Воронеж. 07.10.2015. ABIREG.RU – Аналитика – В последнее время налоговые органы в целях борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, а также в целях повышения уровня сбора налоговых платежей (прежде всего НДС) стали активно проверять различные компании.
В первую очередь проходит проверка поставщиков различных товаров и услуг. При проверке может оказаться, что контрагент, поставивший вам, например, стройматериалы или оказавший клиринговые услуги, - это недобросовестный налогоплательщик или попросту компания-«однодневка». В этом случае НДС с суммы сделки, который ваша компания приняла к зачету, будет оспорен, вы не сможете уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму услуг и т.д. То есть, по сути, получается, что налоговые риски в любом случае все на вас как на плательщике за товары/услуги.
Арбитражная практика показывает, что суды зачастую встают на сторону фискальных органов, если налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагентов.
Выдержка из постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»: «…налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей…».
Как же избежать операций с недобросовестными налогоплательщиками и, самое главное, их последствий? По мнению налоговых органов, налогоплательщик должен проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, при этом просто собрать комплект учредительных документов и получить выписку из ЕГРЮЛ недостаточно.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.05.2010 №15658/09, от 05.07.2011 №17545/10 по делу А56-2729/2010 определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.04.2014 №ВАС -3603/14 «…проверка лишь сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о юридическом лице, без проверки сведений, характеризующих его деловую репутацию, а также возможности осуществления реальных хозяйственных операций не свидетельствует о проявлении должной осмотрительности…».
Что в данной ситуации можно сделать? По ФНС РФ: «Каждый налогоплательщик может воспользоваться положением Федерального закона №149 от 27 июля 2006 года и получить открытые и общедоступные сведения о возможном контрагенте, в том числе с использованием сети Интернет на различных государственных порталах (ФНС, Росстат и т.д.)». Далее – самое главное: необходимо проанализировать всю полученную информацию и сделать вывод о возможных налоговых рисках.
Компания Первый БИТ предлагает в рамках сервиса ЛИК:КОНТРАГЕНТ проявлять должную осмотрительность и оценивать налоговые риски, нажав всего одну кнопку. Сервис мгновенно, в режиме реального времени, получает и анализирует информацию из официальных источников (ФНС, Росстат), а с помощью методологии, составленной на основании рекомендаций и требований ФНС, отображает вывод относительно контрагента.
Методика расчета риска:
- осуществляется проверка информации о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- проводится изучение регистрационных данных контрагента (в том числе заявленного основного вида деятельности, статуса компании, даты создания компании, наличие филиалов и представительств, наличие контактных данных и т.д.);
- анализируются финансовые показатели контрагента (при их наличии), а также осуществляется проверка на ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагента за весь период его существования. Рассчитываются коэффициенты основных показателей для оценки финансового состояния контрагента (учитываются выручка, основные средства, запасы, дебиторская/кредиторская задолженность, прибыль (убыток), чистая прибыль (убыток);
- по ФИО руководителя компании контрагента проводится анализ с проверкой его на «массового заявителя», в том числе учитываются ликвидированные компании, где данное лицо могло быть руководителем;
- анализируется заявленный в процессе государственной регистрации юридический адрес контрагента с выявлением его как адреса массовой регистрации.
В результате проведенного анализа и проверки, сервис ЛИК определяет уровень риска при работе с данным контрагентом. Также непосредственно из ЛИК:КОНТРАГЕНТ вы можете получить выписку из ЕГРЮЛ (по данным ФНС РФ) и комплексный отчет, включающий максимальную информацию о контрагенте (по данным ГМЦ Росстата).
ЛИК также даст рекомендации согласно полученному риску в случае необходимости провести дополнительную проверку и обозначит набор необходимых документов и действий в отношении контрагента.
Данный комплекс мер позволит вам четко понимать возможные риски. И дальше уже вам принимать решение, что делать в случае, если контрагент попадает в зону высокого риска.
По крайней мере, имея пакет документов, полученный на контрагента в момент заключения сделки, вы проявили должную осмотрительность, и будет крайне тяжело доказать обратное.
Автоматизируйте вашу деятельность в плане проверки контрагентов и оценки налоговых рисков с помощью ЛИК:КОНТРАГЕНТ. Защитите вашу компанию от возможных налоговых рисков.
Удачи вам и вашему бизнесу!
На правах рекламы