WorldClass

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Комсомольская правда - Воронеж // Заместитель генерального директора ООО «Еланский ГОК» Александр Плаксенко: «Мы должны не только действовать, но и мечтать»

08.04.2015 13:06
5 апреля в России отмечается День геолога Бескрайние просторы, песни под гитару, «отшлифованные» солнцем и ветром суровые лица... С них начинается экономика, производство, история городов - больших и малых. Другими словами, с них начинается жизнь. Так сложилось, что в последнее время в Воронежской области слово «геолог» и само понятие геологии во многом ассоциируется с геологоразведочными работами, ведущимися в Новохоперском районе. Речь идет о проекте «Воронежский никель».

5 апреля в России отмечается День геолога

Так сложилось, что в последнее время в Воронежской области слово «геолог» и само понятие геологии во многом ассоциируется с геологоразведочными работами, ведущимися в Новохоперском районе. Речь идет о проекте «Воронежский никель». Именно поэтому в гостях у «КП» сегодня Александр Плаксенко - заместитель генерального директора ООО «Еланский ГОК».

Борода, свитер и GPS

- Александр Николаевич, по мнению обывателя, геолог - это исключительно тот, кто работает в поле. Так ли это? Для представителей каких специальностей предстоящий праздник профессиональный?

- На самом деле, геологи - это и геофизики, и структурные геологи, и гидрогеологи, и геоморфологи, и химики, и палеонтологи, и биологи, и геоэкологи, и даже отчасти антропологи. Все мы занимаемся изучением огромной науки о Земле. Это тысячи людей по всей России.

- Образ геолога - с бородой, в растянутом свитере, лишенного какой-либо привычки к комфорту - насколько он соответствует сегодняшним представителям этой профессии?

- Геологи всегда были разными. Есть остатки геологоразведочных экспедиций, являющихся наследием СССР. Вот там можно встретить пресловутых небритых геологов в растянутых свитерах. Там много романтики, но мизерная зарплата. В то же время есть компании-недропользователи, выстроенные по жесткому западному образцу. Как ООО «Купол», «Национальная геологоразведочная компания», ОАО «Готик» и многие другие. Зарплата там достойная, но и уклад другой. Ходишь в робе с фирменным знаком, с вышивками, которые светятся в темноте, на ноге браслет с GPS, чтобы отследить твой маршрут. По возвращению на базу сбрасываешь файл, в котором видно твое передвижение, и схалявить невозможно. Но мне все же кажется, что престиж нашей профессии до сих пор зиждется на традиционных классических вещах, о которых, к примеру, рассказывается в культовой для геологов книге Олега Куваева «Территория». Сейчас фильм выходит на экраны кинотеатров, и в связи с этим мы прогнозируем большой приток студентов в этом году.

- А насколько охотно сегодня идут в геологию?

- По сравнению с прежними, советскими временами, популярность геологии стала меньше. Но в последнее время она все же растет. Государство нацелено на защиту своих интересов, экономическую самостоятельность, а это значит, мы должны опираться на собственные запасы полезных ископаемых, открывать новые месторождения. Я верю, что этот процесс будет развиваться и дальше. В этом смысле мне нравятся слова Анатоля Франса: «Для того чтобы достичь многого, мы должны не только действовать, но и мечтать; не только планировать, но и верить».

- Все привыкли, что геолог - это мужчина. А есть ли в геологии женщины? Идут ли они в профессию сегодня?

- Женщины в геологии всегда есть и будут. Достаточно сказать, что на факультете геологии ВГУ сегодня их больше, чем ребят. Геология требует усидчивости, а девчонки в этом традиционно сильны. Многие девушки поступают на геологический, как в жизнь. А там, как у кого сложится. Обычно парень с девушкой знакомятся на геолофаке, женятся, уезжают вместе работать. Пока ей позволяет здоровье, она вместе с мужем ездит в поле, потом устраивается на работу в лабораторию или в отдел кадров. Камеральные группы (те, кто обрабатывает полевые материалы, производят химические анализы) держатся только на женщинах. Шансов сохранить семью больше, когда геологи оба - и муж, и жена. Если же муж геолог, а жена «гражданская», регулярные длительные расставания могут стать для брака фатальными.

Высокотехнологичная геология - что это?

- Каковы задачи сегодняшней геологии?

- Во-первых, нужно правильно отработать то, что уже разведано. Взять не только основное полезное ископаемое, но и сопутствующие. Во-вторых, никто не отменял поиски новых месторождений. Конечно, все, что можно было открыть, споткнувшись о камень, уже открыто. Но все больше набирают обороты инструментальные методы - геофизика, геохимия и другие. И хоть все крупное уже зацепили и нашли, можно и нужно смотреть вглубь.

В-третьих, нужно заниматься и мелкими месторождениями. У нас привыкли, что если месторождение, то оно должно быть непременно огромное, уникальное, чтобы рядом обязательно город поставить. Как, например, соседний Курск. Или Талнах. В Билибино на золоторудных месторождениях даже атомную станцию построили, а теперь месторождение закончилось, и город перестал развиваться. А в других странах, к примеру, в Финляндии, есть частник, у него два экскаватора, 5 рабочих, он покупает лицензию, начинает работать, и это тоже считается месторождением. Он имеет доход себе, своей семье, рабочим, платит налоги. У нас же геология по-прежнему отрасль очень затратная, приоритет крупных компаний и государства. Тем более, что недра непредсказуемы: часто планируешь одно, а на деле выходит другое.

- Нынешнее время пронизано высокими технологиями и инновациями. Применяются ли они в геологии?

- Безусловно. Мы достаточно успешно пользуемся картографией, компьютерным 3D-моделированием, спутниковыми технологиями, которые позволяют точно определить местоположение залегания того или иного полезного ископаемого, сделать более качественные снимки, произвести оценку запасов, опираясь в том числе на их цвет. Благодаря спутникам мы имеет четкие координаты, можем с точностью до сантиметра определить, на сколько передвигается та или иная плита земной коры. В нашей профессии становится все больше точности, математических расчетов, и все меньше места догадкам. Но любые высокоточные технологии бесполезны без природного чутья, интуиции геолога, без его знаний и опыта.

Что хранят земли Прихоперья?

- Александр Николаевич, бытует мнение, что запасы никеля в Новохоперском районе были полностью изучены еще в 70 - 80-е года прошлого века. И существуют разные домыслы на предмет того, чего, якобы, «в реальности» ищет Уральская горно-металлургическая компания, ведущая этот проект. Пролейте свет, пожалуйста, на вопрос: для чего была нужна повторная геологоразведка и что показывают ее предварительные итоги?

- Да, действительно, по поводу никеля уже был «заход» геологов в Прихоперье в прошлом веке. Я и сам этим активно занимался. Но ничего конкретного тогда разведано не было - не получилось из-за прекращения госфинансирования. Было пробурено несколько десятков скважин, а их нужно пробурить сотни. В государственную комиссию по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) нужно представить исчерпывающую картину по рудному телу или телам, их разрез, точное местоположение, процент содержания тех или иных полезных ископаемых и многое другое. Согласно лицензии, мы должны сделать это в 2016 году. Если отчет будет принят, то в следующем году рудопроявления получат статус месторождения.

Сегодня уже можно сказать о том, что запасы, обнаруженные в ходе геологоразведочных работ, больше ожидаемых. При планируемом запасе никеля в 350 тысяч тонн, его обнаружено уже свыше 500. И это только на Елани и только по одному никелю! А есть еще Елкинское рудопроявление, есть еще медь, кобальт, немного золота, платиноидов. Их тоже можно и нужно брать, отрабатывать и использовать в производстве. Вообще же, какими бы оптимистичными не были данные геологоразведки, это вовсе не значит, что предприятие по добыче никеля в Новохоперском районе будет обязательно построено. Есть множество вариантов развития событий. И не факт, что, подытожив все полученные данные, руководство УГМК примет решение о строительстве ГОКа. Проекты в горнодобывающей отрасли очень затратные, «длинные», и иногда не отработать месторождение в силу каких-то причин целесообразнее, чем выйти на строительство предприятия.

- Александр Николаевич, большинству читателей вы известны по должности начальника Управления недропользования лицензиата ООО «Медногорский медно-серный комбинат» (ООО»ММСК»). Сегодня же вы общаетесь уже в новом качестве - замдиректора нового предприятия ООО «Еланский ГОК». С чем это связано?

- Это связано с появлением предприятия, на которое «заведены» все работы по проекту «Воронежский никель». Полезные ископаемые воронежские, и налоги от деятельности УГМК должны оставаться здесь, в регионе. Эта практика общая для всех предприятий компании - они входят в Холдинг, но работают каждое в своем регионе. На налоговом учете организация уже стоит у нас, в инспекции федеральной налоговой службы по Левобережному району.

Другое дело, что окончательное «оформление» «Еланского ГОКа» в полностью юридически самостоятельное предприятие произойдет еще нескоро: передача лицензии от ООО «ММСК» займет длительное время. Однозначно больше года. Столь длительные сроки передачи объясняются необходимостью получения соответствующего решения Правительства РФ. Но сам процесс передачи не отменяет работы всего штата наших сотрудников - геологов, гидрогеологов, экологов, строителей - более 20 человек.

- Чего бы вы хотели пожелать вашим коллегам накануне профессионального праздника?

- Воронеж всегда считался крупным геологическим центром, в котором геология традиционно очень развита. И сегодня, не смотря на все перемены, это по-прежнему так. В канун Дня геолога я хочу обратиться ко всем коллегам, в первую очередь, по Воронежскому государственному университету, организации «Воронежнедра» и пожелать плодотворной работы, множества новых открытий, сопутствующей удачи и личного благополучия! Пусть в вашей нелегкой работе вас согревают любовь и забота близких!

Наша справка

Плаксенко Александр Николаевич родился 25 октября 1950 года в г. Воронеже. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской академии горных наук, Заслуженный геолог России, автор более 200 научных трудов, в т.ч. 3 монографий и 12 патентов на изобретения. Государственный Советник РФ 1-го класса. С 1974 по 2004 год работал в ВГУ в должностях младшего, старшего, ведущего научного сотрудника, заведующего Проблемной лабораторией геологии и минерального сырья ЦЧЭР, зам. декана геологического факультета ВГУ по науке, профессора кафедры исторической геологии и палеонтологии ВГУ. С 2004 по 2007 год - зам. руководителя - начальник геологической службы Главного управления природных ресурсов по Воронежской области. С 2007 по 2012 год - начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу. С 2012 по март 2015 года - начальник Управления недропользования ООО «ММСК».

Татьяна Бростовская
Комсомольская правда - Воронеж, 2 апреля 2015 года.