28 ноября 2024, 11:32
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Воронежские вузы начинают управлять проектами

28.08.2015 11:31
Автор:
Аналитика - Проектное управление - понятие относительно новое для России. Другими словами, если всего несколько лет назад о проектном подходе в ведении бизнеса и в госучреждениях только слышали, то на сегодняшний день проектная практика начинает внедряться и в регионах, в том числе в Воронежской области. И несмотря на то что в структуре управления воронежских властей к проектному управлению пока пристально присматриваются, местный бизнес уже активно перенимает модную тенденцию и пробует управлять проектами на практике.

Воронеж. 28.08.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Проектное управление – понятие относительно новое для России. Другими словами, если всего несколько лет назад о проектном подходе в ведении бизнеса и в госучреждениях только слышали, то на сегодняшний день проектная практика начинает внедряться и в регионах, в том числе в Воронежской области. И несмотря на то что в структуре управления воронежских властей к проектному управлению пока пристально присматриваются, местный бизнес уже активно перенимает модную тенденцию и пробует управлять проектами на практике. Вслед за бизнесом к необходимости перехода на проектно-целевой подход в управлении пришли и вузы.

В мае 2015 года правительством РФ была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, согласно которой российские вузы должны отойти от стандартного программно-целевого подхода к управлению, который являлся ключевым в предыдущей программе на 2011-2015 годы. Теперь в основу управления как федеральные, так и региональные вузы должны положить проектно-целевой подход. Другими словами, руководство каждого вуза должно разделить всю рабочую деятельность учреждения на определенные проекты и закрепить за каждым из них ответственного – проректора, который теперь вправе называться трендовым на сегодня сочетанием слов «топ-менеджер».

Так каким таким проектом будет руководить новоиспеченный топ-менеджер? Здесь каждый вуз определяется сам с учетом наработанного ранее опыта, а также проблем, которые как раз призвано решить проектное управление. Проектом может выступить, например, открытие на базе университета исследовательского центра или внедрение в вузе электронного документооборота. В целом проекты могут быть как глобальными, так и менее масштабными, главное – они должны охватывать всю деятельность вуза.

По мнению федеральных властей, подобный подход повысит рабочую мотивацию, а также личную ответственность сотрудников вузов, что в целом приведет к повышению качества образования.

Напрашивается вопрос: подобная смена системы управления в вузах – формальная, так сказать, дань моде или же предполагает реальный эффект? И как прошлым проректорам и нынешним топ-менеджерам управлять вузовскими проектами на практике?

По мнению вице-президента ассоциации управления проектами «СОВНЕТ» Александра Калтыкова, на практике любой руководитель высшего звена (в том числе проректор) управляет проектами – ежедневно ставит задачи и контролирует их выполнение. Другой вопрос, есть ли у управленца понимание, к чему относится та или иная поставленная им задача – к поддержанию текущих отлаженных процессов или к глобальным изменениям. А понимание все-таки быть должно, так как его отсутствие мешает совершенствовать два отличных друг от друга вида управления – процессное и проектное.

Что касается необходимости наличия образования в сфере управления проектами для каждого проректора российских вузов, то здесь, как считает Александр Калтыков, ситуация неоднозначная. «Не каждый проект нуждается в обязательном применении всех положений международных стандартов. Но зато те, которые действительно нуждаются, могут сильно пострадать», - поясняет господин Калтыков. Таким образом, базовые навыки проектной практики нынешним топ-менеджерам российских вузов лишними не будут.

К числу обязательных процедур, которые должен пройти каждый вуз на пути к управлению проектами, Александр Калтыков отнес составление по каждому проекту календарного план работ, определение бюджета, а также составление реестра рисков. «Одно дело – предусмотреть наиболее благоприятный ход событий и совсем другое – выявить все возможные отклонения и программы действий при них. А ведь под все такие отклонения и реагирования на них надо заранее предусмотреть ресурсы в бюджете», - отметил Александр Калтыков.

В Центральном Черноземье первым региональным вузом, освоившим практику проектного управления, стал Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»). В 2010 году на базе НИУ «БелГУ» было организовано обучение представителей органов власти, а уже с 2013 года вуз начал обучать всех желающих такому ремеслу, как управление проектами. При этом данная практика активно внедряется и в управлении самим вузом. В текущем году НИУ «БелГУ» завершает программу подготовки собственного административного персонала и профессорско-преподавательских кадров в области проектного управления и уже может похвастаться успешно реализованными проектами, в числе которых – повышение эффективности профориентационной работы средствами современных технологий, а также проект по организации языковой стажировки.

В Воронеже первопроходцем в данной области стал Воронежский государственный университет. В прошлом году вуз запустил пилотный проект по внедрению проектной практики. По словам ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого, перед проректорами была поставлена задача разработать ряд актуальных проектов, который бы позволял аккумулировать ограниченные человеческие, финансовые и временные ресурсы для того, чтобы получить положительные результаты на стратегически приоритетных направлениях развития университета.

В результате из всего объема инициированных проектов не отдельными мерами для решения локальных вопросов в области образования, науки, международной деятельности, а проектами как таковыми можно было считать меньше половины. По словам Дмитрия Ендовицкого, не все проректоры, которые курировали проекты, смогли получить ожидаемый результат.

«Полученные результаты убедили меня в том, что мы на верном пути и наши университетские топ-менеджеры должны получить дополнительное образование и, самое главное, опыт проектной работы», - рассказа господин Ендовицкий.

На сегодняшний день проректоры ВГУ проходят обучение в области проектного менеджмента в Высшей школе экономики и других российских вузах. К слову, сам ректор ВГУ за курсом «Проектный менеджмент» отправился в школу управления «Сколково», где прошел годовое обучение.

На данный момент с учетом ошибок прошлого в ВГУ уже разработана новая карта проектов на 2015-2016 годы. В нее вошли проекты прошлого года (так как временной горизонт реализации проекта далеко не всегда находится в пределах одного года), а также новые. В сумме набралось 35 проектов, при этом, что немаловажно, в большинстве оценены риски и просчитана финансовая составляющая их реализации.

Таким образом, говорить о том, что региональные вузы осилили практику проектного управления пока еще рано, так как сам процесс внедрения нельзя осуществить сиюминутно, а эффект от него отслеживается не одним месяцем. Кроме того, внедрение любого рода инноваций всегда требует затрат – как денежных, так и временных. Но начало положено, и Воронеж уже подхватил эту проектную эстафету и теперь, по словам Дмитрия Ендовицкого, улучшится мотивационный механизм сотрудников и студентов университетов, которые увидят, в какую проектную работу они могут быть вовлечены. «Это уже конкретная интересная работа на конкретный результат», - резюмировал господин Ендовицкий.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 2