Воронеж. 28.12.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – В последние пару лет в России принято говорить об отечественных производствах, которые стремительно развиваются. При этом в стране уже давно успешно работают западные концерны, особенно крепки их позиции в АПК. Несмотря на все политически разночтения, зарубежные компании все также заинтересованы в российском рынке и продолжают развивать свой бизнес. Представитель мирового химического гиганта BASF в Черноземье Артем Видусов рассказал о том, как сегодня взаимодействуют международные и отечественные компании.
- Летом текущего года российское руководство концерна говорило о росте выручки от продажи средств защиты растений в Черноземье. Каковы результаты к концу года?
- Если говорить глобально по России, то концерн увеличил объемы продаж. Динамика прибыли положительна. Каких-то серьезных проблем к концу года мы не видим.
- В данном контексте вы говорите только о направлении средств защиты растений или о других направлениях деятельности концерна BASF?
- Портфель компании BASF включает несколько направлений, кроме средств защиты растений: химикаты, пластмассы, специальные химикаты, а также нефть и природный газ. В рамках своих компетенций я представляю сегмент средств защиты растений. Могу в целом отметить, что у концерна в России реализуются разные проекты, какие-то более успешные, какие-то менее. Конечно, концерн активно занимается и нефтебизнесом, и газом, причем совместно с крупнейшими российскими предприятиями разрабатываем известные месторождения. Участвуем, к примеру, в «Северном потоке». Для нас наличие углеводородной базы важно в первую очередь с сырьевой точки зрения.
- В Черноземье у вас нет производств? И как сложилось такое странное географическое сочетание региона, за который вы отвечаете - Черноземье и Калининград?
- В Черноземье компания представлена только филиалом и демонстрационными площадками, производства нет. Это касается только направления по средствам защиты. Каждое подразделение концерна занимается своим направлением бизнеса самостоятельно.
А по поводу географии – так сложилось исторически. Я пришел работать в сельхозбизнес в Калининграде. Потом перебрался в Москву, в компанию BASF, где и работаю последние 10 лет. Поскольку я из Калининграда, то это был первый регион, в котором я начал работать в интересах BASF. Затем меня перевели в Сибирь, и мой регион назывался Сибирь и Калининград, потом работал в регионе Сибирь, Дальний Восток и Калининград. И теперь руковожу регионом Черноземье и Калининград.
Калининград – это центр Европы, но это Россия. У сельхозпроизводителей Калининградской области серьезное отношение к бизнесу и очень высокий уровень агрокультуры. Там получают очень хорошие урожаи. И там у нас уверенная позиция на рынке.
- А по Воронежской области у вас также высокая доля рынка?
- Гораздо меньше, и этому есть определенные причины. Я могу только выражать точку зрения нашей компании, каких-то официальных данных по этому поводу в России нет. На Западе используются серьезные аналитические исследования, благодаря которым понятно, сколько завезено или произведено препаратов и какое количество продано. Все компании в России дают исключительно свою оценку. Поэтому, по нашей оценке, мы уверенно можем сказать, что входим в тройку лидеров по Черноземью. Надо понимать, что все завязано на уровне агрономической культуры и на урожайности. Где более продвинутые агропредприятия, там более востребованы качественные продукты. Воронежская область более засушливая, чем остальные. При средней урожайности зерновых в 25 центнеров с гектара сложно вкладывать деньги, нет гарантий отдачи. Тем не менее в Воронежской области есть предприятия сильные, стабильные, богатые.
- Какие области самые продвинутые в аграрном аспекте в Черноземье?
- В Белгородской области сосредоточены крупные агрохолдинги, там хороший уровень агрокультуры, погодные условия лучше и урожайность выше. То же самое можно сказать о Липецкой и Курской областях.
Тамбовская область является для нас потенциально очень интересным регионом, особенно в садах и овощных культурах. Регион может вырасти за несколько лет, тут многое зависит от самих хозяйств, властей и уровня инвестиций. По климатическим и природным условиям – прекрасный регион, там работают хорошие предприятия.
В Воронежской области, несмотря на сложные природно-климатические условия, есть огромный потенциал.
- Политические события не влияют на желание концерна развивать бизнес в России?
- Понимаете, мы же не временщики. В этом году BASF - «Бадише Анилин унд Сода Фабрик» - празднует свой 150-й день рождения. Важно, что из 150 лет существования BASF более 140 лет концерн присутствует в России и более 20 лет – в странах СНГ, где компания одной из первых открыла свои представительства после объявления странами независимости. Первые зарубежные инвестиции компания сделала именно в Москве, где построила фабрику текстильных красителей. Поэтому многолетний опыт работы в регионе дает нам основание верить в успех и, несмотря на бурные волны вокруг, идти четко заданным курсом.
- У аграриев есть понимание того, что для увеличения урожайности нужно брать качественные препараты?
- Тут много нюансов. Если говорить откровенно, у агрария нет никаких гарантий, что он получит в конце года определенный урожай и продаст его по конкретной цене. Не отстроена система, при которой, грубо говоря, аграрию понятно, что он вложил рубль, а получит полтора. Это всегда определенная лотерея. Однако многие предприятия уже поняли, что вложения в качественные средства защиты растений позволяют застраховаться от убытков. Чаще всего разумные затраты окупаются.
Мы делим сельхозорганизации на три группы. Есть предприятия, заточенные на урожай, и они мощно вкладываются в препараты, но их совсем немного, порядка 25 агрохолдингов и 350 сельхозпредприятий по всему Черноземью. Другая группа, она не хуже, не лучше, но там другие ориентиры – получить больше прибыли с каждого вложенного рубля, а не гектара. Они по-другому смотрят на мир и бизнес, их больше – около 60 агрохолдингов и 450 сельхозпредприятий. Ну, и последняя группа – сельхозорганизации, которые работают так, будто живут последний день, повезет им – в выигрыше, а если нет, то как-нибудь будут жить дальше. Мы ориентированы на первые две группы. Отмечу, что предприятия из первой категории меньше страдают от кризисов, получают больше всего урожая и окупают свои затраты.
- В стране активно идут импортозамещающие процессы. Как проходит конкуренция с российскими производителями?
- Мы делаем ставку на качество продукции. Естественно, за это нужно платить совсем другую цену. Мы не можем конкурировать с большинством российских компаний в цене, поэтому стараемся дать с помощью своих брендов что-то большее. То есть не просто защиту растений, но и дополнительные бонусы, например, более высокую урожайность, более высокую масличность, стрессоустойчивость и т.д. К тому же мы предлагаем техническое сопровождение хозяйствам, с которыми работаем.
Концерну в этом году исполнилось 150 лет, это всемирно известный бренд. Наша задача – показывать пример стабильности, и не только в бизнесе, но и в отношениях. Задача не просто продать товар, но еще и научить новым технологиям, а также сделать агропредприятия более рентабельными.
- Российский производитель старается предлагать альтернативу зарубежным препаратам. Получается?
- Российская наука в прошлые лихие годы существенно отстала от западной. Сохранились немногочисленные институты, но в них не вкладывались деньги. Концерн BASF инвестирует порядка 1,8 млрд евро в год в научные разработки, там есть целые институты, исследовательские центры, поля, огромное количество людей занято в поиске новых решений. Каждый год на рынок выводятся инновационные технологии, основанные на новых молекулах. Чтобы вывести новый препарат на рынок, нужно 10 лет. Все это очень непросто, получаются долгие инвестиции. Поэтому качественный препарат не может стоить дешево, инвестиции должны окупаться и приносить прибыль.
Что касается российского производителя, то они, как правило, выпускают дженерики – это препараты, которые разработаны другими компаниями и выходят из-под патентной защиты. Есть серьезные российские компании, которые вкладываются в производство, но науку все равно финансируют мало. Хотя есть уже современные отечественные заводы, где производят очень качественные препараты. Но создавать что-то свое пока мало у кого получается, нужны существенные многолетние финансовые вливания. С российскими производителями считаемся, уважаем их, мы партнеры в плане развития нашего рынка и всего АПК в целом.
- Отечественный производитель покупает ваши технологии?
- Да, российские компании приобретают действующие вещества и изготавливают препараты под своим брендом.
- Для каких культур вы предлагаете средства защиты растений?
- Практически для всех основных культур региона – все зерновые, подсолнечник, кукуруза, соя, рапс, сады. Мы очень сильны в сегменте фунгицидной защиты растений. Конечно, есть в портфеле и гербициды, и инсектициды, и регуляторы роста, но это не ключевые продукты для нас.
- Какие главные проекты в 2016 году вы планируете?
- К следующему сезону мы подготовили комплексное предложение для предприятий АПК России – от поля до прилавка. Этот проект объединяет усилия нескольких департаментов BASF и касается решений для заготовки, производства и хранения высококачественных кормов для птицы и сельскохозяйственных животных, препаратов для мойки и дезинфекции оборудования предприятий животноводства, пищевой промышленности и транспорта, пищевых добавок для производства продуктов питания и напитков, химикатов для промышленного водоснабжения, обработки питьевой воды и очистки сточных вод, высокотехнологичных решений для строительства животноводческих комплексов, предприятий пищевой промышленности и складских помещений, экологичных и энергосберегающих решений для строительства и теплоизоляции ангаров, овощехранилищ и других объектов сельскохозяйственного назначения. Иными словами, весь комплекс химической продукции необходимой аграриям, мы предлагаем одновременно. Удобнее работать с одним контрагентом, чем с десятком. К проекту уже проявляют интерес крупные агрохолдинги Черноземья.
- Объемы продаж собираетесь увеличивать и за счет чего?
- Наше видение рынка уже сформировано на несколько лет вперед, и там заложен рост, причем амбициозный. Мы понимаем, по каким культурам в следующем году будет увеличение площадей и затрат. Чаще всего это те культуры, которые были в предыдущем году наиболее рентабельными. Для Черноземья это соя, подсолнечник, кукуруза и зерновые культуры. Этот год для многих хозяйств сложился успешно. Санкции помогли обратить внимание правительства на сельское хозяйство, плюс поднялись цены на продукцию. Государство вкладывает свои ресурсы в АПК. Это все говорит о том, что почва для увеличения продаж очень хорошая. Если все факторы будут способствовать, то мы ожидаем рост порядка 30% к этому году.
Концерн BASF создает химию на протяжении уже 150 лет. Портфель предложений концерна включает химикаты, пластмассы, специальные химикаты, средства защиты растений, а также нефть и природный газ. Объем продаж концерна BASF в 2014 году превысил 74 млрд евро, а общая численность персонала составила около 113 тыс. человек. BASF является надежным партнером для сельхозпроизводителей, предлагая высококачественные и инновационные фунгициды, инсектициды, гербициды, протравители и регуляторы роста. Оборот Департамента защиты растений компании BASF в мире в 2014 году составил 5,4 млрд евро. Задача компании – создание и внедрение инновационных продуктов, которые позволят оптимизировать технологии ведения сельского хозяйства, улучшить качество питания и жизни возрастающего населения Земли.