно утверждать, что экономика района полностью зависима от работы этого предприятия. Да, на химкомбинате работает более 4 тыс. человек. И, по словам замглавы райадминистрации по экономике Галины Караичевой, химическая промышленность дает 90% всего производства района. При том, что годовой объем промышленного производства составляет сейчас 30 млрд рублей.
При этом снижение рентабельности у производителей минудобрений, наблюдающееся второй год, никак не влияет на поступления налогов от предприятия в местный бюджет - туда поступает земельный налог, тогда как налог на прибыль идет в областной и федеральный бюджеты. По ее словам, в городском бюджете доля налогов «Минудобрений» особенно сильна, составляя около 40% от общих поступлений.
Между тем, по нашим данным, в местном бюджете доля налоговых поступлений от «Минудобрений» составляет всего 25%. Отдавая должное градообразуюещему предприятию, нельзя не признать, что в районе присутствуют много других пусть не таких гигантских, но тоже крупных предприятий - например, фирма «Молоко», завод растительных масел и другие. Напоминает Галина Караичева, что в последнее время реализуются в районе и проекты по возведению молочных комплексов (бывшего председателя совета директоров «Минудобрений» Николая Ольшанского). Также в запасе у района несколько инвестпроектов, которые готовятся к реализации - скажем, проект «Технологической оснастки» по производству насосов. Кроме того, в районе активно развивается малый и средний бизнес.
«Когда развитие района идет за счет одного предприятия, риск всегда есть - вдруг с этим предприятием что-то случится. Для нашего района средства по программе поддержки моногородов нужны для развития малого и среднего бизнеса», - говорит замглавы Россошанского района.
В отличие от других муниципалитетов, Россоши на инфраструктуру и соцобъекты деньги по федеральной программе поддержки моногородов если и нужны, то не так остро. В этом смысле район можно считать уникальной территорией. Галина Караичева напоминает, что с участием градообразующего предприятия были построен спортивный комплекс, множество других соцобъектов и, в целом, на предприятии, считай, держалась вся районная социалка. Если посчитать все эти «неучтенные» вложения, зависимость от предприятия выглядит куда более внушительной, чем 25%.
С огнеупорством
Чего нельзя сказать о Семилукском районе. Глава района Ирина Кокорева говорит, что в разное время градообразующее предприятие «Семилукский огнеупорный завод» (СОЗ) давало району налогов от 10 до 50% от всего объема. По оценке госпожи Кокоревой, сейчас эта цифра стремится к минимальной. По нашим данным, доля налоговых поступлений в местный бюджет от СОЗа составляет всего 2%. Похоже, в следующий раз при распределении финансовых средств Семилуки просто выпадет из федеральной программы.
Напомним, что по решению губернатора Воронежской области Алексея Гордеева Семилукский огнеупорный завод был фактически национализирован (выкуплен у номинала) для предотвращения его закрытия в декабре 2009 года. В течение пяти лет группа воронежских бизнесменов сохраняла предприятие. Все это время велся поиск стратегического инвестора для завода - ООО «НИКА ПетроТэк». Производство на предприятии было остановлено в конце 2013 года. Весной 2014 года чиновники правительства нашли заводу нового инвестора. Выпуск огнеупоров на предприятии в той части, которая могла обходиться без газа, был запущен еще в сентябре 2014 года. В настоящее время готовится к запуску наиболее рентабельное производство более дорогих огнеупоров. Также сейчас на территории предприятия ведется подготовка к запуску нового производства пропанта для гидроразрыва пластов на нефтяных скважинах. Ожидается его запуск к концу 2014 года. Общий объем инвестиций в реанимацию площадки и новое производство представители Nika PetroTech оценивают в 6,5 млрд рублей за два года. Ожидаемый объем производства в 2015 году составит более 3 млрд рублей в денежном выражении.
Возможно, когда предприятию удастся выйти из кризиса, их доля в экономики района снова сможет занять не 2 и не 10, а те же 50%. Впрочем, как следует из слов Ирины Кокоревой, Семилукам больше не хочется носить звание моногорода и зависеть от ситуации на одном предприятии.
«Наша задача - уйти от монопрофильности. Мы пытаемся развивать новые производства и открывать новые рабочие места. Пока мы не смогли до конца преодолеть все эти кризисные явления. Но мы идем по этому пути. И правительство преследует как раз эту цель - не спонсировать моногорода, а дифференцировать экономику этих городов и вычеркнуть постепенно их из списка», - комментирует Ирина Кокорева.
И напоминает, что в районе реализуется несколько крупных инвестпроектов, которые позволят району еще больше диверсифицировать экономику. В частности, группа «Черкизово» приступила к строительству новых откормочных площадок в рамках проекта по возведению нескольких крупных свинокомплексов (общий объем инвестиций в проекты – 2,5 млрд рублей). В рамках подготовки к реализации проекта также идет строительство комбикормового завода в Семилукском районе производительностью 375 тыс. тонн кормов в год. Проект подразумевает создание элеваторных мощностей с единовременным хранением 300 тыс. тонн зерна. Запуск завода в эксплуатацию намечен на 2015 года.
Также недавно в Семилуках открыт второй в регионе гипермаркет METRO Cash & Carry с объемом инвестиций 20 млн евро.
Тем не менее, глава района не откажется, если федеральный центр снова выделит средства в рамках программы поддержки моногородов - в инфраструктуру и малый бизнес вложения лишними никогда не бывают.
Гранитный распил
А вот Павловску так легко «отделаться» от зависимости не удастся. Несмотря на то, что на градообразующем предприятии - «Павловск-Неруде» (преемнику «Павловвскгранита») после смены собственника было уволено порядка 600 человек, от этого павловский ГОК не перестал быть промышленным «сердцем» района. По данным «Абирега», доля налогов предприятия в местном бюджете составляет 22%.
Впрочем, в районной администрации говорят, что налогов от ГОКа местный бюджет стал получать все же меньше. Хотя и не по вине предприятия.
«Раньше у нас оставался налог на добычу полезных ископаемых. Сегодня он полностью уходит в областной бюджет. Предприятие как работало, так и работает. Но, к сожалению, деньги уходят в область», - поясняет замглавы администрации Валерий Митин.
Напомним, после затяжной борьбы бывшего собственника ГОКа Сергея Пойманова за актив ОАО «Павловскгранит» все же перешел в собственность. ОАО «Национальная нерудная компания» (ННК, контролирует бизнесмен Юрий Жуков). ОАО «Павловск-Неруд» и ОАО «Павловск-Промвзрыв» – компании, в которые по решению совета кредиторов ОАО «Павловскгранит» 9 апреля прошлого года были выведены основные активы воронежского «Павловскгранита».
Гендиректор «Павловск-Неруда» Александр Акинин в интервью «Абирегу» летом нынешнего года говорил, что 2014 год получается по показателям лучшим за долгое время с точки зрения объемов производства. В сравнении с 2013 годом предприятие хотело выработать на 0,8 млн тонн горной массы больше - 13,5 млн тонн против 12,7 млн тонн.
Любопытно, что, несмотря на такие оптимистичные настроения градообразующего павловского предприятия, по информации «Абирега», поступления налогов от такой успешной деятельности не так хороши.
«В первое полугодие произошел провал в химическом производстве и добыче полезных ископаемых, оскудели отчисления от предприятий РЖД (но у них так сложилось по всей России). Из-за этого мы недополучили один миллиард рублей по налогу на прибыль», - рассказывал «Российской газете» глава воронежского УФНС Сергей Дуканов.
Получается, что, сохраняя высокую зависимость от градообразующих предприятий, если не сам муниципалитет, то уж регион по разным причинам теряет плату за эту «кабалу». Впрочем, «Пикалева» в Воронежской области все равно не стоит ждать - вряд ли даже самый глубокий кризис остановит работу павловского ГОКа, россошанского химкомбината или, тем более, атомной станции.
«Пикалево» по-воронежски, или Так ли страшна зависимость моногорода, как ее малюют
16.12.2014, 13:49
Аналитика - В Воронежской области четыре центра монозависимости - Нововоронеж (где находится НВАЭС), Россошь (ОАО «Минудобрения»), Павловск (ОАО «Павловск-Неруд»), Семилуки (ОАО «Семилукский огнеупорный завод»). Если с Нововоронежем все предельно понятно (город изначально строился под атомную станцию), то Россошь, Павловск и Семилуки если и не готовы слезть с «иглы» зависимости от градообразующих предприятий, то к тому их подталкивают сами «кормильцы».
Комментарии 1
Самое читаемое