23 ноября 2024, 05:01
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Председатель совета директоров ГК «Агротех-Гарант» Александр Евсеев: «Делай так хорошо, как только можешь, а плохо получится и без твоего влияния»

01.12.2016 13:48
Автор:

Воронеж. 01.12.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Застать героя интервью нам удалось в его рабочем кабинете. Правда, еще несколько месяцев назад это вряд ли было бы возможным. Летнее время – самый жаркий период для аграриев, когда приходится выезжать «в поля». В гости к собеседнику мы напросились неспроста – узнать, как обстоят дела в этом году у местных сельхозпроизводителей, а также по случаю 60-летнего юбилея. Если верить китайским ученым, то «желанным» они называют как раз данный возраст, характеризуя его периодом развития духовности и мудрости человека. Что по этому поводу думает сам именинник, в прошлом – преподаватель, а сейчас – руководитель группы компаний «Агротех-Гарант», возглавляющий ее почти два десятка лет, Александр Евсеев рассказал «Абирегу» в эксклюзивном интервью.

– Александр Васильевич, большая удача застать Вас в офисе. Сразу видно, что график работы у Вас весьма напряженный и плотный, Вы постоянно в разъездах.

– После шестидесяти следует торопиться (смеется). Я часто прихожу к мысли, что не сумел бы выполнять какую-то однотипную работу. Может быть, отчасти, поэтому я и оставил профессию преподавателя. Бизнес, где постоянно что-то меняется, появляются новые вводные, мне больше по душе. На работу чиновников тоже смотрю с сожалением: там много рутины. Потому рад, что есть возможность созидать, находиться в движении. Самая горячая пора для селян – период уборки урожая. Хотя в сельском хозяйстве редко случаются передышки. Разве что зимой, когда подводим итоги, определяем лучших по профессиям, проводим корпоративные праздники.

– На одной из встреч Алексей Васильевич Гордеев назвал ваше предприятие передовым по многим показателям. Расскажите, что сегодня оно из себя представляет?

– Если утрированно, то бизнес ГК «Агротех-Гарант» я делю на два направления – в одном из них те, кто продает готовое, в другом те, кто продают то, что производят сами. К первой группе отношу компании дистрибьюторов: головной «Агротех-Гарант», филиалы в Липецке, Белгороде, Тамбове, финансовую компанию «Инвест-Агро», а также «Дачу Груп» и «Агролайн», курирующие направления, связанные с торговлей мелкофасованной продукцией для дачников, проектами по ладшафтному дизайну. Хотя это деление, подчеркиваю, условное. К примеру, компания «Агротех-Гарант» долгое время занималась дистрибуцией средств защиты растений ведущих зарубежных химических концернов, а с 2012 года является держателем собственных торговых марок и производит линейку пестицидов под своим брендом. Или, к примеру, «Гварта-Агро», производственная площадка, которой расположена в Ольховатском районе. Она проектирует и выпускает технику для защиты растений с нуля и до завершенного изделия. Отдельный разговор – о второй группе наших предприятий. Это 13 сельскохозяйственных производителей с интенсивным растениеводством и развитым животноводством. Хотя это тоже условно: конечно, сельхозпредприятия, прежде всего, занимаются созидательным трудом на земле. Однако сельское хозяйство сегодня – это тоже бизнес, со всеми присущими рисками, главным образом погодными, необходимостью привлечения серьезных объемов заемных ресурсов, обязанностью вести его прибыльно, своевременно рассчитываться по финансовым и прочим обязательствам.

– А как Вы вообще пришли к этому делу?

– Так или иначе, вся моя жизнь была связана с селом. Я родился в Белгородской области, в Алексеевском районе, в селе. Там же вырос. После окончания школы поступил в Воронежский СХИ (ныне аграрный университет), потом была опытная станция, преподавательская и научная работа. Позднее занялся бизнесом, опять же связанным с сельским хозяйством. С 2003 года являюсь одним из создателей ГК «Агротех-Гарант», которую и возглавляю.

– Почему решили создать собственное дело? У Вас были единомышленники?

– Действительно, мы начинали в 1997 году небольшим коллективом единомышленников из преподавателей и выпускников вуза с дистрибуции средств защиты растений немецких химических компаний, а затем стали прирастать новыми направлениями. Когда появилась возможность видеть и осваивать европейские технологии, старались все положительное привезти в Россию. Прежде всего, мы были активными пропагандистами новых подходов в выращивании сахарной свеклы как культуры, финансово значимой в экономике хозяйства, и как культуры, которая требует филигранной работы агрономической службы. В технологии этой культуры важно все. Здесь недопустимы ошибки. Во время поездок в Европу мы учились у зарубежных коллег. Осознавая, что немалое значение в величине урожая имеет высокопродуктивный семенной материал, стали поставлять семена сахарной свеклы из Европы. В рамках продолжения бизнеса, в 2012 году, в Белгородской области мы построили семенной завод, способный готовить семена свеклы, кукурузы, подсолнечника, удовлетворяющие по качеству европейским требованиям. Вместе со своими зарубежными партнерами, а также с компанией «Продимекс», развиваем семеноводство свеклы в условиях России. Это следующий шаг в развитии бизнеса.

На определенном этапе развития мы столкнулись с неудовлетворительным качеством отечественной опрыскивающей техники. Вначале занимались усовершенствованием опрыскивателей, производимых отечественными заводами, затем освоили выпуск техники на своей площадке. Сегодня это достаточно оснащенное предприятие, производящее широкую линейку машин для защиты растений.

Для развития пестицидного бизнеса мы зарегистрировали и, под своим брендом, производим на территории России линейку средств защиты растений.

Первое сельскохозяйственное предприятие под флагом «Агротех-Гарант» появилось в Ольховатском районе. Руководителем района в то время был Анатолий Спиваков, который просто «заразил» нас этой идеей. Это была своего рода опытная площадка, где можно было применять как европейские, так и российские наработки – чтобы понять, показать и доказать, на что мы способны.

– Вернемся к производственным показателям. Как урожай в этом году?

– Урожай, по большому счету, радует. Уходящий год был довольно благоприятным для развития большей части сельскохозяйственных культур. Валовые сборы зерновых культур увеличились: на четверть выросли объемы производства сахарной свеклы, подсолнечник показал хорошую продуктивность. Порадовала соя. Уборку кукурузы на зерно мы, к сожалению, еще не завершили, но я полагаю, что показатели будут не ниже прошлогодних. В обработке у нас находится 86 тыс. гектаров земли. Наш подход к ведению сельского хозяйства заключается в том, что оно должно быть интенсивным, но базироваться на принципах сохранения плодородия почвы, возвращения в нее того, что мы забираем с урожаем. В основе наших подходов – применение органических удобрений, введение в структуру посевов сидеральных паров, применение всего комплекса приемов, позволяющих обеспечить устойчивость сельхозпроизводства. Я очень рад, что и руководство области, и главы муниципальных районов, где хозяйствует наша компания, а также селяне, работающие под нашим началом, поверили в наши подходы. Наши предприятия в Аннинском и Рамонском районах ежегодно входят в число лидеров. По итогам прошлого года с хорошими показателями вышли и хозяйства Грибановского района, Терновского района, и предприятия Белгородской области.

– Вы рассказали, что семенной материал той же свеклы приходится завозить из Европы. Сегодня много говорят об отечественном семеноводстве. Может, настанет день, когда мы не будем ни от кого зависеть в этом смысле?

– Конечно, селян тревожит то, что семена сахарной свеклы, кукурузы на зерно, подсолнечника ввозятся из-за рубежа, что на фоне нестабильного курса валют, экономических санкций, может иметь негативные последствия. Для того чтобы снизить валютные риски, мы четыре года назад запустили, совместно с бельгийскими партнерами, завод по подготовке семян сахарной свеклы. Однако мало иметь такое предприятие. Необходимо и выращивать семена на территории России. Сейчас эта работа развернута в Краснодарском и Ставропольском краях, где мы делаем это вместе с компанией «Продимекс». Но сегодня, в любом случае, родительские формы, селекционный материал – это собственность нашего партнера в этом бизнесе – компании «СЕСВандерХаве». Потому сейчас говорить о скором решении задачи импортозамещения в семеноводстве я бы не стал. Хотя 2016 год, по моему мнению, это год переосмысления, когда Министерство сельского хозяйства РФ поставило перед селекционными учреждениями, перед теми, кто выращивает семена, задачу по развитию отечественного семеноводства сахарной свеклы. Однако хотелось, чтобы это не превратилось в очередную «кампанейщину», а материализовалось в государственную программу с реальными сроками и понятным финансированием.

Кстати, мы дооснастили завод и уже можем готовить на предприятии семена сои, гороха, подсолнечника.

– Как Вы оцениваете развитие сельского хозяйства в области и вообще в России?

– Сегодня нам не стыдно за свои подходы в сельском хозяйстве. Современное сельское хозяйство с его людьми, селянами, которые привыкли беззаветно трудиться, из системного кризиса вышло значительно быстрее. Мы научились производительному труду, получили подспорье в виде современной техники. У нас есть главное богатство – и черноземные почвы, и селяне, которых можно с полным правом назвать подвижниками. Считаю, что мы вступили на путь созидательного развития и во многом благодаря тому, что большая часть земель находится в частных руках. Я имею в виду общедолевую собственность на землю. Это создало предпосылки выбора тех, кому можно доверить землю сельхозназначения в оперативное управление. Повторюсь, что нам не стыдно за сельское хозяйство – стыдно за само село. За его неустроенность, за множество проблем как бытовых, так и социальных.

– Власти вниманием не обделяют?

– Вы об областных властях? Не обижают. Что касается Воронежской области, то последние семь лет аграрной областью руководит специалист, человек неравнодушный, способный принимать стратегические решения и не отступать от них. С приходом Алексея Васильевича Гордеева объем поддержки из областного бюджета увеличился. Хотя трудно провести черту, которая позволяла бы считать, что помощь и поддержка достаточна. Когда мы говорим об общем уровне субсидий в Европе для сельского хозяйства, то, как правило, воображение поражают объемы выделяемых средств. Однако мало знать абсолютные цифры финансовой поддержки в расчете на 1 га, нужно учитывать и затратную часть. Необходима господдержка тех отраслей, которые сегодня финансово затратны, малорентабельны, но призваны создать предпосылки устойчивого производства качественной продукции по конкурентным ценам. У нас же субсидируется как в целом отрасль растениеводства, показывающая до 50% рентабельности, так и производство подсолнечника, экономическая эффективность от которого достигает в отдельные годы сотни процентов. К тому же, до последнего непонятно, будут ли субсидии в следующем году, в каком размере, по каким направлениям. На мой взгляд, нужна долгосрочная программа развития сельского хозяйства с понятными объемами господдержки, чтобы мы видели – на что можно рассчитывать. В последние годы нам очень помогало субсидирование процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам: 6-7% годовых стало хорошим подспорьем для селян, почему бы не брать... Сейчас в Воронежской области активно развивается отрасль животноводства, но она, на мой взгляд, пока субсидируется явно недостаточно, учитывая невысокий уровень рентабельности производства и длительные сроки окупаемости вложений.

– Кстати, совсем недавно прошла информация о том, что ваша компания заканчивает строительство второй очереди молочного комплекса в Рамонском районе. Рассчитываете, что ситуация с господдержкой изменится?

– Особо не рассчитываем. Потому и строим медленнее, чем хотелось бы, финансируя строительство за счет собственных оборотных средств. Планировали завершить строительство за два года, но пришлось часть работ перенести на 2017 год. Однако это те работы, которые не сказываются на продуктивности животных, не тормозят освоение технологических процессов. Это вопросы благоустройства, прокладки дорожной сети и др.

– Сейчас активно развивается тема государственно-частного партнерства, а для Вас это не пустые слова, насколько известно.

– В силу того, что подавляющее большинство наших топ-менеджеров – это те, кто вырос в селе, может быть, поэтому нам проблемы села значительно ближе, чем тем, кто никогда с ними не сталкивался напрямую. Когда мы приходили в село с бизнесом, четко понимали, что несем большую ответственность, в том числе и социальную. Проблема газификации, водоснабжения, ремонта школ, строительства детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, – это те вопросы, которые мы решаем при активной поддержке профильных департаментов правительства Воронежской области, руководителей муниципальных районов. Решение этих задач – постоянный приоритет губернатора области, потому, когда нам было предложено стать участниками программы частно-государственного партнерства, я с радостью согласился. Так, было подписано соглашение о сотрудничестве с правительством области, где четко прописан перечень мероприятий, которые предстоит выполнить и профинансировать в течение двух лет, а также источники инвестиций – средства ГК «Агротех-Гарант», районный и областной бюджеты, а также деньги поселений. Объектов – значительное количество, и все они были определены совместно с главами сельских территорий.

– Недавно губернатор вам вручил почетный знак за заслуги в развитии сельского хозяйства в Воронежской области.

– То, что моя работа была отмечена на уровне области, те добрые слова со стороны Алексея Васильевича – это для меня, конечно, серьезная награда. Однако важнее то, что дело, начатое когда-то, развивается, есть результаты работы, которые радуют, есть команда единомышленников, понимание в коллективе, перспективные планы и возможность их реализации.

– Вы уже во второй раз избирались в состав областной Думы. А почему решили попробовать себя в роли депутата?

– Сегодня не только в исполнительных, но и в законодательных органах власти нужны специалисты, которые понимают сегодняшние проблемы, способные искать механизмы их решения, работать над совершенствованием законодательства. Несмотря на то, что звание депутата, кстати, и с подачи журналистов в том числе, сегодня стало «нарицательным» – это далеко не так. К примеру, большая часть депутатов Воронежской областной думы, депутатом которой я являюсь, работают на неоплачиваемой основе. Это люди, которые достигли определенных успехов в бизнесе или другой стезе. Они большей частью самодостаточны. Высокий процент доверия избирателей, когда я избирался на второй срок по Аннинскому одномандатному избирательному округу, позволяет надеяться, что депутатский корпус работает эффективно.

– Есть ли у Вас девиз, который является неким руководством в жизни и в работе?

– Буду, наверное, банальным, но я просто исповедую ту «религию», что ко всякому порученному делу нужно относиться с повышенным вниманием. Делай так хорошо, как только можешь, а плохо получится и без твоего участия.

– Удается ли Вам бывать в отпуске каждый год? Говорят, что Вы отдыхаете большой компанией.

– Стараюсь. И слежу за тем, чтобы все сотрудники, от рядовых до топ менеджеров компании, ежегодно использовали отпуск. Да, Вы правы, свой зимний отпуск уже на протяжении 16 лет традиционно провожу в компании семей партнеров. Долгое время путешествовали в Египет, это возможность поменять мрачную зимнюю погоду на морской отдых. Но теперь возраст заставляет искать что-то спокойное во всех отношениях. Летом отдых провожу в семейном кругу или с близкими друзьями. С ними путешествуем по России, либо выезжаем в Европу.

– Вы сказали, что компанию в отпуске Вам составляют партнеры? Не устаете от них?

– У нас замечательный коллектив, общение с которым не надоедает. К тому же, мы путешествуем не только с теми, с кем видимся каждый день, но и с партнерами, с которыми встречаемся не часто, по большому счету, как раз только на отдыхе. О нашем отдыхе говорят потому, что он проходит в интересном формате, со своими правилами и традициями. Например, в Египет мы берем с собой сало с черным хлебом, хотя отдыхаем по системе «все включено». Если отдых совпадает с 23 февраля или 8 марта, проводим большой праздник, к которому готовимся, устраиваем «посиделки», поем песни. На протяжении 12 лет такой отдых никому не надоел. Со своими партнерами мы были также в Китае, Вьетнаме, Доминикане, Израиле, ОАЭ, Мексике, в Европе.

– Сейчас модно иметь хобби. Рыбалка, охота, коллекционирование... Есть ли у Вас занятие, которое доставляет удовольствие, помимо работы?

– Охота – это точно не мое, хотя большинство моих приятелей – охотники. У меня рука не поднимется на животное, даже на волка, допустим. Рыбалка – занятие, конечно, хорошее, но, к сожалению, для меня случающееся редко. Целенаправленно ничего не коллекционирую. С давних лет с женой покупаем хорошие книги. Свободное время люблю проводить с внуками. Люблю их и, надеюсь, что это взаимно.

– Вы отметили свое 60-летие. Красивая цифра. Что для Вас значит эта дата? О том, чтобы только воспитанием внуков заниматься, речи пока не идет?

– О красоте этой даты рассуждают либо те, кому до нее очень далеко, либо те, кто давно ее перешагнул. Первые – потому, что так принято, вторые – потому что поняли. Ее значение пока не осознал, потому сказать ничего не могу. А о красоте? Пожалуй, радует то, что 60 наверняка красивее, чем 90. Это радует. О воспитании внуков. Вряд ли любящие деды, готовые баловать внуков, могут быть хорошими воспитателями. Для меня следовать заповедям «...до пяти как с царем, затем как с рабом...» – весьма сложная задача. Да и те методы воспитания, к которым мы привыкли, те ценности, которые нам прививали, во многом утрачены и не всегда сегодня приемлемы. К тому же, у сегодняшней молодежи, равно как и у наших внуков, не только очень большая привязанность ко всяким техническим новшествам, к интернету, но и очень высокая зависимость от них. Это поколение «электроников». Понимаю, что процесс, скорее всего, неизбежен и необратим, но особой радости от этого не испытываю. Так что я вряд ли смог бы быть современным воспитателем. Даже внуков. Это с одной стороны. С другой... Если бы в 25 лет мне сказали, что после 60 есть жизнь, я бы не поверил, но сейчас могу утверждать, что жизнь активно продолжается и в этом возрасте. Так что впереди – достаточно планов. Было бы здоровье!

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0