Воронеж. 04.08.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Тема малого бизнеса сегодня является одной из наиболее актуальных и для правительства, и для экономики, и для СМИ. Однако в громкоголосом потоке сообщений и обсуждений зачастую не слышен голос самого малого бизнеса. Как он выживает в непростой экономической ситуации? Каковы насущные проблемы? Есть ли перспективы для развития? Об этом мы решили поговорить с одним из представителей малого бизнеса нашего города, директором архитектурного бюро FREEDOM, членом Союза дизайнеров РФ Александром Зубцовым.
-Как изменилась ситуация за последние полгода в сфере архитектурного дизайна? Каким образом кризис повлиял на работу компании Freedom?
-Зиму дизайнеры пережили с трудом – был настоящий провал на 2-3 месяца, работы вообще почти не было. Сейчас фирмы, которые работают в этой области, чувствуют себя по-разному. Кто-то закрыл офис и работает на дому, встречаясь с клиентами на их территории. Ведь можно раздавать своим сотрудникам задания и контролировать их выполнение просто за стаканом воды в кафе, пользуясь ноутбуком, а связь держать через интернет.
В нашей фирме ситуация более стабильная в основном за счет наличия старых клиентов, с финансированием из госбюджета. Кроме того, начиная с весны, пошли частные заказы на квартиры и коттеджи. В условиях, когда руководители и владельцы предприятий в связи с кризисом сократили свою занятость в бизнесе, они могут позволить себе больше внимания уделить обустройству собственного жилья. Я думаю, просто решили потратить какие-то заначки и прежние накопления на себя любимых. Кто-то хочет строиться на уже имеющемся участке, кто-то доделывает коттеджи и дачи.
А вообще-то, по моему мнению, основная волна кризиса коснется нас в следующем году. Потому что сейчас мы занимаемся квартирами и офисами, которые были сданы еще в 2008-м. Обычно полный цикл работы с объектом растягивается на 1,5-2 года, начиная с архитектурного проекта и заканчивая внутренней отделкой и ландшафтным дизайном. То есть, в этом году мы завершаем цикл, начатый в прошлом. Но число покупаемых и сдаваемых объектов в 2009 году резко сократилось, а значит, уменьшится и количество дизайнерских заказов, особенно дорогих и крупных. Тем более что есть большие проблемы с кредитованием.
-Как изменилась пропорция между корпоративными и частными клиентами?
-Многие фирмы, например, вообще закрыли направление работы с корпоративными клиентами и в основном работают с частными заказчиками. Это и понятно, ведь строительство большого числа коммерческих объектов заморожено. С другой стороны, в нашем бизнесе большинство компаний и дизайнеров-одиночек работают в своих очень узких нишах, имея набор постоянных клиентов. Многие вообще никогда не работали с предприятиями, а только с частниками.
В нашей фирме пропорция практически не изменилась. То есть, нам удалось не потерять корпоративных заказчиков. Практически все они муниципальные или государственные предприятия, поэтому финансирование хотя и уменьшилось, но не прекратилось. Просто заказы стали мельче – реконструкции, перепланировки, улучшения.
-А с муниципальными и госпредприятиями сложно работать?
-С крупными структурами сложности возникают из-за множества согласований и утверждений, но зато это стабильные платежеспособные клиенты. Есть, конечно, и свои «нюансы». Например, сейчас в большинстве случаев нам ставится условие использования отечественных материалов и оборудования (видимо существует разнарядка сверху), иногда даже в ущерб качеству исполнения работ. Вместо того чтобы проложить современный японский кабель, предлагается российский прошлого века – вот и приходится доказывать очевидное.
-Изменились ли цены на услуги дизайнеров? Проводятся ли тендеры на получение заказов?
-Тендеров или конкурсов от местных заказчиков я что-то вообще не припомню. В бюджетной сфере заказы раздаются по своим, и все держится на личных связях. Найти информацию о компаниях, предоставляющих архитектурно-дизайнерские услуги, очень легко, потому что наш круг довольно узок, и все в Воронеже друг друга знают – работает сарафанное радио. Если мы в поселке Малиновка сделали заказчику классный коттедж, и он остался доволен, то в будущем высока вероятность, что соседи-знакомые обратятся к нам за разработкой следующего проекта.
Цены на наши услуги не изменились, но подход к клиентам стал гораздо более гибким – приходится давать скидки. Если заказчик обладает определенной суммой денег, то наша задача вписаться в эту сумму, не теряя в качестве работ.
-А вы можете себе позволить отказаться от заказа, если не нравится клиент?
-Вот я недавно принял решение отказаться от одного частного заказа в элитном поселке. Самое плохое, это когда заказчик вместе с тобою начинает заниматься дизайном, вмешивается в каждую мелочь, постоянно меняет свои решения. И я знаю, что в течение года-двух мне придется терпеть его некомпетентность и сложный характер.
-Какова рентабельность этого бизнеса, если не секрет?
-Никогда не задавался этим вопросом. По моим ощущениям, где-то в районе 20%. Но это с учетом того, что я сам веду основных клиентов и являюсь своего рода «играющим тренером». По большому счету, у меня нет адекватной замены в виде заместителя или какой-то «правой руки». Если мне надо уехать в командировку, то меня заменяет жена.
-Существует ли сейчас кадровая проблема в вашем сегменте?
-Раньше главной проблемой были непомерные зарплатные требования, особенно со стороны начинающих сотрудников. Приходил молодой специалист с минимальным опытом и сразу требовал 20-25 тысяч рублей. Причем, у него были и другие варианты трудоустройства. В тех же проектных институтах, поднявшихся на крупных заказах по деловым и торговым центрам, массовому жилищному строительству, реконструкции промпредприятий, можно было заработать и больше по контракту. Сейчас эти институты испытывают большие финансовые проблемы, поэтому сокращают разбухшие штаты и урезают зарплаты сотрудников. Мы относимся к категории малого бизнеса, в штате – всего около 10 человек, поэтому сокращать особо некого. На нашем сайте постоянно висит вакансия дизайнера-архитектора. Если в прошлом году звонков и присланных резюме по этой вакансии не было вообще, то сейчас обращений довольно много.
-Ваше мнение о выпускниках профильных специальностей?
-Дизайнер – модная профессия, и минимум три воронежских вуза готовят профильных специалистов. Но после 5-6 лет обучения их еще длительное время приходится доучивать и адаптировать к нашим реалиям, потому что, по сути, профильное образование абсолютно оторвано от регионального рынка услуг. В лучшем случае готовят хороших рисовальщиков и графиков. У выпускников отсутствуют необходимые знания по материаловедению, навыки делового общения. Зачастую факс не умеют отправить, а тем более грамотно пообщаться с клиентами, строителями и подрядчиками. Если не ошибаюсь, в Финляндии студенты-дизайнеры год учатся, а год проходят практику в мастерских. У нас летняя практика – это пустая формальность. Кроме того, с переходом на платную систему в вузах ухудшился творческий отбор студентов. Когда-то мы, будучи студентами, спорили, обсуждали проблемы городской архитектуры, что-то доказывали. В нашей профессии должны присутствовать страсть, творческое горение, постоянное генерирование идей. Сейчас преподаватели озабочены зарабатыванием денег, и преподавательская деятельность, к сожалению, уже не является основной. К тому же очень мало ребят, которые хотели бы обрести Наставника, чтобы пройти этап ученичества и перенять богатый опыт. Большинство хочет получить «все и сразу», не прикладывая особых усилий, а так не бывает. Я однозначно рекомендую студентам уже со второго-третьего курса устраиваться на работу в мастерские и бюро, чтобы нарабатывать опыт и «входить в профессию».
-Что можно сказать о городской архитектурной среде? Существует ли генеральный план развития Воронежа?
-Даже если план есть, то реальность пока что имеет с ним мало общего. Нет системного менеджмента и контроля за ситуацией со стороны городских властей. Все базируется на личных связях. Точечная застройка в центре – это инерция 90-х, когда город жил без генплана развития. Профессиональный архитектор, разрабатывая достойный проект, «вписывается» в местную архитектурную среду, но конечный объект может отличаться от спроектированного как небо и земля по самым разным причинам. Профессия архитектора – это искусство возможного.
Все жители города обладают хоть каким-то архитектурным и дизайнерским вкусом. Есть у людей минимальные представления о красоте и стиле. Обыватели идут гулять в центр города, в какие-то одиночные парки, скверы, туда, где им нравится, где есть своя атмосфера, где элементарно ЧИСТО. Но так мало в городе цивильных мест, которые имеют свой оригинальный облик. Наша архитектурная среда вызывает желание работать на благо города больше и лучше – ведь это наш город.
-Каковы сейчас новые тенденции? Меняются ли вкусы людей к лучшему?
-Сегодня в лучшую сторону изменился подход к архитектурному дизайну. Появляются новые интересные решения, используются более технологичные современные материалы. Но что касается жилой недвижимости, то как сдавались раньше пустые коробки с убогой отделкой, так и сейчас мало что поменялось. Окна – из дешевого пластика, никудышная штукатурка, некачественная стяжка, допотопные двери и сантехника. Мы рекомендуем своим заказчикам отказываться от отделки типовых квартир, дабы потом не тратить деньги и время на то, чтобы убирать все это и переделывать заново. Перепланировку тоже лучше провести до сдачи объекта. Очень многие сейчас ужимаются с бюджетами, отказываются от лишних «понтов». Например, покупают мебель и аксессуары в IKEA. Нормальная мебель для нас, но это своего рода «мебельный унисекс» эконом-класса.
Все мы «дети хрущевок». Сейчас мало заказчиков, которые могли бы четко сформулировать стилистическую задачу. Крайне редко люди могут оценить такие стили, как неоклассика, ампир, современный модерн, минимализм и другие. Нужно не просто увидеть современные интерьеры, но и пожить в них, чтобы захотелось чего-то большего, чтобы проявились вкус и стиль. Возможно, через поколение что-то изменится, да и дизайнеры начнут работать лучше и интереснее. Чтобы приблизиться к тем же итальянцам, нужно создать вокруг себя красивую цивилизованную среду. К сожалению, общий культурный уровень населения, особенно молодежи, падает. Культура семьи, культура школы, культура улицы... Псевдоценности общества потребления воздействуют на нас отрицательно.
С другой стороны молодежь быстрее впитывает все новое, она менее консервативна. И согласно социологическим данным все те же неизменные 10-15% элиты, то есть наиболее просвещенных, способных и энергичных продолжают двигать общество вперед, передавая по цепочке накопленные знания и опыт.
Архитектурное бюро FREEDOM было основано в 1996 году. Вид деятельности: архитектурное и дизайн-проектирование.