Воронеж. 02.09.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Российский банковский сектор переживает настоящую «перестройку». Центробанк продолжает «чистку», в этот раз подобравшись даже к топ-50 банковского рейтинга. О том, что ждет рынок до конца текущего года и насколько затянувшимся окажется кризис, рассказал директор регионального центра «Центральный» АО «Райффайзенбанк» Шухрат Собиров.
- Шухрат, банковский рынок, на ваш взгляд, уже отошел от шоковых явлений конца прошлого года?
- На сегодняшний день ситуация стала более стабильной. Острая фаза турбулентности, пик которой пришелся на «черный вторник» – 16 декабря прошлого года, когда курс валюты перевалил за трехзначную величину, – к счастью, уже пройдена. Рынок постепенно успокоился, и игроки стали определяться с фокусными направлениями развития бизнеса, сосредоточившись на тех продуктах и направлениях, которые будут прибыльными.
На мой взгляд, довольно позитивно выглядят действия Центробанка по снижению ключевой ставки. Они говорят о том, что регулятор намерен поддерживать экономику.
Текущий кризис – это серьезное испытание как для всей страны в целом, так и для банковской сферы в частности. Вместе с тем сейчас и время новых возможностей. Сегодня многие участники рынка стали искать скрытые резервы для повышения эффективности – сокращать непроизводственные расходы, оптимизировать бизнес-процессы, делая акцент на развитие технологий и качество продукции.
- По данным даже крупнейших банков, корпоративное кредитование по итогам первого и второго кварталов заметно просело. Ситуация со ставками к середине года выправилась, и сейчас где-то предложения даже лучше, чем были до кризиса. Поможет это банковскому рынку хотя бы не упасть в кредитовании по отношении к прошлому году?
- Действительно, на сегодняшний день спрос на корпоративное кредитование со стороны компаний превышает предложение. Более того, мы видим, что многие банки, которые ранее вели рискованную кредитную политику, стали намного более требовательно подходить к оценке рисков, анализу финансового положения потенциальных заемщиков и структурированию сделок, что также не способствует росту кредитования.
По нашим предварительным прогнозам, по итогам 2015 года рост корпоративного портфеля в целом по рынку будет минимальным. При этом многие банки сфокусируются на работе с качественными заемщиками с хорошим кредитным рейтингом.
- Наблюдаете ли вы рост просроченной задолженности в банковском секторе и как обстоит с этим ситуация в Райффайзенбанке?
- Благодаря консервативной и взвешенной бизнес-стратегии нам удается сохранить достаточно низкий уровень «плохих долгов», который в абсолютных показателях соответствует рынку.
Что касается отделений Центральной России, то у нас портфель просроченных кредитов – один из самых невысоких по всей региональной сети.
Если говорить о банковском секторе в целом, то, на мой взгляд, в течение 2015 года просроченная задолженность будет накапливаться. Это связано с тем, что многие игроки занимались рискованным кредитованием, что привело в условиях кризиса к заметному росту проблемных активов.
Однако в перспективе рост просроченной задолженности должен замедлиться, поскольку, повторюсь, в условиях кризиса банки, как правило, оперативно пересматривают свою кредитную политику, делая ее более взвешенной. Это отразится на качестве кредитных портфелей финорганизаций.
- Можно ли говорить о том, что банковскому сектору приходится оптимизироваться и избавляться от неликвидов? В марте текущего года вы объявили о реструктуризации региональной сети, а также уходе с рынка автокредитования…
- Мы провели комплексный анализ по оценке эффективности и роли региональных офисов в общем бизнесе банка. По его результатам было принято решение о закрытии отделений в малоперспективных с точки зрения развития клиентской базы городах.
Что касается автокредитования, то, к сожалению, в текущей ситуации данный сегмент демонстрирует худшую динамику по рынку в целом. По базовому прогнозу компании PricewaterhouseCoopers (PwC), в нынешнем году продажи новых легковых автомобилей без учета легких коммерческих достигнут своего дна, снизившись на 35%, до 1,52 млн штук, относительно результата 2014 года. По мнению аналитиков, продажи автомобилей смогут выйти на докризисный уровень лишь через пять лет. В связи с этим сегодня мы не считаем целесообразным продолжать развивать это направление.
- Банковские аналитики этой весной констатировали, что курс рубля является завышенным. Есть понимание того, как будет чувствовать себя национальная валюта до конца года? Прошлогодние события могут повториться?
- В текущей ситуации самое неблагодарное занятие – делать долгосрочные макроэкономические прогнозы. Очень многое будет зависеть от геополитической ситуации и действий ЦБ. В то же время я думаю, что декабрь прошлого года стал очень хорошим уроком для нашей банковской системы и регулятор предпримет все меры, чтобы подобная ситуация не повторилась.
- Вы хорошо знаете экономику изнутри. Как западные санкции отразились – или еще отразятся – на отечественной экономике и бизнесе?
- Действительно, геополитическая нестабильность не могла не сказаться на отечественных компаниях. Многие были вынуждены заморозить крупные инвестиционные проекты. Особенно непросто приходится тем, кто делал ставку на импорт, ведь рынок не позволяет заложить курсовые риски в конечную стоимость продукции. В то же время, как и в ситуации с банками, кризис дал компаниям возможность провести переоценку своего бизнеса, в частности, сделать ставку на импортозамещение.
Например, совсем недавно совместно с МСП Банком мы профинансировали компании «Энкор» покупку оборудования для производства полипропиленовых труб и фитингов, полиэтиленовых труб и садовых шлангов из ПВХ. Одна из главных целей этого проекта как раз заключается в снижении зависимости от импорта.
- ЦБ продолжает забирать лицензии у российских банков, в том числе и у тех, кто входил в топ-50. Как вы думаете, когда своеобразная банковская «чистка» закончится?
- Совершенно ясно, что регулятор держит четкий курс на минимизацию отраслевых рисков и повышение стабильности банковского сектора. Отзыв лицензий как раз стал одним из шагов на пути к этой цели. Пока на рынке будут оставаться игроки, чья деятельность не соответствует требованиям законодательства, со стороны Центробанка вряд ли стоит ждать сворачивания намеченной им программы. Одновременно с этим регулятором был инициирован процесс повышения норматива к достаточности капитала и выделения системообразующих банков, список которых был опубликован в июле. Райффайзенбанк вошел в него наряду с такими участниками рынка, как Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, финансовая корпорация «Открытие», Юникредитбанк, Промсвязьбанк, Альфа-банк и Росбанк. Включение в этот пул можно рассматривать как показатель значимости для всей банковской системы России, а также доверия со стороны регулятора.