Воронеж. 10.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Контрольно-счетная палата (КСП) Воронежа в ближайшее время начнет плановую проверку исполнения ООО «РВК-Воронеж» (структура ГК «Росводоканал») условий концессионного соглашения, заключенного с мэрией Воронежа в 2012 году. Результатов этой проверки, пожалуй, очень многие ждут с нетерпением. Очень уж спорным является вопрос пользы присутствия «Росводоканала» в Воронеже. Мало того, многие себя начинают спрашивать, а не навредил ли вообще инвестор и есть ли возможность порвать с ним отношения.
Интересно, что до недавнего времени недобросовестность «РВК-Воронеж» мало кого беспокоила, но теперь, кажется, различные органы власти один за одним вспоминают о своих претензиях к «инвестору». Недавно на компанию снова пожаловалось воронежское УФАС, которое в очередной раз поймало компанию на недобросовестной конкуренции: организация пыталась работать с автосалоном Toyota по неустановленным тарифам. И это лишь один из многочисленных «проколов» компании. Не будем забывать про долгие разбирательства «РВК-Воронеж» с налоговиками по поводу доначисленных 120 млн рублей НДС.
Напомним, что воронежские водоканальные активы компания взяла в управление до 2042 года за 800 млн рублей. ООО «РВК-Воронеж» также должно в течение года разработать и в течение трех лет реализовать инвестпрограмму объемом финансирования «не менее 2 млрд рублей». При этом за время работы «Росводоканала» к нему и раньше возникало много вопросов как по поводу темпов реализации инвестпрограммы, так и относительно ряда крупных аварий сетей. Недавно выяснилось, что по прошествии более трех лет концессии объем вложенных компанией денег в воронежские активы составляет всего 906 млн рублей, то есть, примерно половину от обещанной суммы.
Это (и не только это) минувшей осенью «вдохновило» депутата Олега Турбина потребовать от мэрии и «РВК-Воронеж» разъяснений, как вообще такое получилось. Недавно этот же депутат решил изучить закупочные операции организации и нашел там свои «сюрпризы». «Я выявил вопиющие факты закупки оборудования и комплектующих по необоснованно высокой стоимости. Цены по позициям «пляшут» от 17 до 87% выше реальной стоимости. К примеру, фотоколориметр КФК-3-01-«ЗОМЗ» «РВК-Воронеж» купил за 144 тыс. рублей, и это притом, что анализ цен по рынку дает основания полагать, что такое оборудование стоит не больше 77 тыс. рублей», – отмечает депутат. И снова факты не в пользу «Росводоканала».
И вот самоуверенное руководство компании, вооружившись кипами бумаг, в ноябре приходило отчитываться о непроделанной работе. Надо ли говорить, что никакой своей вины в невыполнении обязательств по концессионному соглашению в «Росводоканале» не видят. По версии «РВК», жертва в данной ситуации никак не мэрия, а… ну вы сами понимаете кто. Просто выяснилось, что золотых гор на воде в Воронеже не заработаешь, что крайне не понравилось «инвестору».
«Первое – это негативное влияние на возможность исполнения обществом инвестиционной программы в полном объеме, а с учетом того, что не был регулятором установлен обеспечивающий необходимую инвестиционную составляющую, необходимый для выручки тариф. Дальше: не был получен полезный отпуск, который был заложен в конкурсной документации и расчет которого производился исходя из представленных горводоканалом данных», – так объясняет провал инвестпрограммы финансовый директор «РВК-Воронеж» Светлана Туршатова.
Так, «РВК-Воронеж», делая предложение Воронежу, рассчитывал получить 8,9 млрд рублей валовой выручки за 2012-2014 годы при тарифе в 17 рублей. По факту вышло 6,3 млрд рублей выручки и 15,27 рублей тариф. То есть выходит, что с точки зрения руководства «РВК-Воронеж» обязательства по соглашению не выполнили в мэрии, но никак не в компании. Опустим тот факт, что тарифы на воду поднимались за последние годы неоднократно и совсем не символически.
При этом себя компания выставляет практически героем. Там, в частности, гордятся тем, что «инвестор» не поставил вопрос о пересмотре концессионного соглашения в свою пользу. «Мы могли как уменьшить объем своих обязательств, пересмотреть концессионное соглашение, пересмотреть концессионную программу, так и потребовать, чтобы концедент, то есть администрация, взял на себя часть расходов, которые у нас произошли и не покрыты необходимой валовой выручкой. Между тем концессионер, несмотря на то что такой объем валовой выручки не был получен за 2012-2014 в размере 2,5 млрд рублей, продолжал выполнение принятых на себя обязательств. Выполнение на сегодняшний день составляет практически 1 млрд рублей», – заявила тогда в гордуме Светлана Туршатова.
Однако факты говорят сами за себя. В 2012 году «РВК-Воронеж» обещал городу 53 млн рублей инвестиций, по факту вышел 51 млн рублей (97% выполнения), в 2013 году – 147 млн рублей по плану и 135 млн рублей по факту. В 2014 году расхождение вышло более значительным: 265 млн рублей вместо запланированных 335 млн рублей (79%). В сумме вышло 452 млн рублей и еще около 600 млн рублей вложений компания обещает до конца текущего года. Но речь, вообще-то, шла о 2 млрд рублей.
«На сегодняшний день программа не может быть исполнена. Это довольно-таки живой организм, который живет. Сегодня она частично исполнена. И те корректировки, которые были приведены, не позволяют нам в указанные сроки исполнить ее», – продолжает гнуть свою линию представительница «РВК-Воронеж» госпожа Туршатова. «Сумма в 2,5 млрд рублей – это отклонение по конкурсному предложению, а выполнили инвестиционную программу на 500 млн рублей, то есть понимаете, реально мы вообще могли ее не выполнять», – говорит уже гендиректор «РВК-Воронеж» Андрей Броцман.
Программу до 2018 года по просьбе «РВК-Воронеж» все-таки продлили. Однако кто даст гарантию, что компания уложится в этот срок и не попросит дать ей отсрочку до 2019, 2021 или 2025 года?
Опять же, то ли на фоне дерзких заявлений представителей «Росводоканала», то ли на фоне еще чего-то председатель комиссии Воронежской гордумы по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству Александр Сысоев сделал одно опрометчивое и весьма опасное заявление, которое может стоить городу многомиллионных убытков.
«Мы продали «товар», который не соответствует действительности. Точка. И по выручке от реализации, и по другим параметрам. Второе: в рамках этого соглашения появилось много задач, которые не были прописаны там. Новые цели и задачи, коли мы ставим, нужно просто, понятно и прозрачно прописать в изменениях инвестиционного концессионного соглашения», – заявил Александр Сысоев.
Таким образом, он фактически признал, что в концессионном соглашении произошли «существенные изменения», которые, вообще-то, могут стать причиной расторжения договора в судебном порядке по заявлению одной из сторон. Чем это грозит мэрии Воронежа, если «виновником» разрыва станет именно она? Это многомиллионные отступные, возврат части концессионной платы и затрат, произведенных «РВК-Воронежа» за время работы в городе, – тот самый пресловутый 1 млрд рублей.
«Многим изначально было понятно, что концессионное соглашение ничего хорошего городу не несет, так как хорошо известно о скандалах, связанных с работой «Росводоканала» в других городах. Очевидно, что собственники заточены на получение прибыли и изначально не собирались ничего делать для города», – считает руководитель воронежской региональной общественной организации «ЖКХ – территория партнерства» Владимир Фирстов. Он согласен с тем, что договор с воронежскими властями содержит «нюансы», из-за которых изгнать инвестора в случае необходимости будет достаточно сложно. Иными словами, город оказался у «Росводоканала» в финансовой зависимости. Владимир Фирстов также поставил под сомнение заслуги «РВК-Воронеж». «Думаю, что МУП «Водоканал Воронежа», если бы не было РВК, сделал бы работы не хуже. Вряд ли кто-то сейчас может сказать о, например, повышении качества воды или каких-либо других благоприятных изменениях», – добавил эксперт. По его прогнозам, каких-либо кардинальных изменений в отношениях мэрии и «РВК-Воронеж» пока не ожидается и «инвестор», несмотря на свое «поведение», продолжит работать в городе по своим правилам.
Получается, отступать мэрии теперь фактически некуда. Выгоды от «инвестора» город не получает практически никакой, и при этом иго «Росводоканала» Воронежу терпеть еще почти 30 лет. Деньги на «отступные» в ужатом бюджете областного центра вряд ли тоже найдутся. Выходит, что в сложившихся условиях мэрии просто некуда деваться, и теперь, чтобы избежать выплаты гигантских сумм, ей придется терпеть «РВК-Воронеж» как нелюбимого мужа.