Светлана Васильковская
Лизинг – удобный финансовый инструмент для приобретения основных средств производства. И на сегодняшний день довольно популярный. Правда, повышение ключевой ставки ЦБ в конце прошлого года не прошло для рынка лизинговых услуг незаметно, ведь деньги на покупку техники и оборудования для своего клиента лизинговая компания занимает в банке. А предшествующий этому событию резкий рост курсов иностранных валют привел к тому, что импортную технику и оборудование приобретать стало просто невыгодно. Мы собрали участников рынка лизинговых услуг за одним столом, чтобы узнать, как сильно декабрьские перемены в экономике повлияли на их работу и что они переживают сейчас.
Сплошной туман
Как и в банковской сфере, на рынке лизинга в декабре царила полная неопределенность, которая в той или иной мере отразилась на всех его игроках. Директор регионального подразделения «ВЭБ-лизинг» Карина Смагина отмечает, что на работу ее компании повышение ключевой ставки повлияло не так сильно, как могло бы, поскольку ВЭБ-лизинг входит в госкорпорацию Внешэкономбанка и пользуется его поддержкой. Тем не менее, по ее словам, в декабре-январе ситуация была «совершенно непонятная, никто не принимал важных решений, все ждали прояснения». Генеральный директор региональной лизинговой компании ООО «БелФин» Елена Ткачева уверяет, что и в феврале картина была не лучше, и только в марте на рынке началось оживление.
- В принципе мы финансировали сделки до самого конца года, – говорит Елена. – Некоторые банки прекратили финансирование, но другие продолжали работать. Однако мы столкнулись с поднятием ставок по действующим кредитам, в том числе по заключенным в 2009-2010 годах, и, следовательно, были вынуждены повысить стоимость своих услуг. К счастью, наши клиенты отнеслись к этому с пониманием.
Лизинговые компании оказались меж двух огней: с одной стороны, деньги им стали обходиться дороже, а с другой, перекладывание этих расходов на бизнес могло привести к росту дебиторской задолженности, которая в условиях рецессии и без того нарастает как снежный ком. Такое развитие событий не нужно никому, поэтому лизингодатели в меру своих возможностей пытаются сохранить качество портфеля и берут на себя часть расходов. Федеральным игрокам это делать проще, а небольшие региональные лизинговые компании оказались в более трудном положении. «БелФин – маленькая компания, и мы не можем взять на себя выросшую банковскую нагрузку за счет своей маржи, – сетует Елена Ткачева. – Только в крайних случаях, если мы понимаем, что клиент не потянет увеличенные ставки, берем часть расходов на себя. У нас во всех контрактах с клиентами прописана возможность снижения ставки, но наши кредиторы не торопятся пересматривать условия договоров, несмотря на то, что ключевая ставка уже несколько раз понижалась».
А вот в группе компаний «Авто-Белогорье», реализующей автомобили, в том числе легкий коммерческий транспорт, вообще предпочли отказаться от продажи в лизинг некоторых позиций. Руководитель корпоративного отдела ГК «Авто-Белогорье» Марина Калашникова рассказала, что еще в феврале ставка удорожания на автомобили марки Ситроен была 20,5%, но с марта они стали продавать их в рассрочку (0% переплаты на срок до трех лет). Конечно, при этом группе компаний пришлось отказаться от части прибыли, но это положительно отразилось на объеме продаж. Юридические лица, желающие приобрести автомобиль в лизинг, стали рассматривать возможность оформления транспортного средства на физ. лицо (сотрудника предприятия) по программе рассрочки. Число желающих купить Ситроен и Рено в рассрочку растет стремительными темпами», – говорит Марина.
Весенняя оттепель
Вместе с весной на рынок лизинговых услуг пришло оживление. «Рынок пробуждается, – заверяет Марина Калашникова. – По лизингу мы работаем с Росбанком, и можем отметить, что в начале 2015 года ставки повышались, а сейчас оптимизировались до значений середины 2014-го. Причем банк не пересчитывал в одностороннем порядке ставки по уже заключенным договорам. Из-за того, что мы ввели программу рассрочки, к нам за лизингом в первом квартале обратилось на 70% меньше клиентов, чем за тот же период 2014 года».
Марина Калашникова отмечает, что покупательная способность наших клиентов возобновилась раньше, а бизнес «только начинает просыпаться». Если по легковому транспорту ГК «Авто-Белогорье» уверенно набирает обороты и уже достигла по объемам продаж уровня прошлого года, то процент закупок коммерческого транспорта заметно ниже, чем в прошлом году. Марина связывает это с тем, что Белгород из транзитного города превратился в «тупиковый», и необходимость, например, в грузоперевозках на Украину и обратно, практически отпала.
Основные партнеры Авто-Белогорья по коммерческому транспорту – агрохолдинги – на протяжении всего времени чувствовали себя неплохо и не сокращали закупок. А вот малый бизнес (небольшие перевозчики, строительные компании) последние приобретения совершал в декабре. Сейчас такие клиенты предпочитают брать транспорт в аренду – это получается выгоднее.
Марина Калашникова обращает внимание на то, что спад продаж был неравномерным для разных брендов. Например, Рено и Лада пользовались стабильным спросом даже зимой, а Ситроен «просел» больше всех. Пришлось принимать срочные меры. Сейчас с учетом всех бонусов – программы утилизации, рассрочки, промоакций – выходит та цена, которая была в ноябре прошлого года. А к середине лета в Авто-Белогорье ждут снижения цен на всю автотехнику.
Слова Марины подтверждает ее коллега, ведущий менеджер компании «Русбизнесавто» Максим Зубков. Он согласен, что бизнес только сейчас начинает представлять себе перспективы текущего года, и свои возможности в связи с этим. Русбизнесавто – один из крупнейших поставщиков грузовых автомобилей, спецтехники, пассажирских автобусов в России. Зубков рассказывает, как менялся спрос на протяжении последних месяцев: «Основной пик продаж был в конце года. В первом квартале наблюдался застой, но во втором на стоянке в Белгороде началось оживление. В начале года были активны перевозчики – кто-то становился на маршрут, кто-то замещал старую технику. Сейчас более востребована спецтехника – карьерная, землеройная, дорожная. А вот на тягачи такого спроса, как раньше, нет. Я думаю, это во многом связано с тем, что закрылась граница, и с тем, что импортные тягачи (а именно их предпочитал покупатель) резко подорожали».
Максим Зубков отмечает, что техника, приобретенная компанией до начала года, практически распродана. В наличии на стоянках компании «Русбизнесавто» более 3 тысяч единиц. Да, относительно прошлого года продажи коммерческого транспорта сократились примерно на четверть, но доля лизинговых сделок остается неизменной и занимает около 40% от общего объема продаж.
Мобилизация сил
По мере роста финансовой нагрузки на бизнес росли и риски лизинговых компаний. Несмотря на то, что по условиям договора предметом лизинга фактически владеет лизинговая компания, дефолт клиента ей так же неинтересен, как и банкам банкротство заемщика. Ведь если компания по каким-либо причинам не платит и не способна выкупить предмет лизинга, лизингодатель должен его изъять и реализовать, чтобы расплатиться со своими кредиторами. И если автомобили и спецтехнику еще как-то можно продать, то специфическое оборудование – это самый что ни на есть неликвид. Поэтому лизинговые компании стараются максимально себя обезопасить, как правило, за счет высокого авансового платежа. Например, ВЭБ-лизинг проводит сделки с покупкой оборудования при условии 40-процентной предоплаты.
А вот для компании «БелФин» покупка оборудования – почти специализация, и в этом заключается ее конкурентное преимущество перед федералами. Благодаря территориальной близости к бизнесу клиента и индивидуальному подходу к оценке его финансовой устойчивости БелФин снижает свои риски и может предложить более интересные условия, и в частности, авансовый платеж от 30%. При этом Елена Ткачева отмечает, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, клиенты компании справляются со своими обязательствами. «Мы работаем со своей дебиторской задолженностью, следим за тем, как себя чувствуют наши клиенты. И если видим, что дела совсем плохи, реструктурируем долг или изымаем предмет лизинга и реализовываем его. Нам удается контролировать свою дебиторскую задолженность. Сейчас доля просроченной не превышает 1%», – говорит Елена Ткачева.
Еще один способ минимизации рисков – работа с проверенными клиентами либо компаниями, давно работающими в своей сфере. Как признались наши эксперты, стартапам и молодым компаниям сейчас нереально приобрести что-либо в лизинг. И конечно, услуги лизинговых компаний стали дороже. По словам Карины Смагиной, в компании ВЭБ-лизинг ставки среднегодового удорожания выросли, но росли они в разных сегментах неравномерно. Если для легковых автомобилей ставка составляет в среднем от 0 до 10%, по грузовым автомобилям и спецтехнике она выросла незначительно за счет скидок продавцов: с 10% до 15%, то удорожание оборудования сейчас превышает 20%.
Тем не менее, это не привело к росту числа должников. «Мы еще в 2014 году понимали, что в конце года что-то будет, и готовились к этому заранее, работали над улучшением качества портфеля. Поэтому на сегодняшний день у нас нет дебиторской задолженности, – поясняет Карина. – Наши клиенты – это либо малый бизнес, либо крупные холдинги. Крупный бизнес всегда исправно платит. Небольшим компаниям, которые не могут платить, мы предлагаем реструктуризацию долга либо выкуп предмета лизинга».
Представители лизинговых компаний рассказали, что для лизингополучателей уже много лет действует программа областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. По словам Елены Ткачевой, предприниматель может возместить до 10 млн рублей авансового платежа (за вычетом НДС), уплаченного им по договору финансовой аренды любых основных средств производства, кроме легкового транспорта. Она подчеркнула, что фонд активно сотрудничает по этому направлению с лизинговыми компаниями в регионе.
Кроме того, Минпромторг с апреля запустил программу льготного лизинга. По этой программе можно возместить до 500 тыс рублей по уплаченному авансовому платежу, но не более 5 млн рублей на одного лизингополучателя. При этом предметом лизинга могут выступать новые автомобили отечественного производства (легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт массой до 3,5 тонн) или собранные на территории России. Сейчас определяется список поставщиков и VIN-номеров автомобилей, попадающих под действие программы. Программа будет распространяться на автомобили, которые были приобретены лизинговой компанией в 2015 году и переданы до 1 декабря 2015 года по договору финансовой аренды на срок не менее одного года и при условии авансового платежа не менее 10% от первоначальной стоимости авто. Эта мера призвана поддержать не только отечественных автопроизводителей, но и лизинговые компании.
Подводя итоги встречи, можно сказать, что самые сложные времена для лизинговых компаний остались позади. Им удалось пережить шторм с минимальными потерями, и в будущее они смотрят с оптимизмом. Впрочем, иного выбора у них нет. Как метко подметили наши эксперты, пессимисту в российском бизнесе делать нечего.
Белгородский бизнес-класс, Май 2015, 2015
Белгородский бизнес-класс // Горизонт проясняется
04.06.2015, 15:59
Светлана ВасильковскаяЛизинг - удобный финансовый инструмент для приобретения основных средств производства. И на сегодняшний день довольно популярный. Правда, повышение ключевой ставки ЦБ в конце прошлого года не прошло для рынка лизинговых услуг незаметно, ведь деньги на покупку техники и оборудования для своего клиента лизинговая компания занимает в банке. А предшествующий этому событию резкий рост курсов иностранных валют привел к тому, что импортную технику и оборудование приобретать стало просто невыгодно.
Комментарии 0
Самое читаемое