Воронеж. 18.03.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Сферу жилищно-коммунального хозяйства из года в год будоражат скандалы: двойные квитанции, неверные расчеты оплаты услуг, задолженность перед поставщиками... О том, можно ли этого избежать и каким образом, рассказал «Абирегу» в эксклюзивном интервью директор единого расчетного центра Руслан Кочетов.
- Руслан Львович, первый вопрос: примерно год назад начал свою работу Единый расчетный центр. Для чего и кто создал ЕПСС?
- Исторически так сложилось, что Воронежская область всегда старалась внедрять на своей территории передовые технологии и методы хозяйствования. Не стала исключением и сфера ЖКХ. Так, в 2013 году правительством Воронежской области было принято решение о создании Единого расчетного центра, основной задачей которого являлось бы приведение в соответствие с действующим законодательством методик начисления по ЖКУ на территории Воронежской области, разрешение спорных ситуаций между участниками рынка ЖКХ и предоставление исчерпывающей и достоверной информации всем заинтересованным лицам – участникам единой платежно-сервисной системы. Учредителем Единой процессинг-сервисной системы является как правительство региона, так и городские власти Воронежа с привлечением частного инвестора. Это модель государственно-частного партнерства, о которой шла речь в послании президента и выступлениях председателя правительства. Наша организация оказывает весь спектр услуг по расчету величины платы за жилые помещения и предоставленные услуги, доставке платежного документа жителям, организации сбора и обработке собранных денежных средств, работаем со всеми ресурсоснабжающими организациями в городе. Клиентами ЕПСС стали уже более 100 жилищных и ресурсоснабжающих организаций. Для своих клиентов и органов власти мы уже зарекомендовали себя как центр компетенций в сфере жилищно-коммунальных услуг.
За последние несколько лет появилась масса дополнений, изменений в законодательстве, уследить за ними непросто. Одна из задач, возложенных на единый расчетный центр, – оперативно довести их до населения и клиентов.
- Выступаете ли вы с законодательными инициативами?
- Да, разумеется. Уровень федерального законотворчества для нас пока неактуален, но субъект Федерации также имеет нормотворческие полномочия. Поэтому специалисты единого расчетного центра принимают в этом активное участие.
Мы предоставляем аналитику по текущим вопросам и прогнозируем их дальнейшее развитие, систематизируем и обрабатываем комплекс информации, поступающей к нам от РСО, жилищных организаций и непосредственно от населения. Наша организация сталкивается как с застаревшими проблемами, так и с новыми, которые требуют оперативного вмешательства. Речь идет о внесении соответствующих изменений или дополнений в региональное законодательство. В такой ситуации именно ЕПСС в полной мере выступает как центр компетенции ЖКХ, направляя запросы и предложения в соответствующие инстанции, выступает инициатором организации круглых столов и дискуссионных площадок.
- Вы делаете это добровольно или вас обязали власти? Может, берете плату за такую услугу?
- Часть функций по предоставлению информации органам власти закреплено действующим законодательством. Мы этому следуем в полном объеме. Но на этом мы не останавливаемся, не исполняем возложенные обязательства только для галочки. Наша организация заинтересована в предоставлении исчерпывающей информации для органов власти, что обеспечивает оперативное принятие верных решений.
Что касается нашей просветительской деятельности, то тут у нас двойная мотивация. Во-первых, мы получаем грамотного клиента, что упрощает нашу работу. Во-вторых, тем самым мы снимаем излишнюю социальную напряженность населения, зачастую вызванную непониманием правомочности произведенных начислений. Таким образом, ЕПСС обдуманно и на безвозмездной основе несет дополнительную обучающую нагрузку. Это наш вклад в стабильное и спокойное будущее нашей организации, ведь мы заботимся о долгосрочной перспективе развития.
- Конкретные примеры есть?
- Есть, конечно. Например, до того как мы начали длительную и результативную обработку системы расчетов МКП «Воронежтеплосеть» и внесли свои предложения, МКП производило расчеты «по средней температуре за бортом». Только совместная работа с руководством организации привела нас к консолидированному мнению по этой проблеме. Анализ продолжался на протяжении нескольких месяцев на основании реальных расчетов, отраженных в квитанциях граждан. Раз за разом совместно с руководством «Теплосети» мы выявляли источники отклонений от расчетов УК и МКП. Достигнутый консенсус сделал возможным дальнейшее начисление без разногласий, снял излишнюю напряженность в отношениях РСО и управляющих организаций, исключил взаимные претензии относительно взаиморасчетов, которые были вызваны односторонним подходом к рассмотрению сложившейся ситуации.
- Как вы переходили на прямые расчеты?
- Российское законодательство предусматривает несколько механизмов для перехода РСО на прямые расчеты. Но в условиях неупорядоченности взаиморасчетов по уже отпущенному ресурсу ни один поставщик коммунального ресурса не считал для себя выгодной данную ему законом возможность рассчитываться напрямую с гражданами. Считалось, что гораздо эффективнее накапливать неустранимые разногласия с одним юридическим лицом – управляющей компанией, иметь в ее лице гарантированного должника по долгам населения. В процессе обсуждения нам удалось убедить, что такое мнение является ошибочным. Анализ работы с «Теплосетью» дал возможность показать ресурсоснабжающим организациям истинную структуру дебиторской задолженности, обосновать привлекательность прямых расчетов. Мы помогли реализовать законное право перехода на такие расчеты. На основании Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 №124 такой механизм был принят по услугам теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения и водоотведения. Теперь «Теплосеть» и «РВК-Воронеж» сами ведут начисления жителям.
Известно, что с Нового года было снято бремя комиссионного сбора с ресурсоснабжающих организаций. Считаю, что в этом есть отчасти заслуга и Единого расчетного центра. До этого комиссионный сбор удерживался банком в убыток управляющих организаций. Это приводило к росту долгов перед ресурсоснабжающими организациями, что, в свою очередь, отражалось на жизни простых людей: летом в квартирах нет горячей воды, а зимой не хватает тепла. Порядок сбора закреплен в статье 5 Федерального закона № 161. Уже сейчас мы имеем положительные результаты от нововведения: существенно повысилась собираемость платежей.
- Какова же ваша функция в этой цепочке?
- Мы осуществляем жесткий контроль вводимой информации. До создания единого расчетного центра была иная система работы. Периодически накал страстей во взаимоотношениях управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций выливался в громкие скандалы и взаимные публичные обвинения, что, в свою очередь, существенно подрывало доверие со стороны населения ко всему, что делается в ЖКХ. Эта ситуация циклично повторялась из года в год и, казалось, что разорвать этот порочный круг невозможно. С появлением на рынке ЖКХ нового независимого участника – Единого расчетного центра Воронежской области – стало возможным организовывать на его базе информационную площадку, на которой беспристрастно решались подобные вопросы. Еще на этапе формирования платежных документов мы можем отслеживать ошибки в расчетах, в таких случаях мы сразу сообщаем об этом клиентам и совместно приводим начисления в порядок.
Кроме того, ЕПСС работает над созданием «эталонной базы» - единой базы начислений за ЖКУ. Сейчас для расчетов берутся данные из разных источников: кто-то использует в качестве источника паспортные столы, кто-то – Росреестр.
Однако сегодня не все ресурсоснабжающие организации в городе обслуживаются через Единый расчетный центр. Некоторые из них работают с нами через своих абонентов. К примеру, для ООО «РВК-Воронеж» мы производим расчет начислений и включаем их услуги в платежные документы только примерно по 50% абонентов. Чаще всего проблемы, связанные с двойными квитанциями, недостоверной информацией, касается именно тех квитанций, которые выставляются другими организациями. Анализируя эти проблемы, ресурсоснабжающие организации активно ведут с нами переговоры по передаче всего своего жилфонда на обслуживание.
- Как-то оцениваете результаты выпуска единой квитанции?
- Сам факт того, что жители стали получать единую квитанцию, можно считать достижением. Теперь воронежцам не нужно будет отдельно оплачивать несколько квитанций по услугам ЖКХ. Раньше это создавало большие неудобства для жителей. Кроме того, имея на руках одну платежку вместо нескольких, воронежцы смогу получать консультации по ЖКХ в режиме «единого окна», где получат исчерпывающую информацию по всем вопросам. Не надо бежать в «Теплосеть» по вопросам начислений за отопление, в ВЭСК по электроэнергии т.д. Все вопросы по тем или иным суммам и цифрам в конкретной квитанции жители смогут задать одному специалисту. Как показывает опыт внедрения единого платежного документа в других регионах, это еще и увеличивает собираемость платежей. Наша область приблизилась к созданию такой схемы оплаты. Недавно между Единым расчетным центром и Воронежской энергосбытовой компанией был подписали договор, согласно которому теперь строка по электроэнергии появится в едином платежном документе. Это соглашение позволит создать автоматизированную систему начисления и сбора платежей за ЖКУ, сделает расчеты более прозрачными и точными.
- Планы по выходу на районы области есть?
- Да, у нас составлен план интеграции в районы. К концу второго квартала текущего года запланировано открытие пяти филиалов в районных центрах Воронежской области. Сейчас мы ведем переговоры с существующими расчетными центрами, в основном это муниципальные предприятия. МУПы дотированы, требуют постоянного вливания бюджетных средств. Задача расчетного центра – снять это бремя, дать высококачественный сервис с унифицированными правилами на территории всего региона, с гарантированно корректным расчетом платы за ЖКУ, чего сейчас нельзя сказать о действующих правилах работы в районах области.
- Давайте про МИВЦ поговорим. Некоторые считают, что с вашим приходом было ликвидировано успешное предприятие.
- Думаю, адепты успешности МИВЦ ни разу не бывали на предприятии и не знакомы с истинным положением дел. По результатам проверки КСП недостаток средств на счетах только в 2012 году составил около 80 млн рублей. Город входил в уставный капитал ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» недвижимым и движимым имуществом МИВЦа. По нему можно оценить уровень МУПа. Нам на баланс, например, поступило 40 ламповых мониторов.
Говорить о том, что МИВЦ прекрасно работал, как минимум значит лукавить. Он работал примерно так же, как сейчас работают районные расчетные центры. В частности, работе с персональными данными уделялось недостаточно внимания: не были выполнены требования федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных», не была обеспечена элементарная сохранность данных. Поэтому при определенной настойчивости любой гражданин мог получить доступ к информации, обрабатывавшейся в МИВЦ. Кроме того, средства принципалов могли неделями находиться на счете МУПа, их могли разместить на коммерческом счете. Эти средства могли пойти на заработную плату работников. Так нарушалось главное правило расчетного центра – деньги клиентов никогда ни при каких обстоятельствах не должны использоваться для хозяйственных нужд.
В основе работы Единого расчетного центра Воронежской области лежит система расщепления платежей. Это значит, что ресурсоснабжающая организация, заключившая с нами договор, средства жителей за свою коммунальную услугу получает в день оплаты сразу из банка. Мы четко исполняем требования Постановления Правительства РФ №354 и ПП РФ №254.
- Поделитесь планами на обозримое будущее.
- Внедрить новые информационные сервисы для граждан и наших клиентов, обеспечить взаимодействие наших информационных систем с ГИС ЖКХ и предоставить рабочие инструменты, позволяющие органам власти принимать решения основываясь на всеобъемлющей и достоверной информации, ну и, конечно,- выпуск единого платежного документа по всем многоквартирным домам Воронежа и области – это наши планы. Задача перед нами нелегкая, но мы убеждены: Единому расчетному центру есть что предложить гражданам и организациям, занятым в коммунальном секторе. Нужно осознавать, что некоторые управляющие организации настойчиво пытаются скрыть методики начисления платы за ЖКУ, именно поэтому неохотно идут на контакт с нами. Мы готовы к этому, проводим выборочный анализ платежных документов, предоставляем его результаты контролирующим органам города и области. Как правило, этот анализ является нежелательным для управляющих организаций – авторов такого «расчета». Своевременно правительством РФ внедряется лицензирование УК. С каждым месяцем желания манипулировать суммами в квитанциях своих жителей у них становится все меньше. Зато больший интерес представляет для них Единый расчетный центр как предприятие, дающее экономию и обеспечивающее качественные платежки точно в срок в почтовые ящики их потребителей.
Фото предоставлено журналом «Дорогое удовольствие»