Воронеж. 14.09.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Региональные авиаперевозки в России вновь оказываются под угрозой. На сей раз сюрприз подготовило Минэкономразвития. В своей Концепции долгосрочного государственного регулирования межрегиональных пассажирских перевозок ведомство предлагает субсидировать рейсы дальностью от 2 тыс. км. Для аэропортов Черноземья, где в последнее время активно развиваются именно региональные направления, это может стать настоящим ударом.
Предложение Минэкономразвития для региональной пассажирской авиации представители отрасли уже назвали убийственным. По словам исполнительного директора авиакомпании «РусЛайн» Дмитрия Ештокина, отмена субсидий поставит крест на 80% всех региональных маршрутов. Правда, как поясняет господин Ештокин, ряд маршрутов удалось «раскатать» за период субсидирования и сейчас полеты выполняются без господдержки. Тем не менее рейсы компании, совершаемые из Воронежа, скорее всего, серьезно подорожают. То есть из столицы Черноземья по-прежнему можно будет улететь в Санкт-Петербург и Екатеринбург, но цена билетов вырастет на треть, если не в половину.
Та же судьба ожидает другого авиаперевозчика, который осуществляет полеты из аэропорта Чертовицкое, – компанию «ЮВТ АЭРО». Ее генеральный директор Петр Трубаев уверен: отмена субсидий грозит крупными убытками. Сейчас практически все рейсы этого перевозчика, в том числе маршруты Воронеж – Казань и Воронеж – Симферополь, короче 2 тыс. км. Правда, не все так плохо. Как отмечает советник генерального директора по развитию маршрутной сети международного аэропорта «Воронеж» Денис Горьковенко, последний маршрут уже стал популярным у воронежцев, что позволило авиакомпании использовать бюджетные деньги по минимуму. «На субсидированном рейсе Воронеж – Симферополь подобное решение вероятнее всего не скажется: 70% билетов реализуется в свободной продаже по коммерчески эффективным тарифам и только 30% выделяется на определенные категории пассажиров (молодежь, пенсионеры и инвалиды)», – отмечает эксперт.
Скорее всего, субсидий лишится и компания «Оренбуржье», которая запустила первый за долгие годы региональный рейс из Воронежа до Ростова-на-Дону. Полеты начались 6 сентября, но в существующих реалиях они очень быстро станут убыточными. Также в зону риска попадут «Нордавиа» и лоукостер «Победа», которые летают из столицы Черноземья в Сочи. А вот крупным компаниям – «Аэрофлоту» и S7 – отмена господдержки не грозит: они и так летают в Москву без субсидий.
Противоположная ситуация в весенне-летний период 2016 года сложилась в аэропорту Белгорода. Из девяти внутренних направлений единственным субсидируемым маршрутом является рейс в Екатеринбург, где перевозчиком выступает компания «РусЛайн». Рейсы в Нижний Новгород, в Ростов-на-Дону, Сочи и Санкт-Петербург, Москву, Симферополь перевозчики сейчас выполняют по коммерческим программам без господдержки.
«Если субсидии отменят, это, конечно, не критично, но мы потеряем два-три направления. Под вопросом окажутся полеты в Екатеринбург, а в период осенне-зимней навигации, когда пассажиропоток значительно сокращается, не откроются традиционные зимние направления, – поясняет первый заместитель генерального директора – начальник аэропорта Белгород Олег Туник. – Поэтому мы кровно заинтересованы в субсидировании маршрутов протяженностью до 2 тыс. км, так как субсидии позволяют расширять нашу сеть региональных перевозок и открывать новые рейсы».
Как представляется, нововведения серьезно затронут и липецкий аэропорт. Оперативного комментария от его руководства получить не удалось, однако в расписании авиаузла региона также значатся четыре направления, которые субсидируются из бюджета России: Калуга, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Сочи. Они в любом случае пострадают, как только меры господдержки будут отменены.
«В целом принятие решения об отмене субсидий на маршруты короче 2 тыс. км приведет к тому, что будут потеряны уже частично установленные межрегиональные авиационные связи, – подчеркивает советник генерального директора по развитию маршрутной сети международного аэропорта «Воронеж» Денис Горьковенко. – В непростое экономическое время это создаст дополнительные сложности для пассажиров, путешествующих между субъектами РФ, за счет увеличения времени в пути при сопоставимом уровне расходов».
При этом, как отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, вполне возможно, что часть господдержки региональные авиаперевозчики все же сохранят. «Думаю, что регионы оставят софинансирование, и это будет основанием для субсидирования перевозок из федерального бюджета. Кроме того, ряд авиамаршрутов не имеет альтернатив с точки зрения круглогодичного сообщения наземным транспортом. Это, на мой взгляд, говорит о том, что субсидирование сохранится, хотя масштабы его могут снизиться, – предполагает он. – Что будет с авиакомпаниями? Кто-то может разориться, и это уже то обстоятельство, которое может повлиять и на Черноземье. Но не исключено, что просто произойдет перераспределение провозных емкостей. Авиакомпании полетят туда, где есть деньги».
По данным Росавиации, в этом году всего по России из госбюджета будут просубсидированы 136 маршрутов. На реализацию программы госбюджет выделит около 4 млрд рублей. При этом рейсы между аэропортами регионов могут осуществляться до четырех раз в неделю, на одном маршруте может быть лишь один перевозчик. Год назад по такой схеме были перевезены почти 1,5 млн пассажиров. Вполне возможно, что благодаря субсидиям в 2016 году объем перевозок в регионах вырастет.
Если концепция Минэкономразвития будет одобрена правительством и президентом, новый порядок субсидирования начнется в 2018 году. Правда, как отмечают эксперты, концепцию еще могут кардинально поменять. «Есть важный вопрос: зачем президент поручил за 50 млрд восстановить производство Ил-114, если авиакомпаниям, которые должны его покупать и эксплуатировать, обрежут финансирование? Думаю, тут еще будет много дискуссий и авиаторы смогут отстоять свои позиции», – резюмирует исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.