Воронеж. 20.02.2015. ABIREG.RU – Аналитика – В Белгородской области, как следует из ежегодного отчета губернатора Евгения Савченко перед областной Думой, на общий внутрироссийский кризис, связанный с западными санкциями, падением рубля и стагнационными трендами, наложился жесткий бюджетный кризис. Прежде всего он вызван конъюнктурой цен на металлургическом рынке, а также уходом предприятий отрасли из областной налоговой юрисдикции. Главы многих районов и городов не выполняют собственные планы экономического развития. Кроме того, для Белгородской области характерен выход на максимально возможные пределы производства мяса. Губернатору Евгению Савченко приходится прорабатывать варианты более глубокой его переработки, чтобы обеспечить высокую добавленную стоимость, экономический рост и компенсировать потери от металлургии.
Также в отчете перед думцами господин Савченко раскритиковал антикризисные меры правительства РФ, поскольку они не меняют существующей экономической модели, сводясь к поддержке «кровососущего», по его выражению, банковского, а не реального сектора. Вслед за относительно недавними упреками в адрес железнодорожников со стороны воронежского коллеги Алексея Гордеева Савченко разругал их за «откровенный шантаж по отношению к регионам». На Белгородчине было сокращено до 60% пригородных маршрутов.
Металлурги меняют юрисдикцию
У Белгородчины, как известно, своя специфика. В отличие от той же Воронежской области, да и всей России, столкнувшейся в 2014 году с особым кризисом, вызванным западными санкциями и падением рубля, Белгородская область переживает кризисные явления уже несколько лет по причине своей привязки с конъюнктуре металлургического рынка. Впрочем, надо также иметь в виду, что стагнационные тренды наблюдаются в России достаточно давно. Украинский кризис их, по выражению нашего последнего генсека Михаила Горбачева, углубил. Так вот, потери Белгородчины только от конъюнктуры металлургического рынка, не считая других факторов, впечатляют. В 2014-м облбюджет, доходы которого составили 39,5 млрд рублей, недополучил 3 млрд запланированных платежей по налогу на прибыль от предприятий горно-металлургического сектора.
Но такова лишь часть общей плачевной картины. По данным Белгородского облправительства, за три последних года в областной бюджет от тех же предприятий недополучено 33 млрд рублей. И в потерях, по словам Евгения Савченко, заложена не только конъюнктура мировых цен на металлургическом рынке. Сюда же он добавляет закон о консолидированных группах налогоплательщиков (8 млрд из 33 млрд рублей), де-факто – увод крупных налогоплательщиков из областной юрисдикции.
Унылую картину белгородского бюджетно-экономического кризиса дополняет высокая долговая нагрузка. На начало 2015-го государственный долг Белгородской области сложился в сумме 41,8 млрд рублей, что, правда, на 1 млрд меньше, чем год назад.
Вторая составляющая специфики Белгородчины заключается в том, что регион достиг пределов в своих возможностях производства мяса. Как и год назад, в живом весе оно колеблется у отметки 1,5 млн тонн. Годовой прирост – 28 тыс. тонн мяса. Другие регионы Черноземья катастрофически отстают от фактического российского лидера. К примеру, производство мяса в Воронежской области в 4,6 раза меньше (324 тыс. тонн).
Провалы промышленного роста
Вкратце пробежимся по основным макропоказателям Белгородчины из доклада Евгения Савченко. Индекс промышленного производства – 101,2% (в России – 101,7%). Без учета малого бизнеса лучшая динамика промышленного роста – в Ивнянском, Ракитянском, Борисовском, Прохоровском районах. Самая низкая – в Ровеньском районе (почти двухразовое падение) и Белгороде (минус 7%). Валовый региональный продукт вырос за год на 2,2%, составив 604 млрд рублей. Если пересчитать его на душу населения, выйдет почти 400 тыс. рублей (кстати, третий показатель в Центральном федеральном округе после Москвы и области).
Белгородский губернатор, в отличие от многих коллег (ВРП, как правило, вообще тщательно скрывают), дает раскладку по городам и весям. Самый высокий среднедушевой валовой муниципальный продукт получен в Губкине (более 600 тыс. рублей), самый низкий – в Грайворонском, Чернянском, Ровеньском, Белгородском, Красненском, Вейделевском районах. Они не дотянули даже до 200 тыс. рублей. Савченко разругал глав ряда администраций районов и городов за невыполнение пятилетних планов промышленного роста. Прошло два года их реализации. «Белгород, Шебекинский район, Старый Оскол остались на прежнем уровне, - сказал губернатор. - Надо не просто разобраться, но и спросить с глав администраций районов, городов, которые делали соответствующие расчеты и их представляли. Они остались на бумаге». Речь о корректировке планов пока, судя по всему, не идет. Хотя вот в Воронежской области чиновники корректируют региональную «Стратегию-2020» как в связи с общероссийскими трендами, так и в связи с усилением внешних факторов, в частности международных санкций. Правда, непонятно, как можно просчитать влияние западных санкций на экономику. Их могут отменить или усилить. Но, пожалуй, можно констатировать эксцесс исполнителя. Давняя ставка губернатора Савченко на плановое ведение регионального хозяйства, кажется, начинает давать серьезные сбои.
Определенный провал в Белгородской области также фиксируется в сфере малого и среднего бизнеса. Годовой прирост его оборота составил 19,2 млрд рублей, или 6,6%. Но с учетом инфляции в 10,5%, констатирует Савченко, никакого роста не было, напротив, имел место спад. «Налицо хороший повод, чтобы разобраться вообще с экономической ситуацией всех видов бизнеса, - заявил губернатор. - Как малого и среднего, так и крупного».
Аналогичная картина – с инвестициями, но тут Савченко, возможно, чрезмерно амбициозен. Он ставит задачу довести ежегодные инвествложения до четверти ВРП. В 2014-м выполнить ее не удалось. Инвестиции в основной капитал составили за счет всех источников финансирования 120 млрд рублей: на 9 млрд меньше, чем в 2013-м, и на 31 млрд рублей ниже норматива. Как и в случае с промышленностью, досталось конкретным территориям.
Ввод жилья в Белгородской области составил 1,47 млн кв. м, или 0,95 кв. м на человека. Индивидуального жилья сдано более 1 млн кв. м. И для сравнения: в Воронежской области – 1,55 млн кв. м. Население за счет своих и привлеченных средств построило 534,7 тыс. кв. м. И тем не менее Савченко достаточно самокритичен: «Стройкомплексу не удалось выйти на запланированный уровень. Из-за недостатка средств пришлось отложить выполнение некоторых программ строительства, прежде всего – в бюджетной сфере. В целом освоено 63 млрд рублей – как и в предыдущие годы, у нас лучший показатель в Черноземье».
Интересно, что белгородский губернатор так же, как и в случае с промышленностью, малым и средним бизнесом, дал в строительстве раскладку по территориям – с акцентом на индивидуальную стройку. Ее он вполне логично считает одним из экономических локомотивов региона, прежде всего – для промышленности стройматериалов: «У нас большие резервы в Старом Осколе и Губкине. Ввод жилья на человека в Белгородской агломерации более чем 1,5 кв. м, в Старом Осколе – 0,8, в Губкине – 0,7. А чем отличается Старооскольская агломерация от Белгородской? В первой доходы населения несколько выше. Но по темпам ввода индивидуального жилья такого нет. Наверное, причина не в нежелании людей, а в организационных возможностях, что используются не до конца».
Среднемесячная номинальная зарплата на Белгородчине – 24 тыс. рублей (плюс 7,7%). Но реальная заработная плата уменьшилась почти на 3%. Розничный оборот торговли в сопоставимых ценах увеличился на 7,6%, составив более 250 млрд рублей.
Антикризисные тезисы
Но особого внимания в докладе Савченко заслуживает его критика политики железнодорожников в части пригородного сообщения, а также российского правительства. Откровенным шантажом он назвал требования сотен миллионов рублей на компенсацию мифических убытков. «В Белгородской области сокращены 49 маршрутов, 60%, - напомнил губернатор. - И только благодаря президенту России ситуация начинает меняться».
Что касается кабинета Дмитрия Медведева, то, как заметил Савченко, благодаря украинскому кризису РФ оказалась в новой политической и экономической реальности. По его мнению, при продолжении нынешней монетарной экономической модели (ее во многом объективная критика – конек белгородского губернатора) она, с одной стороны, приведет к дальнейшей стагнации. С другой же – открывает пространство для новых экономических перспектив. Антикризисные меры, предложенные правительством РФ, сказал Евгений Савченко, существенны, но они не меняют монетаристской модели. «Значительная роль в антикризисных мерах правительства России отводится поддержке банков, а не реального сектора экономики, – констатировал губернатор. – Банки действительно являются кровеносной системой экономики, но при 25-30-процентной стоимости денег из кровеносной системы превращаются в кровососущую систему экономики».
Какой же выход он видит для роста белгородской экономики? Савченко исходит из того факта, что область располагает колоссальным внутренним финансовым ресурсом (более 400 млрд рублей), и он в три раза превышает рекомендуемый уровень инвестиций. Но нужно создать стимулы, чтобы финансовые ресурсы превратить в инвестиционные. Сумма в 400 млрд рублей складывается из следующих показателей: прибыль предприятий и организаций в размере 112 млрд рублей, амортизационные отчисления (не менее 50 млрд), вклады населения (свыше 140 млрд) в банках, столько же денег, по экспертным оценкам, у народа на руках, бюджетные вложения в капитальное строительство (более 20 млрд).
Евгений Савченко уверен, что главная экономическая задача региональной власти в сложившихся условиях не столько в том, чтобы создать благоприятные условия для инвестирования, сколько в генерации инвестпредложений. Соответственно, у каждого муниципалитета, у каждого департамента облправительства должен быть пакет таких предложений. Белгородский губернатор выделил 10 ключевых направлений для обеспечения экономического роста. Во-первых, осуществление проектов по увеличению глубины переработки выращенной или произведенной продукции, чтобы наращивать добавленную стоимость. В качестве примера он привел стоимость килограмма мяса в живом (100 рублей), убойном весе (150-170), в потребительской упаковке (250-300) и в кулинарном изделии (500 и выше рублей). Во-вторых, за два-три года, он считает, область должна в рамках программы импортозамещения реализовать крупные проекты по производству овощей закрытого грунта (не менее 300 га), выращиванию цветов (не менее 50 га) и производству плодов (не менее 5 тыс. га), а также производству биотехнологической продукции (аминокислоты, пробиотики, кормовые добавки). В части биотехнологий Савченко возлагает надежды на птицехолдинг «Приосколье» Геннадия Бобрицкого и масложировую группу «ЭФКО» Валерия Кустова. Третье направление – селекция и производство семян зерновых культур, сои, многолетних трав, кукурузы и подсолнечника. Четвертое – создание цивилизованного класса кооператоров, в первую очередь в сельской местности. Фактически Савченко делает ставку на мелкотоварное производство, и здесь, безусловно, не могут не возникнуть аналогии с большевистским НЭПом. В частности, за счет проекта «Семейные фермы Белогорья» удалось создать больше 10 тыс. самостоятельных предпринимателей. Еще одно, пятое, направление, которое губернатор считает перспективным, – удвоение в Белгородской области производства молока.
В-шестых, Савченко пытается оседлать тематику сельхозмашиностроения. Заявка на проект в отрасли исходит от агрохолдинга «Агро-Белогорье». В-седьмых, усиление маркетинга региональных сельхозкомпаний в целях продвижения их продукции. Восьмой тезис Савченко – ежегодно производить не менее 4 млн тонн зерновых и зернобобовых культур (3,5 млн тонн в 2014 году). Девятый взаимоувязан с восьмым: речь о развитии системы орошения в целях повышения урожайности. Наконец, последнее – усиление работы с федеральным центром для получения денег на реализацию местных инициатив.
Адекватный ответ на кризис
Нетрудно заметить, что все антикризисные меры Савченко крутятся вокруг сельского хозяйства. Возможно, отсутствие аналогичных промышленных планов – его слабое место, но у Белгородчины тут все-таки горно-металлургическая специфика. Савченко намерен через три года (максимум через пять лет) кормить качественными продуктами не менее 10 млн человек, для чего требуется довести объем реализации продовольственных товаров до 1 трлн рублей, то есть вдвое нарастить современные объемы. В триллионе, говорит губернатор, должно быть не менее 600 млрд рублей добавленной стоимости.
Белгородский аграрно- и импортоориентированный план выглядит особенно мощно на фоне бледной антикризисной программы, которую выдвинул на недавнем заседании Воронежского облправительства экономический вице-губернатор Андрей Ревков. В сущности, вся она построена на том, чтобы двигаться в фарватере монетаристской политики федеральных властей, не изобретая, как Савченко, прорывного велосипеда с высокой добавленной стоимостью. Ключевое направление по Ревкову – снижение финансово-кредитной нагрузки на бизнес (то есть прежде всего субсидирование процентных ставок). Также предполагается активное подключение региональных товаропроизводителей к системе госзаказа, формирование благоприятной административной среды и оптимизация бюджетных расходов. Бросающееся в глаза отличие от тезисов Евгения Савченко – отсутствие инвестиционных предложений со стороны региональной власти. И ничего на тему импортозамещения, тогда как оно в условиях путинских продовольственных контрсанкций более чем напрашивается. Впрочем, будем, как говорится, посмотреть, с чем выступит в ежегодном отчете перед Воронежской облдумой губернатор Алексей Гордеев. В условиях кризиса очевидно, что он просто не может не изложить свое видение ситуации.
В целом надо сказать, что, в отличие от белгородской, воронежская экономика, конечно, более диверсифицирована. Есть заделы по оборонному госзаказу или по части инвестиций – в виде продолжающегося строительства Нововоронежской АЭС-2. Бюджетных потерь уровня 33 млрд рублей за три года она не несет. Поэтому кризис у двух регионов имеет свою специфику. Главное – дать на него ответ, адекватный имеющимся ресурсам.