Воронеж. 10.07.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Депутаты Воронежской городской Думы утвердили реорганизацию муниципального казенного предприятия «Производственное объединение по обращению с отходами» (МКП ПООО), предполагающую разделение функций транспортировки и утилизации.
ПООО займется транспортировкой отходов, а утилизировать отходы станет выделенное из ПООО МКП «Экотехнологии». Разделение на два предприятия станет первым этапом масштабной реорганизации работы городских властей с бытовыми отходами. На втором этапе предполагается объявить конкурс среди инвесткомпаний на софинансирование строительства нового полигона ТБО и мусоросортировочного комплекса.
Мусорную реформу городские власти затеяли в связи с плачевным состоянием как действующего муниципального полигона, так и самого ПООО.
Полигон ТБО расположен в Семилукском районе на земельном участке площадью 388 160 тыс. кв. метров. Сданный в эксплуатацию в 1993 году недостроенным, без положительного заключения экологической экспертизы, сейчас полигон ТБО превратился в «санкционированную свалку», которая из-за несоответствия СНиПам подлежит закрытию. Срок его эксплуатации истек в 2000 году, и сегодня объем захоронения отходов уже значительно превышает нормативы. Кроме того, у ПООО отсутствует лицензия на размещение и захоронение отходов. Дважды вопрос об административном приостановлении деятельности муниципального полигона был предметом рассмотрения в судебных инстанциях.
В то же время в городе построены и работают два коммерческих полигона – ЗАО «Воронеж-ТБО» и ООО «ПОЭТРО-ПОЛИГОН», имеющие всю разрешительную документацию.
В свою очередь, перевозку ТБО в Воронеже осуществляют 5 крупных перевозчиков и 2,5 тыс. небольших юрлиц, тарифы которых не регулируются в отличие от ПООО, что ставит в неравные условия МКП и приводит к уменьшению объемов перевозки и рентабельности предприятия. Тарифы на захоронение ТБО на муниципальном полигоне значительно меньше, чем на альтернативных полигонах. Морально и технически изношенный транспорт уже сегодня не способен перевозить заявленный на рынке объем ТБО, а через 5 лет предприятие вынуждено будет отказаться от оказания услуг по перевозке ТБО.
Как утверждают разработчики реформы, искусственное занижение тарифа на утилизацию привело к тому, что на предприятии отсутствует фонд на рекультивацию полигона ТБО, а также не сформирован фонд на строительство нового полигона.
Сейчас предприятие практически вышло на безубыточный режим работы. Однако задолженность прошлых лет по налогам составляет около 60 млн рублей.
За последние 5 лет объем услуг по перевозке снизился на 50%, утилизации – на 22%. Постепенно объемы оказываемых услуг переходит на другие структуры, что приводит к удорожанию себестоимости услуг.
По мнению депутатов городской Думы, выделение самостоятельного перевозчика позволит изменить структуру сбыта предприятия и оптимизировать налоги, а также погасить существующую задолженность перед налоговиками.
Создание самостоятельного предприятия по утилизации позволит подать заявку на финансирование в инвестфонд или по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» («Жилище»). Сейчас это сделать невозможно из-за финансовых показателей ПООО. Кроме того, предприятие сможет сформировать план рекультивации действующего полигона ТБО, что на 2-3 года позволит ему дополнительно получать прибыль за прием строительного мусора и грунта. То есть предприятие будет способно самостоятельно осуществлять строительство нового полигона в рамках финансирования из федеральных источников и поэтапно осуществлять рекультивацию полигона.
«К этому решению мы шли около четырех лет», - прокомментировал депутат воронежской гордумы Александр Тюрин. По его словам, основная цель этих преобразований — обеспечение чистоты в городе, и в этом вопросе у городской Думы «очень жесткая позиция».
«Первый этап решения этой задачи пройден: в городе появилась новая техника, новые контейнеры, но все это не решает проблемы строительства нового полигона и рекультивации существующего, возможности городского бюджета ограничены. Поэтому было принято решение, поддержанное многими депутатами и администрацией города, о разделении «ПООО» на два казенных предприятия.
При этом вся собственность остается в руках города, но появляются возможности для привлечения инвесторов, строительства полигона и рекультивации того полигона, который исчерпал свои возможности. Только после того как произойдет разделение, можно будет предметно говорить о привлечении любых инвестиций, будь то федеральные или частные», - резюмировал депутат.