Воронеж. 28.01.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Специфика самолетостроительной отрасли в том, что здесь работают на перспективу. От момента задумки того или иного продукта до того дня, когда самолет в первый раз поднимется в воздух, проходит в лучшем случае несколько лет. Еще какое-то время занимает постановка изделия в серию. Кроме этого, каждый тип самолета делается «всем миром», в кооперации. В его изготовлении принимает участие до нескольких сотен предприятий.
Один из новых продуктов, выхода на рынок которого с нетерпением ожидает отечественная авиаотрасль, – высокотехнологичный пассажирский самолет МС-21. Предполагается, что МС-21 начнет перевозить пассажиров в 2018 году.
За право участвовать в этом флагманском продукте на долгую перспективу борется и воронежский авиационный завод (ОАО «ВАСО»). Хотя по факту предприятие уже встроено в кооперационные связи по этому проекту, да еще и сразу по двум направлениям. Первое – это поставка агрегатов для одного из типов двигателей, которые рассматриваются для использования в МС-21 – ПД-14, а также непосредственное участие в программе сертификации данного двигателя (заказчик - ОАО «Авиадвигатель»). По этому направлению воронежские самолетостроители поставляют узлы мотогондолы, агрегаты из полимерно-композиционных материалов (ПКМ) на основе углепластика и пилоны. Второе направление – это строительство самолетокомплектов непосредственно для самолетов, которым предстоят статические и летные испытания. В них входят, в частности, створки шасси, обтекатели балок закрылок, обтекатель крыла фюзеляжа и целый ряд других агрегатов. Эта продукция выпускается преимущественно из стеклопластика. Здесь ВАСО имеет заказ на три самолетокомплекта для летных испытаний и на один комплект для статических испытаний самолета.
Программа сертификации ПД-14 проводится в том числе и с использованием так называемой летающей лаборатории, которая представляет собой самолет Ил-76 в специальной версии, на который для полета устанавливается три штатных двигателя и один – тот, что предполагается для использования на МС-21.
- Первый летный самолетокомплект должен быть произведен заводом в III квартале 2015 года, - рассказывает руководитель проекта МС-21 на ОАО «ВАСО» Дмитрий Митин. – Мы идем в графике и требуемые от нас в соответствии с кооперационными договоренностями агрегаты передадим вовремя. Что касается агрегатов для летающей лаборатории, то здесь срок обозначен 15 марта этого года. Не скрою, по ряду направлений нам пришлось ускоряться, но и эта продукция будет передана заводом в срок.
В случае успешного проведения испытаний двигателя, а затем и самого самолета ВАСО встраивается в кооперационную схему серийного производства МС-21. В общем объеме работ по строительству самолета агрегаты ВАСО будут занимать примерно 10% всех агрегатов лайнера.
- Работы по проекту МС-21 принесли для завода не только экономическую выгоду, они также потребовали от нас серьезной мобилизации. Причем и в части организации производства, и в части набора персонала, и в части обучения уже работающих, - говорит технический директор ОАО «ВАСО» Александр Анохин. – Наше предприятие в последнее время существенно продвинулось в области работ с ПКМ. Тем не менее участие в проекте потребовало от нас аккумулировать полученный опыт и сосредоточить его на производстве агрегатов для МС-21. За последние два года, то есть с начала проекта в рамках завода, мы провели целый ряд мероприятий по организации цифрового производства, введению в промышленную эксплуатацию системы Teamcenter. Инженерно-технический состав был укомплектован необходимыми аппаратными и программными средствами. Также ведутся обширные ОКРовские работы по освоению новых авиационных конструкций. Все выполняемые нами работы проводятся в тесном контакте с двумя заказчиками – Корпорацией «Иркут» и ОАО «Авиадвигатель».
Именно в разрезе договорных взаимоотношений с Корпорацией «Иркут» на заводе в этом году ожидается масштабная модернизация производства. В частности, ведется подготовка двух участков - сборки изделий из ПКМ и сборки пилонов. В части модернизации производства ВАСО должен получить порядка семи единиц нового высотехнологичного оборудования, которое будет введено в эксплуатацию в IV квартале этого года. Поступление нового оборудования увеличит парк механообрабатывающих станков, обеспечит автоматизацию процесса сборки и операции контроля узлов при испытании. Данное оборудование закуплено на средства «Иркута».
По словам директора по персоналу ОАО «ВАСО» Александра Неведрова, под проект МС-21 на завод было набрано порядка 50 человек инженерно-технического персонала и конструкторов. К работам в проекте привлекались и студенты ВГТУ, проходящие на ВАСО практику. Часть студентов, участвующих в этих работах, уже закончила вуз и трудоустроилась на завод на постоянной основе. В целом же по проекту пассажирского самолета МС-21 сегодня на воронежском авиационном заводе задействовано больше 200 человек. Большинство из них в возрасте до 30 лет, поскольку проект требует владения новыми современными знаниями, умением работать с новейшими технологиями, в частности в области композитов.
По мере продвижения проекта МС-21 заводу пришлось столкнуться с определенными трудностями. Поскольку в большинстве агрегатов самолета применяются абсолютно новые материалы, которые на ВАСО до этого никогда не производились и не использовались, заводу на начальном этапе пришлось столкнуться в некоторыми проблемами в части отработки изготовления новых конструкций. Определенной мобилизации потребовало и применение принципиально новой концепции сборки МС-21. Она повлекла за собой предельно жесткие требования по точности изготовления деталей для агрегатов.
- Участие в проекте потребовало от завода по максимуму использовать результаты и опыт той работы, которой завод последовательно занимался последние несколько лет. Речь идет об инновационном подходе к процессу строительства самолетной продукции, - рассказывает генеральный директор ОАО «ВАСО» Сергей Юрасов. – Этой деятельностью мы занимаемся вместе со своими коллегами – основными поставщиками кадров для завода – Воронежским государственным техническим университетом и рядом других учебных учреждений. Безусловно, мы стремимся ответственно подходить к взятым на себя кооперационным обязательствам в рамках проекта МС-21. Для предприятия это серьезный импульс двигаться дальше, совершенствовать технологии изготовления самолетной продукции, повышать профессионализм персонала. По мере реализации проект сулит нам и ощутимую экономическую выгоду. Ну и, в конце концов, участвовать в создании новейшего российского пассажирского лайнера для завода еще и просто престижно.