Воронеж. 02.03.2016. ABIREG.RU – Чистая прибыль АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (ППК, дочерняя структура ОАО «РЖД») по итогам 2015 года составила 407,2 млн рублей, следует из документов ППК.
Годом ранее чистый убыток компании составлял 582,7 млн рублей, в 2013 году – 1,09 млрд рублей, в 2012 году – 957,4 млн рублей, в 2011 году – 515,3 млн рублей. Таким образом, впервые за всю свою историю перевозчик сумел закончить отчетный период с чистой прибылью.
Согласно документам, выручка компании в 2015 году составила 634,3 млн рублей, что на 7,7% меньше прошлогоднего результата (686,9 млн рублей). Себестоимость продаж упала на 22,8% (с 1,89 млрд до 1,47 млрд рублей), а валовый убыток сократился на 30,7% (с 1,2 млрд до 831,2 млн рублей).
При этом серьезнее всего изменилась статья «Прочие доходы» в финансовой отчетности ППК. По итогам 2015 года она составила 1,45 млрд рублей, в то время как годом ранее равнялась лишь 479 млн рублей. Очевидно, что основная часть «прочих доходов» перевозчика приходится на субсидии из бюджетов обслуживаемых регионов.
Напомним, что в 2015 году ППК сумела добиться от властей черноземных регионов практически полной компенсации своих выпавших доходов. В частности, Тамбовская, Липецкая и Белгородская области согласились субсидировать убытки перевозчика в полном объеме (225,9 млн, 124,9 млн и 66,8 млн рублей соответственно). Курская область также согласилась удовлетворить требования «дочки» «РЖД» в заявленном объеме (57,1 млн рублей), однако региональный комитет по тарифам и ценам разрешил выплатить из этой суммы лишь 41,2 млн рублей. От воронежских чиновников ППК «Черноземье» добилась согласия на компенсацию 333,1 млн рублей из заявленных 399 млн рублей убытков.
Также стоит отметить, что в 2015 году перевозчик выиграл ряд судебных споров по вопросу компенсации своих убытков за 2011 год. В частности, из Липецкой области железнодорожники «выбили» 98,2 млн рублей, а из Курской – 57,5 млн рублей.
Объем субсидирования убытков ППК «Черноземье» уже в течение многих лет является причиной разногласий региональных властей и перевозчика. Речь идет о разнице между установленным государством тарифом и реальной себестоимостью перевозок, которую, согласно действующему законодательству, компании должен возмещать региональный бюджет. Железнодорожники настаивают, что те суммы, которые власти выделяют на компенсацию, в полной мере не покрывают их выпавшие доходы. Чиновники, в свою очередь, ежегодно заявляют о непрозрачности расчетов перевозчика и отказываются оплачивать его растущие «аппетиты». По мнению властей, убытки пригородной компании обусловлены не реальными затратами на перевозки, а дорогостоящей арендой подвижного состава у ОАО «РЖД» – головной структуры ППК. По данным Счетной палаты РФ, на эти цели у железнодорожников уходит до 80% расходов пригородных компаний.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ОАО «ППК «Черноземье» зарегистрировано в 2010 году. Осуществляет пассажирские перевозки в шести регионах России (Белгородская, Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Курская и Пензенская области). Уставный капитал компании составляет 100 тыс. рублей. Совладельцем выступает ОАО «РЖД» (50,5%), а также администрация Воронежской (25,5%), Тамбовской (10%), Белгородской (9%) и Липецкой (5%) областей.