Воронеж. 27.05.2015. ABIREG.RU – Аналитика – При наличии диаметрально противоположных экспертных оценок состоявшегося 22 мая предварительного голосования по определению кандидатов в депутаты Госдумы от «Единой России», эти праймериз, без сомнений, войдут в электоральную историю постсоветской России. Формат такого масштаба (единый день голосования по всей стране) и такой степени открытости (голосовали по так называемой «первой модели» - то есть все желающие) был использован впервые.
Серьезным отличием от предыдущих отборочных практик стало обязательное участие в дебатах – так что уровень публичности единороссовской кампании оказался довольно высок, а с учетом широкого освещения ее в СМИ можно сказать, что праймериз «партии власти» серьезно повысили «градус публичности» политических процессов в регионах, в большинстве из которых публичная политика пребывала последние годы в коматозном состоянии. Конечно, эта публичность имела очевидные идеологические ограничения, однако, во-первых, лояльность верховной власти и «крымнаш» - сегодня базовые идеологические установки не только «Единой России», но и других парламентских партий и подавляющего большинства остальных партийных структур, во-вторых, само наличие публичной дискуссии неизбежно заставляло поднимать злободневные вопросы и формировать повестку дня к выборам с учетом ожиданий избирателей и в условиях конкуренции – а это многого стоит. Уже сейчас можно предположить, что, скажем, будущие единороссовские одномандатники (если победят в сентябре) даже с учетом партийной дисциплины и встроенности в систему целиком не смогут игнорировать результаты публичных дискуссий, в которых принимали участие. Так что следующая Дума будет «позубастей» (хотя, конечно, интегрированной в систему) не только за счет появления одномандатников, но и благодаря праймериз.
Наконец, предварительное голосование позволило «Единой России» фактически стартовать раньше официального начала кампании, занять информационное поле (и так весьма благосклонное к ней) и навязать, по сути, уже идущей избирательной кампании свою повестку. Правда, заметим, что оппозиция этому не слишком активно сопротивляется, не выдвигает свои контрстратегии, что наводит на мысль о «глобальном договорном» характере госдумской кампании в целом. Лето и начало осени покажут – оправдается ли это предположение.
Оценивая содержание праймериз, можно констатировать, что невозможно выпрыгнуть за рамки тех ограничений, что сформированы в политической системе. Иначе говоря, если ваша система такова, что в ней реальная политическая конкуренция в лучшем случае, проявляется лишь локально как остаточное («недобитое») явление, а административный ресурс играет решающую роль в организации и проведении электоральной кампании, сложно добиться того, чтобы внутри властной системы (в частности, «партии власти») все работало наоборот. Первоначальное «твердое» намерение Старой площади и центрального руководства «партии власти» железной рукой насадить региональные кампании праймериз на «КОЛ» (конкуренция-открытость-легитимность) с течением времени начало смягчаться в сторону «понимания» интересов губернаторов и фактической готовности принять большинство кампаний в рамках праймериз как «предварительное голосование референдумного типа».
Наиболее ярко эта закономерность (впрочем, имевшая место не везде) проявилась в черноземных регионах. В этих территориях уже давно сложились региональные режимы и системы управления с ярко выраженным губернаторским моноцентризмом. Отличия носят разве что стилистический характер и зависят от личности главы региона, его взглядов, пристрастий и кадровых практик. Однако, структурно эти режимы и системы управления очень похожи. В них не оспаривается доминирующая роль губернаторской команды в модерации регионального политического процесса и принятии решений. Ключевые группы интересов предпочитают договариваться по всем основным вопросам, в особенности, политического характера. Региональные структуры «партии власти» лояльны, во многом управляются из администраций (хотя и не полностью), а сама площадка «Единой России» как раз и используется для согласования политических стратегий и распределения статусов и ресурсов. В политическом поле черноземных регионов не осталось игроков, способных бросить вызов губернаторскому доминированию или играть активную самостоятельную игру. Игроки федерального масштаба предпочитают договариваться, равно как и «варяги» - по тем или иным причинам входящие в регион. Муниципалитеты, благодаря реформе местного самоуправления, встроены в «вертикаль» и вместе с бюджетными структурами образуют «политические машины», готовые выполнить заданные целевые установки, например, электорального характера. Сюда же встроены избиркомы и частично (но не полностью) силовики.
Из черноземных регионов под эти структурные характеристики до недавнего времени не попадала только Орловская область. Однако, за два года Вадиму Потомскому, несмотря на «варяжский» статус и принадлежность к КПРФ, удалось в целом отстроить моноцентрическую систему, пусть и не доведенную до филигранности, как у соседей – политических долгожителей, но уже вполне работающую. Как «остаточные явления» прежней вольницы остались цифры явки на праймериз – на Орловщине она 10% с небольшим, а у других черноземных регионов - 12-15%, максимальная же, как и следовало ожидать в известной чудесами электоральной инженерии Тамбовской области. Высокая по общероссийским меркам явка при этом совсем не сопровождается жалобами бюджетников или рассказами СМИ про мобилизацию – все научились делать тихо и без публичных возмущений. Это весьма показательная характеристика отлаженности региональных «политических машин» - способность к массовой политической мобилизации, проведенной без скандалов. По осени мы увидим, как эта отлаженность проявит себя в отношении лояльного «партии власти» электората (тем более, что «репетиция» в виде праймериз прошла успешно) вкупе с «лепестковой нарезкой» избирательных округов и встроенными в «вертикаль» избиркомами.
Ближе к дате проведения праймериз, Кремль все сильнее ставил на варианты единства местных властей и поддерживаемых им кандидатов, убрав из участников предварительного голосования многие раздражающие региональные элиты кандидатуры. Именно там, где это сделать не удалось, наблюдаются теперь противоречия, озвучиваются жалобы и идут проверки. В черноземных областях ничего подобного не случилось - губернаторские команды фактически заранее маркировали фаворитов, преимущественно из местных либо федеральных «варягов», договорившихся с региональными начальниками (например, в лице в прошлом телеведущего, а теперь госмедиаменеджера Евгения Ревенко, выдвинувшегося в Воронежский области). Другим «залетным» персонам без покровительства губернаторских команд в Черноземье ничего не светило.
Иначе говоря, праймериз в черноземных территориях прошли по модели фактического «референдумного голосования», когда при наличии очевидного фаворита с безусловным ресурсным преимуществом и поддержкой региональных властей у остальных участников был статус технических соперников, не оставлявший им шансов на победу. Намеком на жесткое соревнование может выглядеть только соперничество по одному из одномандатных округов в Курской области спикера Облдумы Татьяны Ворониной и спикера Горсобрания региональной столицы Ольги Германовой. Впрочем, довольно жесткий ход кампании не изменил ресурсного расклада в пользу главы представительной власти региона.
«Референдумный тип» праймериз подтвердили и результаты победителей – за редкими исключениями они стабильно набирали от 65 до 90%, не оставляя сомнений в том, что мы наблюдали «легитимацию заранее маркированных фаворитов». Впрочем, как нам объясняют в «партии власти», ярко проявившие и получившие хороший рейтинг участники праймериз станут важным партийным резервом, участие большинства из них в активной политике продолжится, а полученный на предварительном голосовании опыт пригодится в дальнейших электоральных боях.
Результаты праймериз выполнили еще одну очень важную для «Единой России» миссию – они легитимировали теперь уже фаворитов избирательной кампании. Особенно это касается одномандатных округов. Конечно, превратятся ли сентябрьские выборы в «референдумный тип» будет зависеть от оппозиции – ее способности выставить против фаворитов «партии власти» ресурсных соперников. Поведение оппозиционных партий в ходе единороссовских праймериз, скорее, указывает на явное нежелание давать бой кандидатам «партии власти», а заодно и региональным политическим машинам. Впрочем, формально и «КОЛ» никто не отменял.