Воронеж. 16.10.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – ЗАО «Острогожсксадпитомник» - крупнейшее предприятие Черноземья по объемам выращивания плодово-ягодных культур. Несмотря на долгий срок окупаемости подобных проектов, компания ежегодно наращивает 25-30% объема производства. Председатель совета директоров ЗАО «Острогожсксадпитомник», депутат Воронежской облдумы Николай Гапоненко с оптимизмом смотрит на перспективы развития сегмента в условиях введенного эмбарго и значительной нехватки отечественных фруктов, впрочем, упоминая необходимость господдержки. О том, какие положительные тенденции наметились за последний год, а также о проблемах на пути развития отечественного производства ягод и фруктов он рассказал «Абирегу».
- После введения продуктового эмбарго на протяжении последнего года очень много говорилось об импортозамещении, и власти обещали оказать помощь аграриям. Вы ощущаете поддержку?
- Безусловно, последний год во многом изменил ситуацию. Значительно увеличилось внимание властей к садоводству для развития импортозамещения. К примеру, сейчас при закладке садов мы получаем компенсацию расходов – 80% из федерального и 14% из областного бюджетов. Таким образом, мы получаем совокупную компенсацию не более 63,4 тыс. рублей за гектар кустарниковых насаждений, не более 235 тыс. рублей за гектар при закладке питомника и не более 273,3 тыс. рублей за гектар интенсивных садов. Кроме того, выделяются средства из федерального бюджета для выкорчевки старых садов, а это очень острая проблема: сейчас приобрести в собственность гектар пашни куда дешевле, чем избавить участок от старых деревьев. На эти цели на один гектар выделяется в пределах 18,19 тыс. рублей из федерального и 3,2 тыс. рублей из областного бюджетов.
- Сбыт всегда был больной темой для производителей плодоовощной продукции. Сейчас, когда количество импорта сократилось и его стоимость возросла, стало ли легче реализовать свою продукцию в регионе местным игрокам?
- Есть серьезная проблема, существующая уже давно в сбыте. Согласно налоговому кодексу, зарубежные поставщики платят 0% НДС, в то время как отечественные производители продуктов питания - 10%. Более того, яблоки вообще не попали в список продуктов питания и облагаются налогом как промышленная продукция. В итоге НДС составляет 18%, и производитель вынужден делать наценку на яблоки на ту же сумму, что он отчислил в бюджет, чтобы покрыть расходы. Получается, что наша отечественная продукция, которая должна быть дешевле, становится едва ли не дороже импортной. Как в таких условиях вытеснить иностранное яблоко с рынка?
Кроме того, сейчас упал спрос – по нашим оценкам, на 25-30%. Связано это с тем, что за год в условиях кризиса потребитель начал экономить на расходах и покупать только продукты первой необходимости, а фрукты не относятся к ним. Впрочем, благодаря сотрудничеству с ритейлерами нам удалось расширить географию поставок и довозить продукцию в те регионы, где вообще нет своего производства (до этого мы работали только с Воронежским рынком). Я уверен, что сокращение спроса – явление временное.
- На ваш взгляд, возможно ли обеспечить рынок Черноземья полностью за счет собственных производителей и сколько для этого понадобится лет?
- В условии поддержки со стороны властей и полной реализации программ в сфере фруктово-ягодного производства мы сможем полностью вытеснить импорт из Черноземья. Но надо отметить, что увеличение производства фруктов – затратный и долгий механизм. Чтобы вырастить саженец, нужно четыре года. После посадки саженца мы сможем получить урожай только на третий год. Итого семь-восемь лет, чтобы вырастить новое поколение плодоносящих деревьев. По нашим расчетам, вытеснить импорт полностью станет возможным не раньше чем через 10 лет. Сократить время возможно, но для этого надо приобретать готовые саженцы. А они есть только импортные, потому что у нас никто не занимается их выращиванием. Мы могли бы заниматься этим, выращивая от 500 тыс. до 1 млн штук ежегодно, но заявок на них нет, кто будет делать заказ за четыре года до поставки? Бизнес в России очень нестабильный, много банкротств.
- Какую продукцию выращивает ваша компания помимо яблок и какие планы у вас на ближайшие годы?
- Мы выращиваем порядка 400-600 тонн земляники, около 500 тонн косточковых, в основном это вишня. В общей сумме мы производим более 12 тыс. тонн фруктов в год и ежегодно наращиваем объемы на 25-30%. Для того чтобы хранить эту продукцию, необходимы современные фруктохранилища. Ведь если яблоко простоит без специализированного хранения два-три дня, то срок его дальнейшего хранения сократиться на 70%. В прошлом году мы установили линию по обработке и упаковке продукции и овощехранилище на 4 тыс. тонн, еще одно планируем построить в ближайший год. Это современные хранилища с регулируемой газовой средой: из камеры выкачивается кислород и углекислый газ, и в воздухе остается 78% азота. Из-за такой нейтральной среды продукты «впадают в спячку», замедляется процесс обмена веществ и сохраняются все полезные вещества.
В перспективе мы рассматриваем вопрос производства малины. Некоторые сорта при механизированной уборке могут давать до 20 тонн с гектара. Сейчас мы подбираем сорт, осенью высадим первый гектар, чтобы проверить, переживет ли растение зиму. В дальнейшем планируем высадить до 30 га, получать порядка 600 тонн малины. Половину можно будет реализовать в сыром виде, а вторую часть подвергать шоковой заморозке. Этот рынок тоже совершенно пустой: сейчас единственный крупный производитель малины – московское ЗАО «Совхоз имени Ленина», но оно производит порядка 2 тыс. тонн, этого недостаточно.