Воронеж. 24.07.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Светская хроника - 25 июля Василию Шукшину – 80. Кто-то написал на одном из форумов: «С днюхой тебя, Василий!». Не думаю, что это пошлая фамильярность. Скорее - сожаление о невосполнимом и желание сократить расстояние между душами – его, находящейся в ином мире, и собственной, все еще принимающей на себя удар своего времени и обстоятельств. А обстоятельства, как известно, порой сильнее нас.
Шукшину это тоже было известно. Потому что обстоятельства (в лице руководства столичного кинопроката) не позволили ему показать его первый полнометражный фильм «Живет такой парень» столичному зрителю. Причиной было названо «мелкотемье». Но, как говорится, «не было бы счастья… - да несчастье помогло» Воронежу стать городом премьеры этой ленты и, что называется, отправить её «в долгое плаванье».
Известный кинокритик и кинодраматург, доктор искусствоведения Георгий Капралов описал это в своих воспоминаниях: «Надо было как-то поддержать талантливый режиссерский дебют… Вместе с корреспондентом “Правды” в Воронеже Николаем Печерским и при поддержке Союза журналистов, в котором я тогда возглавлял секцию критиков театра и кино, мы устроили выезд съемочной группы картины в этот город, на завод синтетического каучука.
Поехал и Василий Макарович. Он очень волновался за судьбу своего детища, и мы с ним, оказавшись в одном купе, проговорили об этом всю ночь. У него ходили желваки, когда он поминал цензоров и редакторов, которые требовали, чтобы герои литературы и кино действовали по их, редакторской, указке. Вот он и назвал свою картину полемически - “Живет такой парень”.
А потом на заводе Василий Макарович даже побледнел от волнения, когда надо было выходить на сцену после просмотра картины. Но обсуждение прошло оживленно и доброжелательно, хотя некоторые из выступавших тоже недоумевали: какой, мол, герой этот Пашка Колокольников - положительный или отрицательный?..
Через несколько дней в “Правде” был опубликован материал о том, как смотрел и обсуждал коллектив воронежского завода новый фильм Василия Шукшина.
Картине открывалась дорога на экран…». В том же 1964 го¬ду на Международном кинофестивале в Венеции фильм «Живет такой парень» получил Гран-при среди произведений для молодежи, а на I Всесо¬юзном кинофестивале в Ленинграде – премию «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение».
А спустя 40 лет на здании воронежского Дворца культуры завода СК имени Кирова открылась мемориальная доска. Автором проекта стал наш земляк, художник и скульптор Александр Соломин. Доску изготовили из привезенного с Украины камня гарбо. На ней запечатлены два фрагмента: портрет Василия Макаровича на фоне Чуйского тракта, потому что этой панорамой начинался и заканчи¬вался фильм, и - памятная надпись: «В мае 1964 года в этом Дворце культуры Василий Макарович Шукшин впервые представил зрителям свой фильм «Живет такой парень». Тогда из Москвы приехала писательница и кинодраматург Ирина Рокша, жена художника-постановщика фильма "Живет такой парень" Юрия Рокши, тоже близко знавшая Шукшина: «Часто в Москве подобные мероприятия проходят скромно, при небольшом стечении народа. А здесь такая огро¬мная и прекрасная аудитория. Я уверена, что душа Василия Макаровича сегодня с нами», - сказала она. Тогда же Ирина привезла в Воронеж и представила читателям свой роман о Шукшине "Голубочек мой ясный".
В том же 2004 году один из старейших в России любительских театров – Никольский ( в Верхнехавском районе Воронежской области), показал свой новый премьерный спектакль, созданный по двум рассказам Василия Шукшина: «Микроскоп» и «Билетик на второй сеанс». «Актерский состав труппы отличился в игре на сцене великолепной ансамблевостью, - писала тогда «Коммуна», - актеры попытались в целости и сохранности донести до зрителей неповторимую шукшинскую интонацию и глубокую философию «маленьких» людей».
Кстати, есть в Воронеже и улица Василия Шукшина – в Коминтерновском районе. 80-летие «жителя с вечной пропиской» здесь отметят отдельно. Кинокритик Георгий Капралов писал: «Внезапная смерть многим казалась почти необъяснимой. И немало фантастических слухов заклубилось вокруг нее. Говорили даже, что Шукшина отравили.
Но зачем яд, если, как установило вскрытие, сердце 40-летнего человека было так изношено, что врач был поражен: как вообще можно было жить с таким сердцем?
Шукшин был изранен в непрерывных борениях за свое право художника творить по законам, им самим над собою признанным. Однако это право тогда было для одних неприемлемо, а для других просто неведомо».
Но еще задолго до своей смерти, не догадываясь о предстоящей борьбе за собственное право, Шукшин побывал в Воронеже в первый раз – на съемках приключенческо¬го фильма «Золотой эшелон» в 1959 году, где он исполнял одну из главных ролей. С тех пор его ЗОЛОТОЙ ЭШЕЛОН все время идет в одном направлении, и все время – через наш город.