Белгород. 18.05.2016. ABIREG.RU – Крупный тепличный комплекс в поселке Новосадовый Белгородской области, запущенный в конце 2015 года, за время строительства подорожал почти на 600 млн рублей из-за роста цен на оборудование. Однако руководство компании «Тепличный комплекс Белогорья» уверяет, что это почти не повлияло на рентабельность проекта из-за роста цен на конечный продукт. Гендиректор хозяйства Андрей Калашнюк рассказал «Абирегу» об особенностях овощного бизнеса и планах по расширению тепличного хозяйства.
– Ваш тепличный комплекс занимает более 14 гектаров и загрузить его на полную мощность планировали в короткие сроки – менее чем за полгода. Как комбинат сейчас работает?
– Первый огурец мы получили в ноябре 2015 года. На тот момент у нас было запущено только 50% мощности. Работало рассадное отделение и отделение со светодосветкой на 6 гектаров. В марте, как и заявляли, мы запустили всю производственную мощность. Сейчас работает культурооборотное отделение, отделение с досветкой, цех салата и рассады. Планируем в этом году выйти на урожайность в 10,5-11 тыс. тонн. Сейчас выращиваем несколько видов овощей: огурцы, томаты, салат и зеленные культуры. Первый год, безусловно, тяжелый, так как идет становления коллектива. А банальный человеческий фактор сильно влияет на развитие предприятия: нужно обучить персонал. В остальных вопросах проблем не возникает, тем более мы получаем всю возможную поддержку от правительства области.
– Каковы перспективы развития и расширения тепличного комплекса?
– Предприятие только встает на ноги, но уже сегодня инвестор задумался о том, чтобы расширять его. Мы готовим техническое задание для проектирования второй очереди комбината. Параметры проекта пока уточняются, так как сейчас идут геодезические разработки, после этого приступим к созданию генерального плана. Одно ясно: возможности для расширения есть.
– Куда вы поставляете свои овощи?
– Мы работаем как в Черноземье, так и за его пределами. Основные рынки сбыта находятся в Москве и Санкт Петербурге. Наш комбинат нацелен на работу в основном с сетями. У нас свой упаковочный цех, который специализируется на поставках товара непосредственно на полки магазинов, а не в ящиках оптовикам. Продукция выпускается в термоусадочной упаковке поштучно для огурца и на подложке, салат – в пакетиках.
– С какими сетями вы уже работаете?
– У нас налажен контакт с федеральными и местными сетями, в партнерах более 60 контрагентов. Из известных – «Лента», «Линия», «Тандер», «Дикси», «Пятерочка», «Перекресток». Плюс ко всему мы развиваем собственную розничную сеть. Сейчас пока открываем магазины в Белгороде и в области. Делаем все постепенно, потому что комбинат только набирает обороты.
– В процессе строительства теплиц их стоимость значительно выросла, почти на 17%. С чем это было связано и как повлияло на рентабельность проекта в целом?
– Действительно, первоначально заявлено было об инвестициях в размере 3,6 млрд рублей, по итогу оказалось 4,2 млрд рублей. Связано с тем, что мы попали в период роста цен на оборудование и технологии из-за удорожания валюты, хотя часть оборудования инвестор закупил еще до обесценивания рубля. В целом это почти не сказалось на рентабельности проекта, и срок окупаемости остался прежним – восемь лет. Дело в том, что государственные заградительные меры по поставкам овощей из-за границы сделали востребованной нашу продукцию, к тому же цена на нее выросла. В итоге этот рост цен уравновесил удорожание оборудования.
– Почему отечественные овощи для потребителей оказались дорогими, что повлияло на рост цен?
– В первую очередь это дорогие энергоресурсы. На нашей продукции сказывается и разница валют. По условиям договора поставки оборудования нам пришлось закупать импортные материалы. Речь идет о торфе для посадки салатов, матах и кубиках для растений и рассады. Семена для комплекса мы также привозим из-за рубежа. Есть и российские поставщики семян, но выбор поставщика семян – это задача главного агронома. Он определил голландскую компанию, поэтому мы приобретаем голландские семена.
– Доля импорта в производстве высокая, соответственно, и затраты тоже. Планируете ли вы переходить на отечественные материалы или сокращать долю импорта?
– Пока уход от импорта не планируется. В этом году мы будем работать только на ввозимых расходных компонентах, как было оговорено в условиях поставки оборудования. А в следующем году, думаю, мы рассмотрим возможность перехода на отечественные маты при летнем товарообороте и покупки торфа для салатов у наших поставщиков. Качество этих материалов заметно растет. С семенами все сложнее, но, безусловно, мы будем рассматривать возможность сотрудничества с отечественными селекционерами.
– Вы специализируетесь на поставках огурца и томата, а планируется ли выращивание болгарского перца или другие зеленных культур?
– Технологии нам позволяют выращивать и перец, но пока не занимаемся им, потому что у этой культуры с момента посадки семечка до плодоношения проходит довольно длительный период времени. Помимо салата уже сейчас выращиваем укроп, петрушку и рукколу. По отношению к площади около 45% продукции сейчас занимают огурцы, еще около 45 – томаты, на салат и остальную зелень приходится около 10%.
– При строительстве теплиц на опыт каких стран вы опирались и в чем их технологическая особенность?
– Технологии использовали по опыту Голландии и Финляндии. Они основаны на выращивании овощей с использованием малообъемной гидропоники с капельным поливом. Тонкостей много, в том числе двухуровневая досветка, система сдвоенных лотков, автоматический приспуск растений и т.д. Комплекс максимально автоматизирован. В рассадном отделении, например, имеется полуавтоматическая подача столов, автоматическая мойка рассадных столов. Рассадное отделение разбито на несколько зон, которые позволяют сделать собственный микроклимат для растений разного возраста.
– А как обстоят дела с замещением импорта на рынке готовой продукции, каковы перспективы развития тепличных хозяйств?
– Перспективы на самом деле очень широкие. На сегодня количество отечественных комбинатов не позволяют составлять конкуренцию в полной мере в силу того, что очень высока потребность рынка. До введения санкций около 70% овощей ввозили из-за границы. Мы намерены поставлять на рынок до 11,5 тыс. тонн овощей. На текущий момент неудовлетворенный спрос потребителей в овощах защищенного грунта составляет около 500 тыс. тонн. Доля нашей продукции в этом объеме будет составлять не более 2%. Поэтому возможности расширения для тепличных комплексов очень большие.
– Что нужно для их реализации и сколько времени потребуется на удовлетворение этих потребностей?
– При господдержке и возможной тарификации энергоресурсов для производителей овощей закрытого грунта потребуется от трех до пяти лет, чтобы закрыть потребности в овощах. Но все зависит от существующей экономической ситуации, а в нынешней экономической ситуации говорить о широком развитии овощеводства закрытого грунта не приходится.