Воронеж. 04.09.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Гендиректор воронежского молочного холдинга «Молвест» Анатолий Лосев, комментируя в августе прошлого года новость о вводе ответных санкций России Западу, говорил, что за счет них компания увеличит свою долю на рынке. Так и вышло: с того момента «Молвест» вывел на рынок новые продукты. Параллельно идет работа по реализации сельхозпроектов: ситуация в отрасли недавно побудила «Молвест» инвестировать в создание собственных молочных ферм, что позволяет гарантированно получать сырье высшего качества круглогодично. О том, насколько успешно новое начинание, с какими проблемами приходится сталкиваться, рассказал Анатолий Лосев.
– Что сейчас представляет из себя «Молвест»?
– Это группа предприятий, восемь заводов в РФ, из них пять находятся в Воронежской области. Другие заводы расположены в Ульяновске, в Саратове, в Краснодарском крае и еще один – на Украине. Мы выпускаем линейку молочной продукции под локальными и федеральными брендами «Вкуснотеево», «Нежный возраст», «Иван Поддубный», «Волжские просторы», «Фруате». Оборот компании составляет более 14 млрд рублей. Мы сейчас еще развиваем сельхозбизнес, которым мы занимаемся уже три года. Основное направление там – растениеводство и производство молока. Мы сейчас обрабатываем более 50 тыс. га земли в Воронежской области. На сегодня у нас порядка 7 тыс. коров, которые дают молоко. Скоро будет готов еще один молочный комплекс в Аннинском районе, на котором будет доиться более 5 тыс. коров. Это будет самая крупная ферма в регионе.
– Для «Молвеста» это совершенно новое направление работы. Зачем понадобилось его развивать?
– Причин несколько. С одной стороны – нехватка качественного сырья по нормальной цене, которое за счет реализации наших молочных проектов теперь гарантировано в течение всего года. С другой стороны, нас побудили заняться этим делом дотации и преференции, которые мы получаем от области и федерации по программе развития сельского хозяйства. На сегодня мы инвестировали уже порядка 3,5 млрд рублей в сельхозпроекты. Для нас это, конечно, существенная долговая нагрузка, и она даже больше, чем на основном бизнесе. Пока все идет согласно бизнес-плану. Мы понимаем, что это очень длинная цепочка возврата денег. На сегодняшний момент мы – одна из немногих компаний в стране, которая производит продукцию из собственного молока. Мы пошли нестандартными путями: у нас особые виды пород, французская монтбельярд и джерси, которых в России практически ни у кого нет. Нюансы в том, что это коровы с молоком с высоким содержанием белка и жира – очень вкусное и почти концентрированное молоко. В производстве сыра – как раз то, что нужно.
– Как ваши проекты впишутся в проект создания молочного кластера в регионе, так активно продвигаемого губернатором?
– Смысл создания кластера заключается в том, чтобы соединить и синхронизировать усилия всех компаний, задействованных в разных отраслях, от производства кормов и сырья до создания конечного продукта переработки. Например, если потребитель хочет йогурт с высоким содержанием белка, мы должны получить соответствующее молоко. Конечно, создать кластер в одном регионе гораздо сложнее, чем в целом в стране. Но наш пример говорит, что данная идея осуществима.
– Вы, рассказывая о компании, напомнили, что у «Молвеста» есть завод на Украине. Какова сейчас обстановка на предприятии в сложившейся ситуации?
– Непростая. У нас из пяти топ-менеджеров предприятия трое – россияне. Это первая проблема. То есть ты управляешь бизнесом, но всегда боишься за их безопасность в прямом смысле, хотя у них и есть разрешение на работу. Ведь каждое пересечение границы – это небольшой стресс. Что касается бизнеса, все сейчас непредсказуемо. Есть какие-то призрачные надежды, что Украина войдет в каком-либо виде в Евросоюз. Это даст дополнительные возможности для развития бизнеса. С другой стороны, покупательская способность украинского населения сильно уменьшилась и это привело к падению спроса.
– А вот вы себе как сотрудников выбираете? Или вы на таком уровне, когда команда уже сложилась и никого выбирать особо и не приходится?
– Команда на 80% уже сложилась, но всегда есть и движение. И вот здесь приходится поддерживать баланс людей по характеру: обязательно должны быть те, кто двигает и креативит, но их необходимо разбавлять консерваторами. Если все будут такие «оторви и выбрось», мы, скорее всего, уйдем в какие-то неразумные проекты, очень рискованные, и рано или поздно это скажется на устойчивости компании. Другими словами, опираясь на мнение только таких людей, можно выкинуть деньги на неправильный проект. Но в то же время если большинство людей консервативны, компания начнет стагнировать, тормозиться в своем развитии. Большая компания – как корабль, который имеет определенную инерцию, поэтому все изменения должны быть последовательными и в меру быстрыми. С другой стороны, нужен импульс, который постоянно двигал бы корабль. Тем более мы работаем на таком рынке, где есть конечный потребитель, и здесь, по нашему опыту, необходимо мыслить креативно. На сегодня любая компания – это множество людей, выполняющих конкретные функции: снабжение, маркетинг, управление персоналом и другое. Невозможно быть профессионалом в каждой отрасли, поэтому успех зависит от того, насколько слаженна и мотивирована команда.
– При принятии решений на что вы опираетесь? На управленца, который принес вам расчеты? На интуицию? Или еще на что-то?
– При принятии решений я ориентируюсь на мнение специалистов. Только я должен быть убежден в том, что они правы.
– А бывает так, что вы всех выслушали, но приняли кардинально другое решение?
– Редко. Редко, но бывает.
– И, как правило, в точку попадаете?
– Как правило, да.
– Чему вас научила работа руководителя?
– Самое главное, что я имею сейчас, – это внимание к тем людям, с которыми ты работаешь, потому что от их мотивации, желаний и настроения зависит общее дело.