Воронеж. 05.02.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Несколько лет назад в Воронеже активно обсуждали реконструкцию существующих рынков. Городские власти боролись со стихийной торговлей, в особенности в центре миллионного города. Процесс перехода рынков в крытые здания занял длительное время и сопровождался противодействием со стороны части бизнесменов, не желавших менять привычный уклад. В настоящее время в Воронеже функционируют несколько крытых рынков, которые отвечают современным стандартам и пользуются популярностью у населения.
Директор по развитию коммерческой недвижимости ОАО «ДСК» Алексей Пинигин рассказал «Абирегу» о новом формате воронежских рынков, о предпочтениях покупателей и развитии этого сегмента бизнеса.
- Алексей Юрьевич, все воронежские рынки планировалось перевести под крышу еще года три-четыре назад. Почему этот процесс затянулся?
- В 90-е годы стихийный формат рыночной торговли возник не от хорошей жизни, но с тех пор страна ушла вперед в развитии, и сегодня покупатель вправе рассчитывать на более высокий уровень качества предоставляемых услуг.
Когда в России вышел Закон «О розничных рынках», согласно которому с 2010 года все рынки должны были строиться крытыми, большинству коммерсантов стало понятно, что век уличной торговли медленно, но верно уходит в прошлое. Пришло время убирать «барахолки» и продуктовые «развалы» и делать шаг в сторону цивилизованного рынка. Действительно, областные власти первоначально хотели сделать все рынки крытыми еще к 2010 году. Однако против этого решительно выступили сами предприниматели, которые просили отсрочки.
Кроме того, важно было сделать процесс перехода от формата к формату максимально безболезненным как для бизнесменов, так и для покупателей, а также привлечь частные инвестиции, на что требовалось время. К тому же сделать проект рынка и провести его реконструкцию было вопросом не одного месяца. В итоге власти согласились на отсрочку, и сегодня мы уже можем говорить о качественных преобразованиях в этой сфере.
- Что подразумевает под собой современный формат «цивилизованного рынка»?
- Рынок как форма торговли – это не атавизм, а реальная и вполне насущная потребность современной жизни. Современный рынок от базаров и ярмарок старого образца отличают расположение в едином комплексе с современными торговыми площадями и магазинами формата торгового центра. И, самое главное – высокий уровень сервиса для посетителей, качественное хранение товаров и соблюдение всех санитарных норм. Диверсификации формата рынка способствовал не столько федеральный закон, сколько сформированная современными гипермаркетами привычка населения делать покупки в цивилизованных условиях.
Новый формат рынка, который стал появляться в крупных городах, — это торговая площадка, где частные розничные торговцы берут в аренду торговые места, выставляя на продажу мелкие партии продовольственного или непродовольственного товара. На рынке представлен товар от сельхозпроизводителя — овощи, мясо, рыба, молочная продукция. Сама концепция нового рынка идеально отвечает стратегии агропромышленного комплекса страны, нацеленной в первую очередь на поддержку и развитие отечественных производителей. Бизнес также принимает новые правила игры, и это, несомненно, скажется на успешности предпринимательской деятельности.
- Бум строительства торговых центров привел к перенасыщению города гипермаркетами, супермаркетами и торговыми сетями. Почему покупатель продолжает приходить на рынок?
- Рыночный формат торговли действительно ближе российскому покупателю. У него большое количество потребителей – людей, которые искренне любят атмосферу рынка – выбирать товар, торговаться, общаться. В супермаркете среднестатистический житель предоставлен сам себе, ходит среди рядов и выбирает товар. У каждого в жизни бывала ситуация, когда возникал вопрос по покупке, но рядом нет специалиста, который мог бы на месте дать консультацию. Таков принцип работы ритейлера – оптимизировать издержки, а это прежде всего касается затрат на человеческие ресурсы. Кроме того, на рынках существует «ручная» торговля, которая навсегда ушла из супермаркетов и, думаю, туда уже не вернется никогда. Мне в жизни встречалось много людей, которые приходят на рынок в том числе ради общения и радушия продавца. Современный магазин не дает таких возможностей.
- Зачем рынок нужен покупателю – понятно. А производителю?
- Ни для кого не секрет, что отечественный ритейл искусственно создает дискриминационные условия для вхождения среднего и малого бизнеса на свои прилавки. Поставщики несут серьезные потери, в особенности если это индивидуальные предприниматели или фермеры.
Современный рынок же позволяет приобретать свежую продукцию от сельхозпроизводителя без посредников. Менталитет российского покупателя за последние десятилетия серьезно изменился, при существующем многообразии фирм-производителей выбор всегда падет на качественный товар. Супермаркеты не всегда в состоянии отвечать этим требованиям чисто в техническом аспекте.
- Вы имеете самое непосредственное отношение к последнему открывшемуся в областном центре рынку - «Воронежскому». В чем его конкурентные преимущества, а также какие основные идеи закладывались при разработке проекта?
- Трехэтажное здание рынка с крытой парковкой на цокольном этаже было построено менее чем за два года. Рынок «Воронежский» находится у оживленной магистрали – Московского проспекта – и в непосредственной близости от активно развивающегося жилого микрорайона планируемой численностью около 40 тыс. человек. Поэтому для удобства жителей спального района мы сделали рынок универсальным, то есть это не традиционный рынок выходного дня, а объект ежедневного пользования. Хотя мы смотрим на объект даже несколько шире: он может отвечать запросам покупателей со всего Коминтерновского района.
Мы объединили под одной крышей продовольственный рынок, вещевую ярмарку, мебельный центр, а также магазины товаров повседневного спроса, офисы мобильных операторов, бытовые услуги, чтобы жители могли максимально сэкономить время и приобрести все необходимое в одном месте. При этом современные тренды и форматы не должны мешать воронежцам наслаждаться атмосферой настоящего рынка. Время работы рынка – ежедневно с 8.00 до 21.00 – удобно для большинства покупателей, работающих людей.
Рынок «Воронежский» позиционируется как «правильный цивилизованный рынок»: на организованных современных площадях размещена продукция местных сельхозпроизводителей и фермеров, а также крупных компаний и частных предпринимателей, предлагающих разнообразные услуги и непродовольственные товары. Всего – свыше 900 торговых мест. На двух других этажа расположены вещевая и мебельная ярмарки. К слову, на нашем рынке покупатель может воспользоваться продуктовыми тележками, к которым он так привык в торговых центрах. На рынке «Воронежский» работает лаборатория контроля качества продуктов, оснащенная точнейшим суперсовременным оборудованием.
Но есть и еще одно важное преимущество – на нашем рынке действительно есть свое настроение. Тот позитив и гостеприимство, которое не встретишь ни в одном магазине. В новом формате рынка «Воронежский» соединились две составляющие, столь привлекательные для нашего потребителя, – душевность и традиции русского базара в правильном понимании этого слова и комфорт совершения покупки, к которому за годы существования нас приучили многочисленные супермаркеты.
Поэтому основная задача при переходе от нецивилизованных стихийных ярмарок и базаров к современным цивилизованным рынкам сохранить поток «своих» потребителей.
- На ваш взгляд, будет ли развиваться подобный формат и приживется ли в других городах России?
- Цивилизованный рынок как явление в нашей стране имеет огромный потенциал. Это своего рода агропарк и промышленная ярмарка, где можно совершать все торговые операции, в то же время удовлетворяя потребности сельхозпроизводителя. Покупатель со временем начинает ценить комфорт и разнообразие, которые обеспечивает новый формат рынка. В итоге он голосует рублем.
В то же время важно, чтобы сам бизнес нес полную ответственность и постоянно повышал качество предоставляемых услуг, а государство поддерживало новый формат и следило за соблюдением законодательства.
Думаю, цивилизованный «рыночный» подход сохранится, и будет совершенствоваться на рынках в России, поскольку в изменившихся экономических условиях развитие ритейла, во многом «привязанного» к доллару, может быть затруднено. Рынки же, наоборот, могут привлечь к себе новых инвесторов, что позитивно скажется не только на развитии малого и среднего бизнеса, но и на процессе импортозамещения.
Фото (с) Евгений Бичёв (kumiros.livejournal.com).