28 ноября 2024, 10:49
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

На здоровье! Что получит Воронежская область от нового стандарта медицинского образования

09.11.2015 12:39
Автор:
Воронеж. 09.11.2015 Аналитика - В начале сентября текущего года российское медицинское сообщество собралось для обсуждения текущего положения дел в отрасли. В Москве состоялся форум «За качественную и доступную медицину», в рамках которого Общероссийский народный фронт (ОНФ) представил общественный доклад, где говорилось о наиболее острых проблемах в медицине.

Воронеж. 09.11.2015 ABIREG.RU – Аналитика – В начале сентября текущего года российское медицинское сообщество собралось для обсуждения текущего положения дел в отрасли. В Москве состоялся форум «За качественную и доступную медицину», в рамках которого Общероссийский народный фронт (ОНФ) представил общественный доклад, где говорилось о наиболее острых проблемах в медицине. В результате министр здравоохранения России Вероника Скворцова активно комментировала итоги доклада, а в СМИ развернулась дискуссия на извечный российский вопрос «Что делать?».

Болевые точки

Одной из самых важных и заскорузлых проблем, требующих скорейшего решения, по данным ОНФ, - устранение дисбаланса в получении медицинской помощи жителями города и села. Если в крупных и не очень городах население еще имеет возможность получить помощь в относительно удобных условиях и даже выбрать бесплатное или платное медицинское обслуживание, то в небольших муниципальных образованиях зачастую выбора вообще никакого нет.

Глубокому анализу на форуме подверглось и текущее положение подготовки медицинских кадров. В ходе обсуждения некоторые участники форума высказались, что уровень квалификации врачей падает.

Эксперты пришли к выводу, что недостаточное получение студентами практических навыков негативно влияет на уровень диагностической и лечебной работы. В связи с этим особого внимания требует оснащение клинических баз медицинских вузов, которое должно соответствовать современным практикам.

Одной из острых проблем в сфере здравоохранения, беспокоящих население, является нехватка специалистов и их низкая квалификация именно в первичном звене (врачи общих специальностей – терапевты, педиатры и т.д.).

Не обошли в ОНФ и вопрос обучения специалистов, в том числе новых профессий, и переподготовки уже практикующих врачей.

Чем ответит медицина?

Глава Минздрава России Вероника Скворцова, комментируя доклад, признала наличие проблем в российском здравоохранении, но отметила, что не вся критика в адрес ведомства обоснована.

По ее словам, недостатки связаны как с региональной спецификой, так и с системными недоработками. Однако она также заявила, что региональные программы модернизации здравоохранения продолжают выполняться.

Эксперты в медицинской сфере считают, что, прежде чем решать глубокие структурные проблемы в практической части, следует обратить внимание на качество подготовки кадров для медицины. И здесь как раз реформы, причем достаточно революционные, идут уже не первый год, о чем мало говорится в публичном пространстве.

С сентября 2011 года в медицинских вузах страны началось обучение студентов по новому образовательному стандарту.

«Подготовка врача нового поколения станет одним из центральных звеньев программы модернизации здравоохранения», - поясняла несколько лет назад Вероника Скворцова.

Для этой цели в Минздравсоцразвития совместно с Минобрнауки были разработаны и внедрены начиная с 2012 года новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение». По задумке Минздрава, старые форматы подготовки специалистов не позволяли получать полноценный объем практической подготовки во время учебы, также была затруднена работа выпускников вузов на врачебных должностях непосредственно после получения диплома.

Недостаточность профессиональной подготовки приводит к проблемам в кадровом состоянии системы здравоохранения. Среди них – общий дефицит специалистов со средним медицинским образованием и высшим образованием по определенным специальностям, дефицит кадров в первичном звене здравоохранения и т.д.

На устранение перечисленных проблем и ориентирован новый стандарт.

Принципиальным отличием является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения начиная с младших курсов и особенно на старших курсах. Этим обеспечивается готовность выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлинических учреждениях (в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи) в должностях участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога непосредственно после окончания высшего учебного заведения.

Первый выпуск специалистов, подготовленных по новому стандарту, планируется в 2016-2017 годах. Таким образом, с 2017 года отпадет необходимость в интернатуре как в переходном этапе послевузовской подготовки.

Предполагается, что выпускник будет готов к профессиональной деятельности сразу после получения диплома через новую форму допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности – аккредитацию, которая будет являться системой допуска к конкретным видам медицинской деятельности.

Предусмотрен также новый принцип последипломного непрерывного образования, основанный на ранжировании длительности обучения в ординатуре (от двух до пяти лет).

Что будет на местах

По задумке властей, новые принципы подготовки медицинского персонала должны, прежде всего, повысить общий уровень практических навыков.

«Мы не видим особой беды в том, что упраздняется интернатура. Ординатура будет по длительности больше и разная в зависимости от специальности. К тому же при вузах открыты симуляционные центры, где студенты могут отрабатывать практические навыки на манекенах. В усеченном виде подобное оборудование есть в Липецке, а в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, к примеру, можно тренировать будущих врачей по любым специальностям. На симуляторе можно отработать все», - прокомментировала начальник управления здравоохранения Липецкой области Людмила Летникова.

То есть предполагается, что врач будет приходить в больницу не только с теоретическими навыками, но и уже с наработанной практикой. Главная особенность новой подготовки – станет больше врачей общей практики, которые лечат нетяжелых пациентов. При этом по специальностям, где нужны действительно глубокие познания (таким, как кардиохирургия и нейрохирургия), обучение станет более длительным.

«Для терапевтов не будет интернатуры и ординатуры. Весь мир готовит врачей общей практики за четыре года», - уточнила она.

Сейчас существует больший дефицит врачей первичного звена. Как раз их с введением нового стандарта образования и должны получить больницы, в особенности в муниципальных образованиях.

По информации управления здравоохранения Липецкой области, 80% врачей региона – выпускники ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, а 90% обучаются там на курсах повышения квалификации.

Эти данные вполне отражают роль Воронежского государственного медицинского университета в жизни Черноземья и страны на сегодняшний день. Напомним, что, согласно недавним федеральным исследованиям, вуз является одним из лучших в стране по качеству приема и востребованности выпускников в учреждениях здравоохранения.

«По данным соцопросов, 82% респондентов высказались, что в деле лечения и профилактики заболеваний главную роль играет именно профессионализм врача, потом уже называют современное оборудование и организацию, оказывающую помощь», - рассказал ректор ВГМУ Игорь Есауленко.

Он подчеркнул, что вуз готовит врачей общей практики для амбулаторно-клинического звена: «После окончания вуза, проведения аттестации и аккредитационного экзамена специалист получает право осуществлять врачебную деятельность».

Учебная виртуальная клиника, которая действует при воронежском медвузе, позволяет без контакта с пациентом выработать практические компетенции, которыми должен обладать специалист. Общие траты университета в данный проект до конца текущего года составят свыше 90 млн рублей, причем финансирование идет из собственных средств. ВГМУ продолжает вкладываться в закупку оборудования для виртуальной клиники, охватывая все новые направления. Так, в настоящее время происходит закупка высокотехнологичных стоматологических, акушерских и других фантомов.

«Вся эта система направлена на то, чтобы повысить качество образования. А это улучшит профессиональную подготовку специалиста, усилит его мотивацию. Мы стараемся также прививать и культурно-нравственные ценности будущим врачам. Дефицит кадров в поликлиниках будет постепенно решен», - резюмировал господин Есауленко.

По данным департамента здравоохранения Воронежской области, изменения внесут качественные преобразования и в выбор врачами узкой специальности: «Данный порядок послужит укомплектованию первичного звена, так как специалисты после получения диплома будут иметь право на работу в участковой, терапевтической, педиатрической службах. Что также послужит более сознательному выбору дальнейшей узкой специальности».

Руководитель городской больницы скорой помощи №10 (БСМП «Электроника») Михаил Иванов отметил практическую составляющую перемен в подготовке специалистов-врачей: «Симуляционный учебный центр ВГМУ позволяет студентам тренироваться в ситуации, близкой к реальной. Говорят, что наука от практики всегда далека. Но в случае с Воронежской областью все с точностью до наоборот».

Еще одним важным моментом станет развитие уже практикующего врача, в том числе на базе виртуальной клиники Воронежского медуниверситета. Система непрерывного образования включает вузовский этап подготовки, послевузовский и дополнительное профессиональное образование. Согласно внедряемому стандарту, каждый врач должен будет в течение отрезка в пять лет самостоятельно повышать свою квалификацию, а в конце периода сдать аккредитационный экзамен. На нем специалист обязан продемонстрировать свое портфолио, в котором он должен рассказать о тех практиках, которыми он пользовался. При этом исключается некая формальность процесса, которая иногда имела место ранее. Врач должен будет доказать практически на экзамене свои знания, а не просто отсидеть лекции или совершить несколько обходов по больнице.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0