В Липецке раскритиковали пессимистические прогнозы развития ОЭЗ
Эксперты заявили о дальнейшем развитии особых экономических зон и их эффективности. Этот тезис прозвучал в рамках панельной дискуссии на прошедшей в ОЭЗ "Липецк" конференции, посвященной инновационной промышленной политике.
Ранее значение и статус особых экономзон поставил под сомнение директор Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий Андрей Шпиленко. Он отметил, что ОЭЗ - это лишь площадки, которые арендуют инвесторы, и вести речь о каком-либо экономическом росте здесь неуместно. Громкое высказывание поспешили обсудить и чиновники, и представители бизнеса. В то же время, опровергая мнение оппонента, они назвали ряд проблем, с которыми сталкиваются резиденты ОЭЗ.
Попали в десятку
Председатель правления региональной ассоциации промышленных предприятий Владимир Лаврентьев напомнил, что первая особая экономическая зона - федеральная ОЭЗ "Липецк" - была создана десять лет назад. Параллельно с ее развитием появлялись зоны регионального значения, и, во многом благодаря этому процессу, экономику области можно назвать диверсифицированной.
Замначальника областного управления инновационной и промышленной политики Альберт Соковых назвал ОЭЗ "точками роста".
- Число резидентов особых экономических зон и технопарков области сегодня достигает 69, - сказал он. - Объем инвестиций в эти проекты равен 36,7 миллиарда рублей. Пока работают только 28 предприятий, которые выпускают продукции на 35 миллиардов рублей, а в бюджет региона перечисляют 4,4 миллиарда налогов. Средняя зарплата на предприятиях ОЭЗ - 35,5 тысячи рублей, на некоторых производствах люди получают по 49 тысяч.
Чиновник еще раз напомнил о том, что в ОЭЗ "Липецк" уже нет свободных земельных участков, и ее территорию придется расширять.
В свою очередь, начальник управления взаимодействия с резидентами этой зоны Алексей Истомин напомнил, что десять лет назад при определении задачи для особых экономических зон и предприятий-резидентов осторожно и не в числе первых было названо импортозамещение.
- И что мы наблюдаем сегодня? Институт особых экономических зон идеально заточен под этот процесс, - подчеркнул он. - Металлообработка, станкостроение, автокомпоненты, производство медоборудования и многое другое - все это позволяет нам не зависеть от продукции иностранных партнеров.
Сервисное решение
Алексей Истомин назвал массу благоприятных условий для развития бизнеса в ОЭЗ: это и удобное расположение, и наличие инфраструктуры, льготы и преференции, а еще - так называемый "режим дружественного администрирования".
- Это понятие немного шире, чем режим общения власти, инвесторов и контролирующих органов, - сказал он. - Это наши гарантии инвесторам - каждый их шаг защищен. И результат есть - по данным самого бизнеса, издержки реализации стартапа здесь снижаются на 30 процентов. Что касается критики ОЭЗ в России, то она напоминает мне притчу о семи слепых мудрецах, которые ощупывали слона и каждый представлял его по-своему.
Впрочем, эксперты признали - не все так уж безоблачно. К примеру, до сих пор на федеральном уровне не узаконен статус региональных экономических зон, есть проблемы с субсидированием затрат на строительство необходимой инфраструктуры. К тому же с самого начала резиденты ОЭЗ столкнулись с нехваткой сервисной среды для бизнеса.
Глава региональной корпорации "Развитие" Александр Наролин отметил, что эту среду пришлось создавать с нуля - инвесторы нуждаются в более чем 500 услугах, и не только государственных. Новым предприятиям нужна сертификация оборудования, логистические структуры, компании, которые обеспечивают безопасность производства и сотрудников, защиту окружающей среды.
По данным бизнеса, издержки реализации стартапа в особой зоне снижаются на 30процентов
- Для нас, россиян, сервис - не совсем понятная сфера, и нужно менять, прежде всего, это представление, - констатировал Александр Наролин. - Так, одному из предприятий потребовалась сертификация оборудования ведущей немецкой машиностроительной группы. Оказалось, что это единственный в России комплекс, который использует газ как вид топлива, а значит, должен быть сертифицирован как опасное оборудование. Делать эту работу и готовить множество документов пришлось нам и, в конце концов, сертификаты были получены.
Специалист отметил, что это - не единственный пример. Впрочем, после того, как корпорация сделала первые шаги в решении проблемы, резидентов липецких ОЭЗ начали постепенно окружать сервисные компании.
На новый уровень
Однако недостаток сервиса для бизнеса - это не самая острая проблема. И чиновники, и предприниматели признали: прежде всего, им хотелось бы банального комфорта вне рабочих кабинетов, конференц-залов и промышленных площадок.
- Если мы едем из Италии во Францию, то по пути только и видим гостиницу за гостиницей. Даже в городке, где 20 домов, есть деловой центр и ресторан. А у нас? Частные дома, бывшие здания колхоза-совхоза, и ничего, - посетовал Александр Наролин.
Именно поэтому решать проблему начали на муниципальном уровне. Так, в Чаплыгине уже открыли гостиницу федеральной сети и крупный комплекс, в котором есть даже бильярдная комната и шахматный клуб. Скоро гостиницы появятся в Данкове и Тербунах. Оказалось, что применение можно найти и заброшенным зданиям. Так, водонапорную башню в Становом превратили в арт-кафе, а помещение молочной кухни - в мини-отель. Такие преобразования пошли на пользу не только бизнесу, но и местной экономике.
Глава Тербунского района Сергей Иванов констатировал: даже если ОЭЗ, как предсказывают скептики, станут просто территорией с особым налоговым режимом, муниципалитету это принесет позитивные перемены.
- Наш район - самый удаленный от областного центра - до последнего времени считался наиболее депрессивным. Отток населения был колоссальным, - напомнил он. - Но после того, как была создана особая экономическая зона регионального значения и появились первые резиденты, район ожил.
Сергей Иванов назвал несколько характерных показателей.
- Сейчас вклады населения в банках равны трем районным бюджетам, а средняя зарплата достигает 25 тысяч рублей, - сказал он. - Думаю, скоро мы за год будем строить по квадратному метру жилья на каждого жителя района, а этим показателем могут похвастать далеко не все города. Что касается поступлений в муниципальный бюджет от резидентов зон, то пока они составляют лишь 33 миллиона рублей, но для нас и это хорошее подспорье.
Посчитали выгоду и резиденты "Тербунов". Председатель совета директоров одного из фармпредприятий Надежда Брусницына отметила, что для нее налоговые льготы и преференции - не пустой звук, ведь благодаря им удалось сэкономить 44 миллиона рублей. Руководитель подчеркнула: ее предприятие принесет пользу экономике не только района, но и всей страны. Сейчас здесь уже производят полтора десятка лекарственных форм, а в будущем планируют создавать субстанции для препаратов - чтобы российская фармация стала более независимой от импорта.
Анна Скрипка
Российская газета, №6631 (60), 24 марта 2015 года.