Воронеж. 16.10.2015. ABIREG.RU – В рамках тематической недели, посвященной АПК и перерабатывающей промышленности, «Абирег» собрал мнения экспертов относительно основных проблем, тенденций и перспектив агропромышленного комплекса. О проблеме кадров, фальсификации продуктов, необходимости менять законодательную базу и монополистах рассказал директор компании «Экомилк» Александр Карташов.
- Александр, расскажите, какая на данный момент основная проблема в сфере АПК?
- На сегодняшний момент ключевая проблема в сфере АПК – это проблема кадров. Ее нужно решать сообща и в том числе на государственном уровне. На сегодня коэффициент урбанизации слишком высок, очень мало людей привлекается к работе на селе, мало кто готов идти на серьезный труд, поэтому государство и работодатели должны создать мощную инфраструктуру для такого труда, для жизни на селе.
Конечно, не стоит ожидать сверхвысоких вложений в село в сегодняшний кризисный период, стоит ожидать инициативу от нас, работодателей, от производителей, крупных предприятий. Мы эту инициативу проявляем: сегодня при поддержке частного бизнеса развивается строительство оздоровительных учреждений, дорог, жилой инфраструктуры на селе. Соответственно, все те из нас, кто хочет привлечь специалистов, думают об этом и предпринимают необходимые меры. Конечно, мы бы хотели на сегодня чуть больше поддержки от государства, в том числе информационной. Кроме того, на законодательном уровне можно было бы упростить решение вопроса с субсидиями для сельских жителей – вопроса с «подъемными» средствами для тех, кто привлечен на село и готов жить в сельской местности.
- У нас есть вузы, которые связаны со сферой АПК. Что делают они для подготовки специалистов?
- Безусловно, в университеты нужно вдохнуть жизнь. Здорово, когда человек – хороший теоретик. Еще лучше, когда он еще и хороший практик. Реформа образования в последние годы была направлена на усиление прикладного аспекта в образовании студентов. Мы смотрим на Запад, на ту систему образования, которая отличается практическим уклоном. Оставив лучшее советской системы образования, давайте добавим то, что неплохо работает на Западе, давайте привлекать студентов к обучению на профильных предприятиях в учебный период.
Вдохнуть жизнь в университеты можно через преподавательские составы, их мотивацию. Я считаю, что можно привлекать бизнес для обучения. Мы этим пользуемся, мы приходим в институты, мы находим формат взаимодействия, общения со студентами. Институты открыты к такому взаимодействию, наш родной ВГУ в этом нас всегда поддерживает. Мы можем донести свои позиции до студентов, предложить свой лекционный материал, можем взять студентов на стажировку, заплатив стипендию. Получает преимущество студент – получаем преимущество и мы: в виде новых идей, свежего взгляда на проблему, креатива, что так важно сегодня, и в конечном итоге мы получаем готового к работе специалиста.
- В последнее время особенно остро стоит проблема фальсификата. Как предприятия АПК с этим борются?
- В последние полгода на уровне федерального центра решается вопрос фальсификата. Нам нравится, как эти вопросы решаются. Мы надеемся, что при правильной реализации производители натурального продукта выйдут на первый план, а производители фальсификата – отойдут. Исключительно переводом их в неправовую сферу проблему не решить. Да, законы нужны. Но и сейчас фальсификату на законодательном уровне не место на полках магазинов, но де-факто они присутствуют, и бороться, конкурировать с ними приходится нам. Здесь нужна глубокая проработка вопроса о выявлении нарушений закона. Однако здесь есть и побочный эффект: банально может не хватить продуктов, потому что фальсификат заполняет существенную нишу общего объема рынка. На сегодня по разным оценкам от 60% (максимум) до 30% (минимум) – это фальсификат. Если мы его уберем, у нас просто не хватит настоящего продукта. Конечно, с этим приходится осторожничать, и государственная политика выстроена с оглядкой на эту ситуацию, поскольку дефицит продовольствия ни в коем случае нельзя создавать. Мы знаем, что государство будет предпринимать борьбу в этой области, импортозамещение здесь как нельзя кстати. И конечно, помочь здесь могут два процесса: увеличение объемов продаж производителей натуральной продукции и реальный запрет выхода на рынок для производителей фальсификата и перевод их производства в правовую сферу через обязательное информирование потребителя. Возможно, этими инструментами все компенсировать не удастся. Будет ли восполнен дефицит за счет контрабандных товаров, будет ли он восполнен фальсификатом, более искусно скрытым, который будет тяжелее определить, – мы пока не знаем. Но на первом этапе, если мы затянем гайки по полной программе, некоторый дефицит на рынке может образоваться.
- Какие инструменты господдержки должны применяться в сфере АПК?
- Локализация производств, безусловно, и поддержка местных производителей помогает компаниям на старте. Сейчас основная проблема – это монополизация. И монополисты, естественно, тянут одеяло на себя и вектор развития формируется ими, сколько бы верный или не верный для экономики в целом он ни был. Государство проблему монополии должно решать чуть с большим вниманием – нам этого не хватает.
- А что насчет субсидий?
- Одной лишь проблемой субсидирования не помочь: либо она должна быть в другом масштабе, как на Западе, либо нужно применять и альтернативные механизмы, такие как ценовое регулирование. Решение проблемы транспортных перевозок, логистики, регулировка воздействия внешних рынков. Это то, что часто просят европейские фермеры, мы этого не делаем. Мы привыкли работать в тех условиях, которые есть, а эти условия на сегодня непростые.
Конечно, несмотря на все усилия, которые прилагаются, проблемы до конца не решены. Либо субсидирование должно быть многократно выше — мы видим, что в этом году на поддержку АПК планируется выделение 13 млрд рублей, но если мы посчитаем в масштабах страны и поделим на количество предприятий, то поймем, что это суммы незначительные, на поддержку других секторов экономики зачастую выделяется больше. Отдельные регионы решают вопрос субсидий уверенней, Воронежская область, к примеру, сегодня лучше заботится о своих сельхозпроизводителях, но есть регионы, которые не могут позволить себе и этого. Если посмотрим на Тульскую область, то увидим, что значительная доля пахотных земель на сегодня не обрабатывается. И зачастую заброшенные земли мы с вами можем наблюдать даже вблизи федеральной трассы. Мы понимаем, что это серьезная проблема, и мы понимаем (в рамках вопроса продовольственной безопасности), что у нас в стране до 20% земель остаются не паханы – это ситуация парадоксальная. Что с этим делать? Решать вопрос землепользования. Конечно, думать о земельном законодательстве: исполнительное законодательство в области земли должно быть переведено на другой уровень. Мы должны осваивать все пахотные земли, мы должны осваивать максимум и получать максимум от отрасли АПК. И сегодня, когда наше руководство говорит о многих успехах в сфере сельского хозяйства, а мы говорим о том, что более 100 млн тонн зерна было собрано в этом году, мы, конечно, понимаем, что мы могли бы собрать больше, существенно больше. Не нужно придумывать что-то новое, достаточно навести порядок в том, что есть, в частности, в земельных отношениях.