Воронеж. 07.09.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Даже федеральные наблюдатели отмечают, что предвыборная гордумская кампания в Воронеже выделяется среди предыдущих необычайным уровнем негатива. Интрига, по мнению СМИ, была убита еще на стадии праймериз «Единой России». После ситуацию усугубили отказ в регистрации непарламентским партиям и кандидатам, способным составить конкуренцию серьезным политическим фигурам. На фоне этого власти, доселе игнорирующие нарушения, продолжают убеждать избирателей, что воронежская кампания – гладкая и спокойная…
Игры в праймериз
Страсти воронежской кампании в гордуму начались еще на стадии праймериз. Выяснилось, что их итоги (позиционировались как реальный выбор воронежцев) служили лишь ориентиром для окончательного партийного решения. Поиграв в демократию, партия наплевала на народное голосование, вернувшись к старой доброй практике назначений. Агентство национальных новостей (АНН) при этом сделало вывод, что все «нужные» люди из числа проигравших после ручных корректировок прошли дальше, причем оптимальным маршрутом – через одномандатные округа.
Тем не менее «Единая Россия» в этот раз лишилась некоторых действующих депутатов. На вторые сроки не пойдут Леонид Зенищев, отказавшийся комментировать «Абирегу» причины своего решения, и Николай Пигловский, уехавший покорять столицу на новой работе в «РЖД». Эксперты называют «нежелание» первого идти в горпарламент локальным поражением «Родного Воронежа», произошедшим под давлением общественности и региональной власти. В то же время основной костяк этой организации (Сергей Колиух, Сергей Оганезов, Алексей Сергеев) все же уверенно идет на выборы. Наблюдатели отмечают, что закаленная компания единороссов не оставит шансов новой Думе достигнуть серьезных изменений в лицах. А уж в фамилиях – и подавно.
В то же время СМИ отмечают, что сами избиратели более чем прохладно отнеслись к большинству представителей упомянутых «родноворонежцев» – тех самых, которых губернатор называл сообществом политических карликов и «коррупционным клубком». При всех своих депутатских ресурсах в хвосте народных предпочтений остались Вадим Клецов, Сергей Кудрявцев, Александр Чистяков и Сергей Оганезов. И быть бы им не у дел, если бы праймериз не превратились в настоящую профанацию.
А что же народный выбор? А ничего. Целый ряд настоящих победителей праймериз партийное руководство сместило без объяснения причин. Кого-то отправили вместо одномандатного округа в «ссылку» – в партийный список, где шансы на успех в разы меньше, кого-то вообще попросили «уступить лыжню». Например, единоросса Геннадия Иванова за попытку протестовать чуть не исключили из партии, несмотря на огромный перечень заслуг, а того же Алексея Сергеева за те же действия – подгладили по головке.
Таким образом, «Единая Россия», как отмечает АНН, «слила» выборы еще на ранней стадии, несмотря на заявленные намерения следовать народному выбору. Ни в одном регионе России праймериз не отдавались на откуп «кланам» с такой откровенностью.
На финишной прямой
Пройти процедуру регистрации для участия в гордумских выборах удалось только парламентским «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и «Яблоку». Все они были освобождены от обязательного сбора подписей в свою поддержку. Реготделения Партии «Великое Отечество», «Родины», «Патриотов России», «Коммунистов России» не прошли регистрацию из-за брака в подписных листах или из-за их отсутствия в целом. Серьезная цензура, уже «неофициальная», коснулась и некоторых самовыдвиженцев.
Так, в интересную ситуацию попал известный по работе в Воронежской коммунальной палате Владислав Ландсберг. На 10-м округе он должен был помешать «идеальному ходу» действующего депутата «родноворонежца» Сергея Оганезова. Однако избирком заметил в подписях в его поддержку брак и отказал в регистрации. Господин Ландсберг обратился в суд. Избиратели, подписи которых эксперт признал недостоверными, были готовы прийти на заседание и подтвердить, что подписывали бумагу своей рукой. Представители кандидата ходатайствовали об их вызове в качестве свидетелей. Однако судья в удовлетворении отказала, посчитав, что необходимости в этом нет. Естественно, почерковедческая экспертиза была также не назначена. Местные СМИ сделали вывод, что процедуры, которые могли бы пролить свет на ситуацию, доказательством для суда почему-то не явились.
Любопытно, что такого рода «правосудие» обеспечило почти стопроцентную победу господину Оганезову, владельцу алкогольной сети «В десяточку». Мало кто мог так дискредитировать партию власти, как этот авторитетный бизнесмен. Федеральные СМИ замечают, что большая часть ссылок в Интернете на его имя – это обсуждение скандала с обвинением депутата в изнасиловании девушки. На фоне плотного шлейфа скандалов компания «В десяточку» господина Оганезова (по формулировкам СМИ, «спаивающего народ») испытывает очень серьезные проблемы. В арбитражном суде на данный момент находится около полутора десятков исков к компании о взыскании долгов. Общая сумма по ним – более 30 млн рублей без учета требований Сбербанка, который через суд добился недавно ареста части активов компаний, в том числе здания, где большинство из них зарегистрировано.
Как видно, никакие проблемы не помешали господину Оганезову выиграть пресловутые праймериз и уверенно шагать к победному финалу. Кроме того, предвыборная фортуна благоволит Сергею Кудрявцеву, фактическому владельцу ночных клубов «Жара» и Aragona, и скандально известному экс-директору муниципальной «Воронежтеплосети» Алексею Сергееву. Даже у федеральных СМИ в итоге складывается впечатление, что алкоголь, злачные места и разворованная «Теплосеть» – лучшие рекомендации для пропуска на муниципальный политический Олимп.
При этом иногда конкуренция скатывается к более жестким методам. Так, местное региональное отделение КПРФ к сегодняшнему дню потеряло счет правонарушениям в кампании – то кража флагов в Масловке, то отъем агитматериалов у активистов. Самым громким скандалом, впрочем, стал разгром билбордов кандидата от коммунистов Александра Ведруссова. Но реакции от местных властей не последовало.
Это, кстати, является еще одной (и, может быть, самой важной) характерной чертой текущей кампании. Наблюдатели отмечают, что политическая борьба в Воронеже отмечается обетом молчания как ее официальных, так и неофициальных кураторов.