Воронеж. 22.05.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Времена, когда будущее было «далеким», давно прошли. У каждого сейчас в кармане по гаджету, у многих – сразу несколько. Инновации в тренде, и очередным электронным «чудом» уже никого не удивить. Однако воронежская компания Nettle, кажется, близка к этому. Ее разработка – это уникальная система голографической визуализации, аналогов которой, как утверждает генеральный директор и один из основателей компании Андрей Десятов, нет практически нигде. И слова эти – не пустой звук. Уже пятый год Nettle поставляет свою продукцию ведущим предприятиям страны. В числе заказчиков – Росатом, концерн «Созвездие», московские и питерские девелоперы. О работе компании, географии поставок и ближайших планах Андрей Десятов рассказал в эксклюзивном интервью «Абирегу».
Для справки: система голографической визуализации представляет собой презентационный комплекс в виде горизонтально расположенной панели, изображение на которой зритель рассматривает через специальные 3D-очки. Устройство все время пересчитывает изображение с учетом того, где находится зритель и куда он смотрит. Таким образом, картинка остается объемной для любого угла зрения.
- Давайте начнем с очевидного вопроса: почему компания располагается в Воронеже, а не в столице?
- Во-первых, так сложилось исторически. Основана она была в Воронеже в 2010 году. Во-вторых, здесь достаточно квалифицированных технических кадров для реализации нашего проекта.
- А как же заказчики, столичная инфраструктура?
- Да, основные наши заказчики действительно находятся в Москве. Воронежских по пальцам можно пересчитать. Поэтому на данный момент у нас уже есть запущенный и функционирующий шоу-рум в столице, куда мы приглашаем наших клиентов. Однако все, что относится к разработке и производству, останется в Воронеже. Здесь собрана сложившаяся команда, переезд которой в Москву столкнется с трудностями и кажется нам нецелесообразным.
Что касается инфраструктуры. География наших заказов и поставок достаточно широка. Но проблем с логистикой не возникает. Даже из-за рубежа комплектующие приходят в течение недели. Другой разговор пойдет, когда мы наладим массовое производство. Тогда можно будет переносить его в Китай, например.
- Это реальная перспектива?
- Да, в течение нескольких месяцев мы планируем запускать новую линейку. Если сейчас наша продукция рассчитана на b2b-сегмент, то новая линейка будет ориентирована на массового потребителя. А там и масштабы производства другие. Партии будут большие, поэтому нет особого смысла везти комплектующие из Китая в Россию на сборку – можно сразу организовать там полный цикл производства.
- Что за новый продукт, если не секрет?
- Подробностей мы пока не раскрываем. В двух словах: хотим привнести виртуальную реальность в каждый дом.
- Хорошо, тогда расскажите о существующей линейке.
- Основной наш продукт – это презентационные столы NettleBox. С их помощью можно создать голографический макет любого объекта. Например, жилого квартала (в строительном секторе у нас больше всего заказчиков). Макет позволяет увидеть квартал как будто вживую: показать общую территорию, территорию внутри жилых домов, инфраструктуру. Более того, он позволяет оказаться внутри строений, оценить планировку, вид из окна.
Второй продукт – это решение NettleDesk для образования. Как школьного и вузовского, так и корпоративного. С его помощью можно переводить учебные программы в голографический формат. Например, показывать работу механизмов, процесс деления клеток.
- Насколько я понимаю, вы не только производите само оборудование, но и занимаетесь созданием этих визуальных макетов?
- В большинстве случаев так и происходит. Мы поставляем презентационный стол вместе с готовой презентацией. Однако есть и другие варианты. Например, клиенты могут покупать только оборудование, а программное обеспечение писать самостоятельно или с привлечением своих партнеров по контенту.
- На какой платформе?
- Сейчас наиболее распространенная платформа для интерактивных 3D-презентаций – движок Unity3D.
- Реально сделать такой презентационный стол из обычного монитора?
- Чтобы реализовать технологию в приемлемом качестве недостаточно оборудования общего назначения. Нужна специализированная электроника, которая решает задачу на аппаратном уровне. Чтобы, например, при просмотре не возникало зрительного дискомфорта, тошноты.
- То есть вы ее сами производите?
- Вся электроники разработана и производится нами. Какие-то компоненты заказываем в Америке, Китае, Германии. Конечная сборка происходит также в Воронеже.
- Почему заказываете за рубежом? Качество лучше?
- В России нужные компоненты отсутствуют как таковые.
- Какова же себестоимость одного такого стола?
- Эту информацию мы не раскрываем. Конечная стоимость – от 1,25 до 1,95 млн рублей, в зависимости от диагонали. Она, соответственно, бывает 50 и 65 дюймов.
- А если говорить о конечном продукте вместе с проектом, сколько будет стоить?
- Зависит от технического задания. По жилым комплексам мы уже выработали определенную линейку ценообразования от 300 тыс. до 2 млн рублей. А вот стоимость нетипичных проектов зависит от уровня сложности. Например, знаковым для нас стал макет Нововоронежской АЭС. Это не просто макет здания, а комплексная проработка технологического оборудования. От стержней реактора и работы турбины в разрезе до линий электропередач и пожарных лестниц. Люди из отрасли удивляются, насколько все детализированно сделано.
- Насколько я понял, основными заказчиками являются девелоперы?
- Я бы перечислял в таком порядке: девелоперы, нефтегазовая отрасль и энергетика, военно-промышленный комплекс. Основные заказчики – те, кто хочет отобразить в том или ином виде не просто картонный, гипсовый или другой физический макет, а такой, чтобы можно было изменить масштаб, приблизиться к объекту, посмотреть с высоты птичьего полета.
Военные, например, не могут всю технику на выставку привести. Танк, условно говоря, не потащишь. А мы можем сделать его в виде голографического макета: с анимацией работы двигателя, башни, посадкой членов экипажа. Все анимировано, все в разрезе, 360 градусов.
- Самых крупных заказчиков назовите.
- Если по девелоперам, то это в основном Москва и Питер: «Галс-Девелопмент», «Пионер». В Екатеринбурге – «Форум-групп», крупнейший застройщик региона. В нефтегазовой отрасли – воронежский «Газпроектинжиниринг». Реализовали для них несколько проектов, на выставку «Нефтегаз» с ними ездили. Из «оборонки» - концерн «Созвездие». Будем участвовать в выставках «Атомэкспо-2015» и «Армия-2015».
- А какие интересные есть заказы? Может, необычные?
- Работаем с правительством Москвы – это действительно интересная тема. Поставляем туда столы для Московской государственной экспертизы. У них сейчас идея появилась: девелоперы должны представлять проект не в виде обычных макетов, а в виде виртуальных – под наш стол.
- То есть они хотят использовать ваш стол для технической экспертизы?
- Да, чтобы все проходило именно в таком формате. Удобно же. Однако это пока только на уровне пилотного проекта.
- Сколько за все время уже заказов реализовано? Сотня есть?
- Пока счет идет на десятки. Но сейчас заказчики стали появляться все быстрее. Сказывается портфолио.
- Сколько примерно времени проходит с момента заказа до момента реализации продукта?
- Больше всего времени уходит на организационные моменты, на подписание договора. Основные заказчики у нас крупные, поэтому процессы проведение конкурса, если это государственные структуры, согласования – дело нескорое. Сроки поставки и самой реализации уходят на второй план. В среднем наша часть занимает около месяца-двух.
- А зарубежные заказчики есть?
- Да, в Америку делали поставку. Но только стол, без макета. Они там сами программисты, заинтересовались нашей разработкой, купили. В Турции сейчас появился заказчик. Как раз для этого недавно сертифицировали нашу разработку по международным стандартам. В 2015 году поставим туда четыре стола. Для австралийского заказчика уже стол на финальной стадии собираем. Через неделю полетит туда. Плюс прорабатываем клиентов из Эмиратов, Дубая. Пока договор не подписали, но довольно большой путь в эту сторону с ними прошли.
- Если не секрет, каков примерно годовой оборот?
- По предыдущему году около 30 млн было. Но сейчас мы надеемся на большее. Усиливаем отдел продаж.
- Звучит неплохо. Как скоро стартап вышел на окупаемость?
- Компания развивалась без внешних инвестиций. На всех этапах она была самоокупаема, все деньги, которые приносила, вкладывались в дальнейшее развитие. Были еще государственные средства – гранты, призовые от участия в инновационных конкурсах.
- Какие самые важные гранты были?
- На заре нам помог известный фонд Бортника. Получили миллион. От Воронежской области грант был. От Минэкономразвития. В сумме несколько миллионов.
- Сколько сейчас работает на вас сотрудников?
- 18 человек. Есть те, кто за разработку электроники отвечает, за сборку, производство. Есть программисты и специалисты по 3D-моделированию – разрабатывают контент под наши системы.
- Два слова по поводу уникальности. Неужели ваша разработка – первая в мире подобного типа? Как-то не верится.
- Нет, конечно, сам принцип появился задолго до нас. Но одно дело придумать идею, а другое – реализовать ее. Причем в случае с визуальными технологиями если реализация недостаточно качественная, то она не имеет смысла. Согласитесь, что если у зрителя кружится голова и двоится в глазах, то такое решение нельзя назвать промышленным продуктом. Мы применяем принципиально новые алгоритмы позиционирования зрителя и создаем действительно качественный эффект голограммы, достичь которого до нас не удалось никому. Можно сравнить с популярными сейчас очками Oculus Rift. Чем они хороши? Сам принцип таких очков был разработан еще чуть ли не 30 лет назад. Но воплотить его в жизнь в приемлемом качестве и ценовом диапазоне смогли только сейчас.
- Получается, лучшие голографические столы делают у нас в Воронеже?
- Да, несомненно.
- Не лукавите?
- Ничуть.