Воронеж. 04.03.2015. ABIREG.RU – Причиной произошедшего 3 марта 2015 года переноса пуска ракеты-носителя «Рокот» с космодрома Плесецк могла стать необходимость дополнительной проверки двигателей первой ступени, конструкторским сопровождением эксплуатации которых занимается ОАО «КБХА» (Воронеж), пишет ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли.
По информации издания, речь не идет о неисправности двигателей, а лишь о «повышении надежности работ».
«Ракета была снята со стартового стола и направлена в монтажно-испытательный корпус для проведения дополнительной проверки двигателей первой ступени. Никакой неисправности в двигателе нет, проверка проводится для повышения надежности пусковых работ», – цитирует ТАСС слова источника.
Речь идет о двигателях РД-0233 и РД-0234, которые были разработаны в КБХА в 1969-1974 годах для первой ступени межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 (по классификации НАТО – SS-19 «Стилет»). Как пояснили «Абирегу» на предприятии, сейчас двигатели используются в составе конверсионной ракеты-носителя космического назначения «Рокот», которая создана на базе ракеты РС-18. Сейчас, по словам собеседника агентства, двигатели воронежский завод не производит, однако занимается «конструкторским сопровождением их эксплуатации в составе ракеты».
Более подробного комментария получить не удалось.
Отметим, что пуск ракеты «Рокот» с тремя спутниками «Гонец-М» был запланирован на 3 марта с космодрома Плесецк (Архангельская область). Как пишут федеральные СМИ, на какой срок отложен пуск ракеты, пока неизвестно.
Напомним, что у КБХА неоднократно возникали проблемы, связанные со сбоями в ракетных двигателях. Так, в 2012 году Роскосмос официально заявил, что причиной падения спутника «Меридиан» в декабре 2011 года стало разрушение двигателя третьей ступени ракеты-носителя, произведенного воронежским КБХА. Наблюдатели полагали, что из-за инцидента со спутником Владимир Рачук мог лишиться своей должности. Кроме того, в середине 2012 года из-за поломки двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Союз- У» произошла авария космического корабля «Прогресс М-12М». Двигатель РД-0110 был разработан КБХА и произведен на Воронежском мехзаводе.
Кроме этого, в 16 мая 2014 года в 1.42 ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом связи «Экспресс-АМ4Р» не смогла выйти на орбиту и упала. По предварительным данным Роскосмоса, причиной также мог стать сбой на третьей ступени двигателя, производством и разработкой которой занимались воронежские предприятия. Однако позже межведомственная комиссия не обнаружила фактов, указывающих на вину воронежских предприятий в происшествии.
Воронежское ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» – современное научно-производственное объединение по проектированию, изготовлению и испытанию жидкостных ракетных двигателей («Союз-2», «Ангара»). Соучредителями предприятия являются ГКНПЦ имени Хруничева (79,32%) и Росимущество (20,68%). По итогам 2013 года выручка КБХА составила 2,4 млрд рублей, чистая прибыль – 26,5 млн рублей.