Воронеж. 15.12.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Российские банки все больше уходят в интернет-пространство, развивая удаленные каналы доступа. Особенно активно финорганизации стараются вовлечь в этот процесс малый и микробизнес. Начальник управления по работе с малым бизнесом АО «Райффайзенбанк» Роман Зильбер поделился в интервью «Абирегу» экспертным мнением о последних тенденциях на рынке интернет-банкинга, а также о том, как небольшой бизнес чувствует себя в текущих экономических реалиях.
– Что нужно малому и микробизнесу при работе с интернет-банком?
– Им нужна самая базовая функциональность и быстрота совершения операций. Посмотреть состояние счета, отследить движение средств, совершить рублевый платеж – и всё это сделать за десять минут. Более 70% клиентов малого и микробизнеса пользуются только этими тремя операциями.
Для этого сегмента нужен «легкий» банк. Там, где раньше надо было делать три клика, теперь достаточно сделать один. При этом, если предпринимателю нужны и другие функции, он может нажать на кнопку и перейти в полнофункциональный банк-клиент, с которым сейчас работают все юрлица – и малый, и крупный бизнес. Если раньше к интернет-банку прилагалось описание, подчас на несколько сотен страниц, то теперь «легкий» интернет-банк выстроен так, что вовсе не требует специальной инструкции. Она интуитивно понятна.
«Легкость» банка предполагает еще одну – чисто технологическую – сторону. Если в «большом» банке внедрение изменений и новых функций происходило в среднем примерно раз в полгода, то в онлайн-банке разработчики планируют их ориентировочно раз в месяц.
– Какой функционал получает предприниматель?
– Он получает доступ ко всем необходимым ему инструментам. Онлайн-балансы по выбранным счетам, последние движения по счету, счетчик отвергнутых платежей и документов «На подпись» и многое другое. На эти операции тратится минимум времени, все очень просто, в банк ехать не нужно. Одни плюсы.
Один из последних трендов онлайн-сервисов — импорт платежек прямо из 1С. То есть клиент полностью формирует файл в своей бухгалтерской программе и просто загружает его в интернет-банк вместо того, чтобы вбивать вручную.
Например, в нашем новом интернет-банке Райффайзен Бизнес Онлайн для быстрого заполнения документов с января 2017 года можно будет создавать шаблоны, то есть документы с предварительно заполненными реквизитами, и справочники контрагентов.
Очень важно, что клиент может вести переписку с банком: получать входящие и отправлять исходящие письма.
– Насколько современные банковские интернет-системы гибкие?
– Действительно, современные системы позволяют произвести индивидуальные настройки под клиента. Можно делать различные фильтры – по контрагенту, дате, статусу и т. д. Можно создать фильтр по записи в заметках (например, «на оплату»). Так работают банки, которые ценят время клиентов и уважают их потребности.
– Какие последние тренды в работе можете сейчас выделить?
– Рынок предъявляет все больше требований к оформлению и удобству (юзабилити) интернет-банков. В свою очередь банки меняют интерфейс своих систем для юрлиц таким образом, чтобы они все больше походили на интернет-банк для физических лиц.
– Какой бизнес является целевой аудиторией для интернет-банков?
– Это малый и микробизнес. В нашей сегментации «микро» – это компании с выручкой до 55 млн рублей в год, а малые компании – с выручкой от 55 до 460 млн рублей в год.
– Какие у вас успехи на этом рынке?
– В целом по России у банка более 80 тыс. активных клиентов в сегменте SME. Клиенты в среднем совершают 50 тыс. рублевых переводов в системе банк-клиента в день.
– Что дает банку рост числа клиентов, совершающих операции в системе интернет-банка? Это оптимизация, сокращение издержек?
– Развитие дистанционных каналов банковского обслуживания – удобно и выгодно и клиенту, и банку. Это не только сокращение издержек для обеих сторон, но и уменьшение ошибок за счет исключения человеческого фактора. То есть автоматическая система лучше контролирует заполнение платежных документов на основе всех правил. Кроме того, в интернет-банке клиент может отслеживать и исполнение платежей круглосуточно, из любой точки земного шара, где есть интернет.
– Влияет ли этот процесс на финансовые показатели банка?
– Это влияет как напрямую – снижение издержек, уменьшение количества ошибок и следующих за ними возмещений – так и опосредованно – у менеджеров в отделениях освобождается больше времени на обслуживание клиентов. При этом новые клиенты быстрее заключают договоры. Кроме того, довольные клиенты не только сами активнее пользуются услугами банка, но и рассказывают об этом знакомым. Чем лучше, удобнее и быстрее сервис, тем довольнее и счастливее клиенты и сотрудники, что, несомненно, только в лучшую сторону отражается на финансовых показателях банка.
– Как, по Вашему мнению, система интернет-банкинга будет развиваться в ближайшие годы, какие будут тренды?
– Сейчас клиенты и пользователи очень ценят свое время, мы видим тренд на упрощение и ускорение всех действий. Чтобы предприниматели не отвлекались от развития бизнеса, банки предлагают облачные бухгалтерии, развитие мобильных технологий, автоматизацию процессов. В перспективе банк должен стать невидимым помощником клиента в развитии бизнеса, проактивно предлагать услуги и сервисы, делать за клиента рутинные вещи, такие как учет операций для налоговой отчётности и т. д.
– По сообщениям некоторых участников энергорынка, в частности в Московской области, значительно упала деловая активность. Вы активно работаете с сегментом малого бизнеса, значит, должны хорошо знать их проблемы и планы. Как чувствует себя малый и микробизнес в текущих экономических условиях?
– С одной стороны, кризис сильно влияет на экономическое состояние компаний, и малый бизнес чувствует это на себе в особенности. С другой стороны, каждый кризис дает новые возможности. Этот сегмент первым чувствует кризисные явления, но и восстанавливается также первым. Мы видим, что количество новых зарегистрированных предприятий, которые открывают счета, сейчас не меньше, чем было до кризиса. Это первое. Второе – мы наблюдаем, что у предприятий восстанавливаются обороты. Третье – отмечаем, что резко упала просрочка в кредитовании. Это означает, что компании нашли свою нишу, нашли возможность работать и развиваться.