WorldClass

29 сентября 2024, 04:32
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Квадра энергетика // Законом по долгам

25.03.2015 10:50
Одной из актуальных и системных проблем в сфере теплоснабжения, которые необходимо решать, на сегодняшний день является несовершенство законодательной базы, влекущее за собой в том числе и рост дебиторской задолженности. Ситуацию усугубляет и разворачивающийся в стране кризис, а генераторы всерьез опасаются дальнейшего роста долгов потребителей. Возможные пути решения данной проблемы активно обсуждаются участниками рынка на различных отраслевых площадках и законодательном уровне, участие в которых принимает и ОАО «Квадра».

Одной из актуальных и системных проблем в сфере теплоснабжения, которые необходимо решать, на сегодняшний день является несовершенство законодательной базы, влекущее за собой в том числе и рост дебиторской задолженности. Ситуацию усугубляет и разворачивающийся в стране кризис, а генераторы всерьез опасаются дальнейшего роста долгов потребителей. Возможные пути решения данной проблемы активно обсуждаются участниками рынка на различных отраслевых площадках и законодательном уровне, участие в которых принимает и ОАО «Квадра». Какие меры по выходу из данной ситуации и пути решения вопроса предлагает компания в интервью рассказала руководитель проекта Центра стратегического развития ОАО «Квадра» Виталина АНДРЕЕВА.

С Виталиной Андреевой по данной проблеме мы общались не случайно. Помимо основной деятельности в компании, Виталина Михайловна также является представителем компании «Квадра» в формировании консолидированной позиции субъектов рынка тепловой энергии в профильных группах и комитетах, в том числе и по повышению платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ.

– Виталина Михайловна, по последним данным НП «Совета производителей энергии» (НП СПЭ), дебиторская задолженность за поставленную тепловую энергию перед компаниями, осуществляющими централизованное теплоснабжение в России, выросла до 155 млрд рублей за 2014 год, что на 14% выше, чем по итогам 2013 года. Как по вашему, в чем причина этого, и как обстоят дела с дебиторской задолженностью в компании «Квадра»?

– Да, действительно, в последних опубликованных данных НП СПЭ прослеживается систематический рост дебиторской задолженности в целом по России. Однако что касается нашей компании, то в прошлом году показатели платежной дисциплины потребителей значительно улучшились. Уровень платежей за тепловую энергию в 2014 году составил порядка 97%, а дебиторская задолженность снижена на 963 млн рублей. Эти цифры в очередной раз показывают правильность взятого компанией курса по переходу с потребителями на прямые расчеты и исключение из цепочки платежей за тепло посредников в лице недобросовестных оптовых перепродавцов и управляющих организаций.

Несмотря на довольно неплохие результаты прошлого года, проблема дебиторской задолженности за тепло для нас, так же как и для всей генерации, по-прежнему актуальна. Среди основных факторов ее возникновения я бы, прежде всего, выделила несовершенство законодательства, которое выражается в излишней лояльности по отношению к должникам, невозможности отключения последних от подачи ресурса за неплатежи. Также среди других факторов – дефицит тарифа за тепло, ограничение размера платы за коммунальные услуги и жилье, непрозрачность расчетов, нецелевое использование средств и даже мошеннические схемы, банкротство, разногласия, неисполнение судебных решений, финансовый кризис и временные экономические трудности потребителей.

– Как конкретно этот вопрос решается на государственном уровне? Какова роль генерирующих компаний в обсуждении данной проблемы?

– Хочу отметить, что разработка мероприятий по повышению платежной дисциплины потребителей вошла в дорожную карту «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации как одна из мер, направленных на повышение эффективности отрасли. В настоящее время ведется разработка двух законопроектов: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов» и «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Одна из главных задач данных законопроектов – это решение на законодательном уровне проблемы неплатежей в энергетике.

Эти законопроекты рассматриваются на различных площадках, в том числе в НП «Совет производителей энергии», в рабочей группе Экспертного Совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ, в экспертной секции Консультативного Совета при председателе Комитета ГД РФ по энергетике, где мы входим в актив, Комитета ГД РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.

– Какие конкретно меры были предложены генераторами в целом и компанией «Квадра» в частности в рамках работы над законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов»?

– В целом большинство генераторов законопроект поддерживают в части увеличения штрафных санкций, а именно размера пени за допущенные просрочки по оплате энергоресурсов и жилищно-коммунальных услуг, а также другие меры по ужесточению платежной дисциплины. Однако считаю, что обязательное начисление повышенных пени может привести к дальнейшему росту просроченной дебиторской задолженности, тем более в условиях кризиса, и вместе с этим к увеличению налоговой базы теплоснабжающих организаций.

То есть принятие законопроекта в данной редакции, лишь отчасти приведет к нормализации платежей на рынках тепла, так как не устраняет основные проблемы, связанные с низкой платежной дисциплиной потребителей тепловой энергии, и не приводит к снижению ранее сложившейся просроченной дебиторской задолженности за поставленные энергоресурсы. Более того, это может значительно повысить финансовую нагрузку и ухудшить инвестиционную привлекательность генерирующих компаний. Поэтому мы прилагаем все усилия для существенной доработки в этих вопросах.

Так, по-прежнему, компания «Квадра» крайне обеспокоена дискриминационными и не совсем справедливыми нормами, которые ущемляют интересы ТГК, закупающих газ для выработки тепловой энергии. Эти нормы предусматривают обязанность теплоснабжающих организаций предоставлять финансовые гарантии по оплате за газ, в то время как основная группа потребителей, получающая тепловую энергию, от такой обязанности по отношению к теплоснабжающим организациям освобождаются.

Хотя зачастую невозможность своевременно оплатить в полном объеме полученное топливо у генераторов связана напрямую с долгами потребителей тепловой энергии. В основном злостными потребителями-неплательщиками являются оптовые перепродавцы тепловой энергии (МУПы, ГУПы), бюджетные организации и исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК и т. д.).

Законопроектом же эти категории потребителей освобождаются от обязанности предоставления финансовых гарантий теплоснабжающим организациям по оплате потребленной тепловой энергии. Причем введение ограничений подачи тепловой энергии в отношении таких потребителей практически невозможно, поскольку зачастую отсутствует техническая возможность осуществления адресного ограничения поставок тепла в отношении конкретного должника без нарушения режима потребления другими добросовестными потребителями, также получающих тепловую энергию от указанной сети.

В связи с этим наша позиция следующая – исключить из законопроекта нормы, устанавливающие обязанность для теплоснабжающих организаций (ресурсоснабжающих) предоставлять финансовые гарантии по оплате за газ в случае, если топливо закупается для теплоснабжения потребителей, являющихся органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными организациями и исполнителями коммунальных услуг.

Еще одно наше предложение – закрепить на законодательном уровне разрешительный порядок подачи тепловой энергии неплательщикам перед началом отопительного сезона. То есть при наличии у потребителя просроченной дебиторской задолженности ресурсоснабжающая организация (РСО) будет вправе не осуществлять поставку тепла в новом отопительном периоде до полного погашения долга либо до предоставления обязательств потребителем по оплате задолженности.

– Вы также отметили активную работу и по второму законопроекту, который сейчас обсуждается в Госдуме. Какие изменения предлагается внести в Жилищный кодекс, и как это может повлиять на укрепление платежной дисциплины?

– По данному законопроекту мы принимаем участие в качестве экспертов по вопросам перехода на прямые расчеты, поскольку субъектами теплового рынка, да и нашей компанией, неоднократно отмечался положительный опыт в этом направлении.

Кроме того, мы предложили закрепить на законодательном уровне возможность выбора способа осуществления перехода на прямые расчеты с населением: без обязательного решения общего собрания собственников жилья либо путем реализации права РСО быть агентами УК, в том числе по сбору денежных средств с населения за отопление и ГВС, либо предоставление возможности перехода РСО на прямой договор с жителями многоквартирного дома при наличии задолженности УК за два и более расчетных периода.

Одним из актуальных вопросов является необходимость четкого законодательного разделения понятий «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс» и закрепление положения о том, что РСО осуществляет поставку ресурса и отвечает за его качество до границы дома.

Еще один вопрос, который требует скорейшего разрешения, – это принятие в законопроекте поправки, сохраняющей действующими прямые договоры с жителями многоквартирных домов при непосредственном способе управления с численностью квартир в таких домах больше 16-ти. В соответствии с федеральным законодательством собственники помещений в таких домах в срок до 1 апреля 2015 года обязаны провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления. Таким образом для генерирующих компаний значительно возрастет риск ухода от прямых договоров и, соответственно, финансовые потери и рост задолженности.

– О чем уже удалось договориться после последнего совещания в ГД? Насколько эффективными могут быть принятые решения, по Вашему мнению?

– В связи с тем, что законодательство в теплоснабжении достаточно сложное и неоднозначное, с множеством нюансов, в процессе рассмотрения законопроектов у экспертов возникают и разногласия, и разночтения, и спорные мнения. Важно достичь единого знаменателя по существенным моментам вводимых поправок, что имеет важное значение по созданию нормальных условий для эффективного и надежного теплоснабжения. Поэтому главной целью работы профильных групп и экспертных советов является разрешение подобных разногласий и выработка единой позиции, максимально учитывающей интересы всех участников рынка.

На последнем совещании актива экспертной секции при Председательстве Комитета по энергетике Государственной Думы РФ было принято решение о подготовке консолидированной позиции генерирующих компаний о поправках, которые необходимо срочно включить в законопроекты. Сегодня такая позиция подготовлена, готовятся соответствующие письма в органы власти РФ. Все предложения ОАО «Квадра» нашли отражение в данной позиции.

Кроме озвученных мною выше предложений в консолидированную позицию вошло предложение об ужесточении лицензионных требований к УК, в частности одним из критериев аннулирования лицензии, наличие дебиторской задолженности. Одним из критериев аннулирования лицензии будет наличие дебиторской задолженности. Хочется отметить также, что данные законопроекты необходимо синхронизировать между собой в части величины и сроков предъявления штрафных санкций за допущенные просрочки по оплате энергоресурсов и жилищно-коммунальных услуг. Данное положение прописано в двух законопроектах, однако сроки задолженности и размер пени указаны разные.

Что касается моего мнения, то считаю, принятие данных законопроектов затянулось. В настоящее время, в условиях набирающего оборота кризиса, становится очевидно, что если не принять срочно кардинальных изменений в законодательстве, платежная дисциплина будет только ухудшаться, в категорию злостных неплательщиков могут перейти и организации, финансируемые из бюджетов всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный (местный)). Между тем действующее законодательство данные группы потребителей относит к социально значимым категориям, большинство из которых являются «неотключаемыми» за неоплату тепловой энергии, и введение ограничений в отношении таких потребителей практически невозможно, тем более что по закону данные категории еще и освобождаются от предоставления финансовых гарантий ресурсоснабжающим организациям по оплате за потребленное тепло. Уже сегодня в ряде регионов присутствия ОАО «Квадра» организации, финансируемые из местного бюджета, отказываются от выполнения своих договорных обязательств в части оплаты потребленной энергии в соответствии с выделенными лимитами бюджетных обязательств. Аналогичная тенденция прослеживается и в регионах других ТГК.

Юлия Семочкина
Квадра энергетика, №02 (111), февраль 2015 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0