Воронеж. 06.12.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – В Воронеже прошел круглый стол с участием представителей власти, контрольно-надзорных органов, руководителей крупнейших компаний воронежского региона, занимающихся молочным производством, компаний-переработчиков, а также представителей торговых сетей на тему: «Как очистить полки магазинов от молочного фальсификата?». Организатором выступило «Агентство Бизнес Информации». Площадкой для обсуждения актуальной темы стал конференц-зал отеля «Mercure».
В круглом столе приняли участие:
Виктор Логвинов, заместитель председателя правительства Воронежской области
Олег Лахов, заместитель руководителя департамента аграрной политики Воронежской области
Алексей Сапронов, заместитель руководителя департамента аграрной политики Воронежской области
Игорь Механтьев, руководитель управления Роспотребнадзора по Воронежской области
Галина Абричкина, руководитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области
Анатолий Лосев, генеральный директор компании «Молвест»
Сергей Лыбань, генеральный директор ООО МК «Богдановский»
Иван Доматюк, генеральный директор ООО «Агрофирма «Калитва»
Василий Остроушко, генеральный директор ОАО Фирма «Молоко»
Андрей Романов, генеральный директор ООО «Землянскмолоко»
Дмитрий Черных, генеральный директор компании «Дарёна»
Олег Острась, директор «Phileo Lesaffre Animal Care» в России
Сергей Кастрюлев, директор ООО КФ "ЦЕНТРТОРГ»
Дмитрий Орищенко, руководитель «Агентства Бизнес Информации» (ABIREG.RU), модератор
Дмитрий Орищенко:
– Воронежская область – один из лидеров в стране по производству молока. По поручению губернатора Воронежской области продолжает развиваться молочное животноводство, создается молочный кластер, бизнес региона вкладывает большие деньги, берет кредиты – а получается, что на рынок выходит продукция не всегда качественная, раз мы заговорили о теме молочного фальсификата. Виктор Иванович, расскажите, есть ли данная проблема в регионе?
Виктор Логвинов:
– Сегодня губернатор Воронежской области Алексей Гордеев поставил задачу – увеличивать производство молока. По состоянию на 17 ноября текущего года область перешагнула отметку в 476 тыс. тонн молока. Напомню, что данная цифра составляла общий объем произведенного молока по итогам 2015 года. В 2016 году мы ожидаем увеличения показателя до 530 тыс. тонн. Чем это обусловлено? Во-первых, начиная с 2009, у нас построено свыше 16 молочных комплексов. Конечно, основная прибавка идет за их счет. Самый крупный в Европе комплекс на 5 тыс. голов находится в Аннинском районе, принадлежит он компании «Молвест». Данная компания сегодня продолжает реализацию двух инвестиционных проектов. Первый – в Верхнем Мамоне на 2 тыс. 200 голов. И сейчас между правительством России и правительством Израиля было подписано соглашение по совместному взаимодействию, где рассматривается вариант участия компании «Молвест» в строительстве еще одного комплекса. Кроме того, в декабре в Лискинском районе, в поселке Высокий, будет завершено строительство комплекса на 2 тыс. 800 голов. Будет комплекс и в Верхнем Мамоне, в Анне – на 3 тыс. 500 голов. То есть за 5 лет у нас идет плюсом около 150 тыс. тонн молока.
Вложения миллиардные, затраты капитальные, но стоимость пальмового масла в 4 раза меньше, и Вы очень правильно затронули проблему фальсификата. Я знаю, что Минсельхозом с 2017 года разрабатывается нормативная база, чтобы на продукции было четко написано, что там за молочный продукт, из какого он молока сделан, есть ли там и в каком количестве пальмовое масло. Потребитель должен знать, что он покупает. В марте по поручению губернатора мы сформировали рабочую группу, в которой велась совместная работа со всеми департаментами, федеральными органами, с Роспотребнадзором. Мы сделали анализ как закупок в торговых сетях, так и закупок в социальной сфере. Фальсификат был обнаружен везде. Два предприятия, которые делали социальные поставки, попали в разряд недобросовестных. В результате работы у нас значительно сократилась поставка несоответствующей продукции, заявленной при проведении торгов, для социальной сферы. Мы видим, что попадаются, к сожалению, и воронежские предприятия. Более того, у нас ведь 86% фальсификата приходит из других регионов, а 14% приходится на наших производителей. В ходе работы было выявлено десять несуществующих предприятий, которые под брендами известных фирм выпускали продукцию.
Д. О.:
– Игорь Иванович, передаем Вам слово. Проблема фальсификации молочной продукции в регионе действительно есть. Как боремся с этим?
Игорь Механтьев:
– Думаю, для большинства присутствующих знакомо само определение слова «фальсификат». Проблема фальсификата – проблема производителя. Это умышленное внесение чего-то с целью получения экономической выгоды. Это не тот случай, когда продукция может случайно оказаться заражена какими-то возбудителями. Сегодня существует три пути исключения фальсификата. Во-первых, работа с производителями, экономические меры в отношении них...
Д. О.:
– А вообще у вас бывают сложности во время проверок? Предприятия вас пускают на площадку, скрывают информацию?
И. М.:
– Нельзя бороться со злом незаконными методами, иначе борьба будет таким же злом. Поэтому все надо делать в рамках законодательства. В отношении наших производителей, которые были замечены в фальсифицировании молочной продукции, мы применяли предусмотренные меры, и мы считаем, что это имело нужный эффект. Например, одно предприятие в нашей области пришлось трижды останавливать, другое производство – дважды. Речь идет об «Экомилк» и «Эртильмолоко». Еще с 2015 года запущена информационно-государственная система по защите прав потребителей, где любой заинтересованный человек может увидеть список недобросовестных предприятий. Остается проблема и в торговых сетях. Не думаю, что торговые сети не имеют информации о том, какую продукцию им поставляют поставщики или производители. Они знают, что скрывается под торговой маркой, и идут на это, чтобы запустить в продажу.
В. Л.:
– Здесь собрались как производители молока, так и переработчики. Они знают, ниже какой цены не произведешь. Торговые сети покупают фальсификат заведомо. На данный момент нет такого тотального государственного управления, через контроль которого проходила бы вся продукция, предназначенная для торговых сетей.
Д. О.:
– Анатолий Николаевич, Вы – производитель молока. В чем проблемы, по Вашему мнению? Только ли в торговых сетях?
Анатолий Лосев:
– Причины, как понимаете, здесь экономические. На сегодняшний день стоимость молочного жира составляет 560 рублей за кг, стоимость всевозможных хороших заменителей – 80 рублей, то есть цена меньше в 9 раз. Кто заинтересован в том, чтобы подделывать нормальные продукты? Косвенно, это торговые сети. Понятно, что чем дешевле продукт на полке, тем больше трафик, больше выручка. Во-вторых, это производители, которые реально получают существенную экономическую выгоду. В-третьих, это те, кто поставлет пальмовое, кокосовое масло. Как это можно решить? Первое – кратное увеличение финансовой ответственности производителей, повышение стоимости заменителей либо за счет квотирования и создания искусственного недостатка данного продукта на рыке, либо за счет введения ввозных пошлин, чтобы нивелировать разницу. Второе – путем увеличения штрафов для торговых сетей. Третье – расширение полномочий контролирующих органов, прежде всего, Роспотребнадзора. Если сравнивать с европейскими странами, в России нужно больше усилий прикладывать к тому, чтобы остановить предприятие, оспорить штраф.
В. Л.:
– Губернатор предлагает ввести штраф 10% от всего торгового оборота на производителя. По поводу вреда пальмового масла многие говорят, что это вредно. Ведь при 40 градусах пальмовое масло только начинает расщепляться, но у человека средняя температура – 36,6 градусов. Так что не надо доказывать. Надо на этикетке писать, что там содержится. И потребитель сам будет решать.
Д. О.:
– Я так понимаю, что решение тех проблем, о которых говорил Анатолий Николаевич, со стороны региона можно только инициировать, а конкретные решения принимаются на федеральном уровне. Галина Борисовна, и все-таки так звучит вопрос, что, в первую очередь, во всем виноваты торговые сети. С какими проблемами сталкиваетесь, как решаете?
Галина Абричкина:
– Неоднократно было сказано, что главное зло – в сетях, но сети – это только инструмент реализации. Не было бы предложения, и в сети, я думаю, никто бы и не зашел. Так что, прежде всего, хотелось бы поговорить о производителях. Мы часто сталкиваемся с тем, что, когда производитель только появляется, он предлагает сети хороший качественный товар и выгодную цену. А через месяц-два начинает менять состав товара, и, я думаю, что сеть не всегда имеет возможность отслеживать это постоянно.
Как выстроена наша работа? У нас, помимо рабочей группы, созданной губернатором, есть еще программа, призванная защитить потребителя. В рамках программы «Развитие предпринимательства и торговли» мы проводим независимые экспертизы и исследования по отбору проб на соответствие показателям качества и безопасности. Надо отметить, что поначалу было некое недопонимание с торговыми сетями, но в этом году я благодарна им за быстрое реагирование и снятие товара с продажи. Еще отдельно стоит упомянуть федеральных ритейлеров, у которых на территории нашей области есть распределительные центры. Данный товар завезен с расчетом на несколько областей, и, конечно, масштабы изъятия товара из товарооборота носят более глобальный характер и более серьезную финансовую нагрузку на сети.
Кроме того, есть специальный ресурс, на котором любой гражданин может посмотреть, есть ли товар в списке фальсификатов. Этот список мы регулярно распространяем на районы. К примеру, недавно в Верхнехавском районе были сняты с реализации мясные консервы. Мы стараемся давать этой информации максимум огласки.
А. Л.:
– Мы сами периодически мониторим полки, и реакция у местных сетей быстрее – чего нельзя сказать о большинстве федеральных сетей. Письма уходят в никуда, и реакции зачастую нет. Одно дело, конечно, когда сеть не знает, что продает, а когда есть умысел с их стороны, то тут тоже ответственность должна быть.
Сергей Лыбань:
– Не нужно далеко ходить... В последней контрольной закупке по маслу был выявлен такой производитель, и я не думаю, что мы прямо сейчас в магазине его не найдем. Речь идет о пятигорском «Экомилк». Никто же не отреагировал, на всю страну показали. Вопрос в реакции.
Сергей Кастрюлев:
– Торговля не является основной ответственной отраслью. Для нас важно, чтобы потребитель покупал на наших полках то, что написано на этикетке, и нам важно, чтобы производитель выпускал качественный, по возможности недорогой, продукт. Но этикетка должна говорить обо всем, из чего состоит продукт. У нас тоже были выявлены факты, и мы реагируем очень просто – выводим продукт, разбираемся с производителем, делаем запросы или делаем свой анализ. И назад пути нет, если все это подтверждается.
Г. А.:
– Здесь еще важно отметить поведение самого потребителя, который надеется на чудо. Мы в 2015 году проводили кампанию «Смотри, что ты ешь». Так, согласно ему, только 20% покупателей смотрят на этикетку, 40% – на срок годности. В основном, люди обращают внимание только на цену. В этом направлении тоже скрыто много проблем, которыми нужно заниматься, просвещать людей.
Д. О.:
– Производители, предлагаю вам высказаться.
Иван Доматюк:
– Вы знаете, что торговля сама толкает на фальсификацию? Я представляю «Агрофирму «Калитва», это и производитель молока, и переработчик. Куда ни пойди, особенно в крупных городах, в том числе и в Воронеже, крупные организации везде пишут, что поставщик предоставляет покупателю вознаграждение 10% от проданного товара. Это же вы, торговля, загоняете производителей в убытки. Федеральные сети игнорируют нас. Есть такое предложение – мы можем писать на продуктах, что молоко разлито, например, на нашей агрофирме, и человек будет знать, что есть у нас такой колхоз, этому совхозу 20 лет, и он делает хорошее молоко. Далее – торговля не должна брать продукцию от неизвестных фирм. Ну а по поводу шрифта нужно сделать так, чтобы не приходилось читать состав, надев трое очков.
С. Л.:
– Во время проведения промо-акций мы неоднократно сталкивались с тем, что люди подходят, пробуют и признают, что, мол, вкусное молоко, но покупать не могут, так как оно дорогое, а пенсия или зарплата – маленькая.
И. М.:
– Все-таки, работа, которая проводится в Воронежской области, в том числе и при участии правительства региона, достаточно эффективна на сегодняшний день. Если брать цифры, то за 9 месяцев во время внеплановых проверок мы отобрали 1,5 тыс. проб молочной продукции у производителей молока и тех, кто его реализует. На начало года процент выявляемости фальсифицированной продукции составлял порядка 7-8% – это высокий процент, я считаю. По итогам 9 месяцев – это 5,6%, по третьему кварталу – это уже чуть больше 3%. Что касается социальной сферы, мы поставили задачу – пресечь поступление фальсификата в детские сады. Для этого должно быть изменено законодательство по закупкам и нужно изменить отношение руководителей этих организаций к данному вопросу, не искать, куда пожаловаться директору детского сада или школы, или главврачу больницы. Должно быть изменено отношение руководителя организации к тому, что он выкладывает на стол. На сегодняшний день, я думаю, мы, совместно с правительством области, это изменили. В том числе изменен подход к входному контролю, появилась возможность проводить обучающие семинары, все информируются по фальсификаторам.
Д. О.:
– Как удалось решить эту проблему?
И. М.:
– Внутренние документы менялись, доступ при приемке товара к списку, алгоритм отработан, в том числе по расторжению контрактов с недобросовестными поставщиками. Если есть сомнения, то можно лабораторные исследования делать. Повторюсь, Роспотребнадзор – это не тот орган, который только выносит административные наказания. Мы еще можем оказать консультативную помощь. Работа ведется большая. К примеру, мы сейчас подали в суд на ликвидацию воронежского предприятия, которое поставляло некачественную продукцию. Судебный процесс идет, и мы надеемся, что наши аргументы будут достаточно весомыми, чтобы суд принял соответствующее решение. Отмечу, что речь идет именно о поставщике, и это может стать прецедентом. Ведь в нашей практике такого, когда мы через суд ликвидируем поставщика, еще не было.
Д. О.:
– Есть ли какие-то конкретные предложения у производителей по поводу того, как справиться с фальсификатом?
Андрей Романов:
– От фальсификаторов мы, производители, страдаем не меньше, потому что на деле выходит недобросовестная конкуренция. Мы, как никто другой, заинтересованы в борьбе с ними. Поэтому у меня появилось предложение – включить производителей в уже существующую рабочую группу. По моему мнению, ситуация по фальсификату в регионе сейчас действительно изменилась к лучшему. Мы сами постоянно мониторим полку, сети – под усиленным контролем, а розничная торговля не затронута. Второе предложение – у нас есть информация, которую мы постоянно собираем, и мы можем ей делиться. Если с розницей наладить работу, постоянно рассказывать о недобросовестных производителях, поставщиках, то рано или поздно это возымеет действие. Также мне понравилось предложение насчет введения штрафа, но если поставщик – фирма-однодневка, то на кого накладывать штраф? Нужно усиливать ответственность, но подходить разумно, не рубить сплеча.
Г. А.:
– Замечательное предложение. У нас действительно серьезно страдает информационное поле. Мы все владеем информацией, но не очень хорошо делимся ей. Сети – это всего 24-25% товарооборота, даже если убрать ярмарки, то на розницу приходится под 50%. Будем очень рады, если вы в этой работе сможете нам помочь. Охватить такой объем по районах, Вы правы, очень сложно.
Д. О.:
– Василий Иванович, что Вы думаете по этому поводу?
Василий Остроушко:
– Я поддерживаю все хорошие предложения. Но, как бы это не превратилось в инструмент для борьбы с конкурентами. Все ветви власти должны работать, не только Роспотребнадзор, но и правоохранители.
Д. О.:
– И еще хотел бы дать слово Дмитрию Ивановичу.
Дмитрий Черных:
– На мой взгляд, основная проблема – это спрос потребителя, который рождает предложение. Достаток у населения сегодня низкий, и люди потребляют псевдомолочные продукты. У меня есть такое простое предложение, но, наверное, труднореализуемое. Мы 5-10 лет назад боролись с фальсификатом водки – давайте сделаем так же, введем минимальные цены и будем говорить потребителю, что масло не может стоить меньше определенной суммы. Конечно, пожилые люди, скорее всего, будут покупать то, что дешево, как и сейчас, но многие могут задуматься.
А. Р.:
– Хочу дать небольшую справку. На самом деле использование «пальмы» в чистом виде в молочной промышленности уже давно запрещено, ее никто не использует, используют заменители, комбинацию растительных жиров, и она очень приближена к сливочному маслу. Температура плавления приближена к натуральному маслу, это 32-36 градусов. Зачастую фальсификат производится на мелких предприятиях, которые не просто фальсифицируют, но еще и не соблюдают основные правила. Это может быть опасно просто, по микробиологии.
Г. А.:
– А выход какой? Закрыть малый бизнес? Результаты исследований говорят, что фальсификат производит не только мелкие предприятия. Список содержит, в основном, крупных производителей, которые могут потянуть реализацию фальсификата через сети.
Д. О.:
– На следующий круглый стол пригласим крупных дистрибьютеров, чтобы они тоже высказались по теме.
С. Л.:
– Если взять центральную часть России, то здесь цифры по фальсификату более-менее адекватны. У нас в Воронежской области, как мы уже услышали, доля фальсификата – 3,5%. А вот если поехать за Урал, там уже будут совсем другие цифры.
Олег Лахов:
– Предлагаю посмотреть на проблему по-другому. Сегодня все, что здесь называлось, в частности, предложения по борьбе с фальсификатом, – это одно. Но с другой стороны, государство должно еще более пристально смотреть на отрасль, производящую натуральное молоко, сырье, тогда оно будет более конкурентоспособным. Как раз эти шаги в последние годы делаются в Воронежской области. Молочное скотоводство – в приоритете, и это подтверждается цифрами по приросту производства молока в регионе. Но, учитывая то, что стоит задача по увеличению производства молока на 10 млн тонн по России – без дополнительной поддержки отрасли она, эта задача, невыполнима.
Д. О.:
– Коллеги, есть предложение по поводу того, как снизить себестоимость молока. У нас за круглым столом присутствует директор «Phileo Lesaffre Animal Care» в России. Олег Валерьевич, Вам слово.
Олег Острась:
– Наша компания многим известна, бренд существует более 30 лет. В России компания представлена в нескольких регионах, в том числе и в Воронеже. Мы производим кормовые добавки, дрожжевой пробиотик, который призван повысить производительность животных. На мой взгляд, использование высококачественных кормовых добавок для животноводства позволит повысить молочную продуктивность и улучшить качественные показатели продукции, тем самым – способствовать решению проблемы фальсификации молока. Сейчас с правительством Воронежской области реализовываются проекты сотрудничества и налаживания взаимодействия с местными животноводческими комплексами. Необходимо поддерживать производителей качественной натуральной молочной продукции в Воронежской области, которая является лидером по приросту производства и переработки молока в России. А в перспективе – экспортировать продукцию за рубеж.
Д. О.:
– Предлагаю к беседе присоединиться и общественникам. Николай Михайлович, я так понимаю, что Вы боретесь за качество постоянно. Какие проблемы видите, какой помощи не хватает от властей?
Николай Дегтярев:
– За последние годы ситуация, действительно, изменилась в лучшую сторону, но это не значит, что развитие и дальше будет идти в таком положительном ключе, если не будут использованы все резервы. На базе нашего движения создан народный фронт и комитет в каждом районе, мы можем это использовать для работы. Анализы делаем, общаемся. Наши федеральные службы делают много, но пришли к выводу, что ответственность за безопасность и качество продуктов в нашем правительстве и департаменте ни на кого не возложена. Здесь нужно поработать. Еще стоит отметить, что многое сделано по закупкам в бюджетных учреждениях, но не все что можно. В документах указано, что каждый заказчик обязан делать экспертизу. И тут же нам отвечают, что деньги на это не выделялись и не будут выделены. Если систематического анализа не будет, то это впустую. Минус еще в том, что помимо того, что бюджет не выделяет денег на исследования, еще и исследовать негде. Нужно создать центр, где будет возможно делать 25 тыс. анализов, а не 1,5 тыс., как сейчас. На сегодняшний день мы видим отсутствие технической базы и специалистов для этой базы.
А. Л.:
– Хотелось бы еще добавить по поводу работы СМИ в этом направлении. Как довести властям и, самое главное, потребителю информацию? Мы готовы давать информацию в СМИ о том, что можно есть, а что непригодно, но они отказываются брать ее, боясь, что на них подадут в суд, хотя есть все исследования. Здесь нужно либо указывать всю информацию с названиями компаний, брендов, либо создавать хороший сайт, где потребители смогли бы получить полную информацию. Она есть на сайтах госструктур, но люди не привыкли заходить туда. А если сети не будут знать, что после выявления пойдет информационная волна и волна возмущения потребителей, то ничего не будет.
Д. О.:
– Давайте резюмировать. Мы выявили то, что Воронежская область – лидер по приросту производства молока и, я так понимаю, будет только расти в этом направлении. В регионе созданы уникальные условия для производителей, борьба с фальсификатом стоит на личном контроле губернатора, который инициировал обращение в федеральные органы по увеличению штрафов и наведению порядка в отрасли. Кроме того, по его поручению создана и работает в регионе специальная рабочая группа, которая также формирует рекомендации. В ходе обсуждения производители высказались по вопросу увеличения ответственности, в том числе по торговым сетям и производителям, в частности, по повышению штрафа до 10% от торгового оборота. Но есть сомнение, что это поможет в борьбе с однодневками. Главные враги – это и торговые сети, и производители. Также было озвучено мнение, что лучше покупать в местных сетях, потому что они быстрее реагируют, а потребителям нужно внимательнее смотреть на этикетки. По части борьбы с фальсификатом мы достигли определенного прогресса – созданы механизмы для закупок в социальные учреждения, хотя общественники предлагают создать центр с современным оборудованием для бесплатных исследований. Из высказанных пожеланий – сделать так, чтобы борьба против фальсификации не превращалась в борьбу с конкурентами. Было также предложение ввести минимальную цену на молоко, но в целом сошлись во мнении, что идея спорная. Интересно еще отметить и взять себе на заметку, что в других регионах, все-таки, умудряются добиваться того, чтобы в социальные учреждения поставлялась продукция местных производителей.