Воронеж. 09.12.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Управление Роспотребнадзора по Воронежской области за последний год не раз уличало некрупных производителей в фальсифицировании продукции, а ритейлеров – в реализации товаров ненадлежащего качества. Впрочем, работа самого ведомства тоже подвергалась критике: Семилукский огнеупорный завод заявлял о чрезмерном «внимании» служб, выражающемся в постоянных проверках, а прокуратура, напротив, о недоработках службы в области защиты прав потребителей в кредитно-банковской сфере. О результатах работы, ходе проверок, а также изменениях в работе за последний год рассказал «Абирегу» руководитель управления Игорь Механтьев.
- В связи с введением новых запретов на продукцию - теперь уже турецкого производства - ожидается ли новая волна попыток провезти запрещенный груз через границу?
- Мы уже долгое время не находим продукцию из стран ЕС или Америки. Полагаю, что поставщики перестали пытаться провезти товары в обход запрета, потому что при обнаружении их будут сразу утилизировать. Однако мы находим в торговых сетях обезличенную продукцию и изымаем ее из оборота. С начала года такой продукции изъято свыше 5 тонн.
- В последнее время как только в России вводится запрет на ввоз продукции из других стран, то именно в этих продуктах обнаруживают опасные для здоровья вещества. Есть ли какое-то указание от правительства подвергать особо тщательным проверкам продукцию каких-либо стран и как часто удается выявить наличие вредных веществ в продукции?
- Подобного указания нет. При проведении исследований на безопасность и качество продукции выявлены пробы, не отвечающие гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в 1% случаев. По санитарно-химическим показателям, таким как нитраты, пестициды, антибиотики, - в 0,08%. Наибольшее количество найденных нами нарушений связано с фальсификацией продукции, оно составляет 5,7%.
- Расскажите, как именно проходят проверки крупных ритейлеров и какие чаще всего выявляются нарушения?
- В основном, конечно, проверки проводятся внеплановые, по заявлению потребителей. Кстати, с начала года в соответствии с измененным законодательством мы можем не уведомлять заранее о начале проведения внеплановой проверки компании, занимающиеся оборотом пищевой продукции. По нашей оценке, именно из-за этих поправок количество выявленных нарушений значительно возросло: компании просто не успевают «подготовиться». Очень часто обнаруживается фальсифицированная продукция - когда информация на упаковке не соответствует данным, полученным лабораторным путем. Кроме того, часто выявляются нарушения при реализации продукции, такие как совместное хранение сырой и готовой продукции, нарушение температурного режима, хранение с истекшими сроками годности. Такие нарушения были выявлены в магазинах сетей «Перекресток», «Тандер», «Корпорация «ГРИНН», «О’кей».
- Как часто крупные ритейлеры оспаривают подобные претензии службы?
- Есть важный нюанс: после выявления нарушения проверяющие решают, кого привлечь к ответственности – руководителей магазина или юридическое лицо. Когда штраф вменяется физлицу, чаще всего никакого обжалования не происходит. А вот юрлицо куда чаще обращается в суд для признания наказания недействительным. Связано это с тем, что головная компания находится не на территории Воронежской области и зачастую не знает об этих нарушениях. В то же время мы используем это как способ изменить ситуацию сразу во всех магазинах сети: когда штраф получает юрлицо, то компания самостоятельно организует внутренние проверки и изменяет ситуацию сразу во всех торговых точках. Штрафы за подобные нарушения на юридических лиц большие, до 1 млн рублей.
- Есть ли какие-то послабления для компаний, которые реализуют крупные инвестпроекты на территории Воронежа?
- Ну какие могут быть послабления? Сами подумайте: мы же надзорный орган, мы должны проверять по каждому обращению. Да и мы, можно сказать, помогаем компаниям. Если мы своевременно не найдем нарушение, то продукт может быть опасным для здоровья потребителей, соответственно, компания получит иск и проблемы с дальнейшей работой. Поэтому наша работа позволяет этого избежать.
- В августе текущего года воронежская прокуратура внесла вам представление в связи с недостаточной работой по защите прав потребителей в кредитно-банковской сфере, поскольку ни одного иска от управления так и не было принято к производству из-за низкого качества оформления. Как изменилась ситуация?
- Потребитель после обращения в Роспотребнадзор может отстаивать свои права двумя способами. Может обращаться в суд самостоятельно, привлекая наше управление для дачи заключения как уполномоченный орган. Второй вариант - когда управление самостоятельно подает в суд от его имени. Но для этого нам нужно согласие потребителя. Также хочу отметить, что это наше право, а не обязанность. Мы рекомендовали потребителям обращаться в суды, но большая часть отказалась, в связи с этим исков было так мало. Исковые заявления нам были возвращены судом в связи с нарушением норм процессуального права. Мы учли все претензии прокуратуры и в текущем году было составлено 17 исков в суды непосредственно от управления и 45 заключений по делам граждан.
- Расскажите, почему некоторые компании не проверяются годами, а другие - едва ли не каждый месяц?
- Согласно законодательству, плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения граждан, каждое из которых обязательно для рассмотрения. И каждая проверка осуществляется только после согласования с прокуратурой. Конечно, бывает и так, что после проведенной проверки не обнаружены нарушения, а гражданин продолжает слать жалобы. Если в его обращениях нет новых доводов для инициирования проверки, мы пользуемся своим правом такую переписку прекратить. Если несколько обращений поступили в службу в одних временных рамках, то мы обобщаем жалобы. Поэтому могу сказать, что служба действует исключительно в соответствии с регламентом.