28 ноября 2024, 07:53
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Воронежский облбюджет экономии: как заткнуть все дыры?

24.11.2015 18:24
Автор:
Аналитика - Бюджет Воронежской области на 2016 год формируется только на один год. Отходом от трехлетнего принципа построения главного финансового документа подчеркивается его чрезвычайный характер. Необычность его на этом не заканчивается: сам бюджет впервые за многие годы предусматривает сокращение расходов, в том числе и тех, которые раньше все время только росли. Сократилась доходная часть бюджетной росписи, причем относительно планов прошлого трехлетнего бюджета поступления упали на 2 млрд рублей.

Воронеж. 24.11.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Бюджет Воронежской области на 2016 год формируется только на один год. Отходом от трехлетнего принципа построения главного финансового документа подчеркивается его чрезвычайный характер. Необычность его на этом не заканчивается: сам бюджет впервые за многие годы предусматривает сокращение расходов, в том числе и тех, которые раньше все время только росли.

Сократилась доходная часть бюджетной росписи, причем относительно планов прошлого трехлетнего бюджета поступления упали на 2 млрд рублей. Если же убрать федеральные трансферы, то падение доходов еще более существенное – почти на 3,3 млрд рублей, то есть собственные доходы региона упали приблизительно на 6%. При этом дефицит бюджета составит более 5,6 млрд рублей, в то время как год назад была надежда выйти в 2016 году на почти бездефицитный бюджет (дефицит был запланирован на уровне 200 млн рублей). В текущих условиях надеяться на баланс доходов и расходов не приходится. Соответственно, планируется рост долга региона и расходов на его обслуживание.

Понятно, что в таких условиях говорить о каких-то приоритетах бюджетного процесса не приходится: стоит задача балансировки доходной и расходной частей. Поэтому, даже традиционные борцы за «бюджет развития» в Думе, скорее всего, вынуждены будут согласиться с этими предложениями.

Говоря типичной формулировкой чиновников, «ситуация с бюджетными расходами в 2016 году будет сложной». Формально объем расходов за год сократился всего на 1%, составив 73,748 млрд рублей. Однако нынешний рубль серьезно потерял в весе, так что можно говорить, что реальные расходы снизятся на 12-14%. Разумеется, первыми пошли под нож социальные обязательства, сокращенные по всем направлениям (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт). В каждом конкретном случае сокращение относительно небольшое – несколько процентов, но, повторюсь, с учетом инфляции фактическое падение расходов куда выше. Есть еще один важный нюанс: никто не отменял обязательности исполнения «майских указов» президента. Последние предусматривают рост заработных плат для работников бюджетной сферы. Как это совместить с сокращением расходов – вопрос очень непростой, и ответ на него, думаю, не знают даже сами руководители социального направления.

Относительно нынешнего года существенно (более чем на четверть) должны вырасти расходы на «общегосударственные вопросы» (всего 5,588 млрд рублей); по этой статье проходит, в частности, содержание чиновников. Однако большая часть этого роста - «бумажная», выражена в росте разнообразных резервов. Расходы на содержание структур, обслуживающих органы государственной власти и содействующих исполнению ими государственных функций, планируется сократить. Регулярно появляются и разговоры о сокращении количества региональных чиновников, однако в бюджете данные планы пока не прослеживаются. Увеличиваются и траты на обслуживание муниципального госдолга – с 2,473 млрд рублей до 3,176 млрд рублей. Видимо, наполняемость бюджетов муниципалитетов находится в еще более сложной ситуации, чем даже у региона.

В целом нынешний бюджет больше напоминает попытку латания брешей, и в этом плане программно-целевой подход, на основе которого он составлен, выглядит как некоторое методологическое допущение. Достижение тех амбициозных целей, которые ставят перед областью многочисленные стратегии и программы, при данном финансовом обеспечении вряд ли стоит ожидать.

За последние 10 лет, которые уже сейчас многие ностальгически называют «сытыми», на федеральном, региональном и даже местном уровне создавались десятки программ и стратегий, ставивших очень высокие цели и предусматривавших необходимость освоения астрономических ресурсов. Например, в «Стратегии 2020» указывается, что приоритетами бюджета должны быть: увеличение инвестиций в развитие бизнеса и инновации, а также увеличение расходов на образование, здравоохранение и культуру. Думаю, что все пожелания программных документов невозможно было бы реализовать, даже если бы нефть стоила 200 долларов за баррель, а экономика росла бы процентов на 7 в год. Сытые времена закончились, а весь этот вал программных и стратегических документов никуда не делся и давит на и без того разбалансированный бюджет. С точки зрения управления финансами было бы правильно провести инвентаризацию стратегических документов и оставить для реализации только самое реалистичное и необходимое. Политически такое вряд ли возможно – ну как, например, сказать, что программа развития доступности общественных учреждений для инвалидов не приоритетна? Так что в ближайшее время финансы будут исходить из реальности, а вот стратегии – отрываться все дальше в область нереального.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0