22 ноября 2024, 20:52
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Чем обернется для воронежцев монетизация турпотока?

23.05.2017 17:57
Автор:

Воронеж. 23.05.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Кабмин предложил порядок проведения эксперимента по введению «налога на туризм». Теперь дискуссия будет продолжена в Госдуме: законопроект внесен на рассмотрение парламентариев. Мнения экспертов туристической отрасли разделились. Одни считают, что «курортный сбор» будет только на руку их сфере, которая за счет денежных вливаний начнет развиваться. Другие указывают на неизбежность «народных волнений», направленных против нововведения. По мнению депутата Госдумы от Воронежской области Сергея Чижова, противоречия в данном вопросе сойдут на нет, если жители будут видеть отдачу от своих дополнительных расходов – в виде продуктивного развития туристической инфраструктуры российских городов.

City Tax: попадание в «четверку»

Хотя практика взимания платы за отдых широко распространена во многих европейских странах (Италии, Франции, Германии, Болгарии, Хорватии, Румынии, Словакии, Чехии), перспектива появления обязанности доплачивать за отдых на отечественных курортах вызвала неоднозначную реакцию, причем даже среди представителей отрасли.

Согласно тексту законопроекта, на данном этапе в качестве площадок для проведения эксперимента рассматриваются четыре субъекта: Республика Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. Авторы не исключают, что по итогам пилотирования нового платежа лучшие наработки будут использованы в других регионах.

«Туристский налог» планируется взимать с отдыхающих в ряде курортных регионов, которые сами выступают инициатором этого сбора, в зависимости от количества проведенного времени и категории размещения. Говорить, к чему приведет введение «туристического сбора» рано – пока до конца не понятны все механизмы», – говорит директор МБУ «Туристско-информационный центр Воронежа» Геннадий Малыш.

С точки зрения эффективности создаваемой системы важно сформировать прозрачные механизмы администрирования платежей. «Очевидно, с крупными отелями и санаториями проблем в этой части не возникнет, – считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. – Но с мини-отелями и частным сектором, который также работает с туристами, ситуация не совсем прогнозируема. Между тем, взимание курортного сбора представителями лишь некоторых сегментов может привести к возникновению диспропорции. Турбизнесу регулярно озвучиваются пожелания за счет снижения цен способствовать увеличению конкурентоспособности отечественных курортных территорий относительно некоторых зарубежных, однако состояние далеко не каждого бизнеса позволяет сделать этот шаг».

Если опираться на мировой опыт, то аналогичные сборы – City Tax – действуют уже давно, полученные средства идут на развитие городов или курортов, где их собрали. «Туристы уже давно с этим смирились», – рассказывает Геннадий Малыш. И добавляет, что для многих иностранных муниципалитетов изменение суммы City Tax, в зависимости от времени года, стало хорошим инструментом для регулирования туристического потока в непопулярный сезон.

Зачем и на сколько платить больше?

На первый взгляд, небезосновательно самые большие опасения связаны с рисками подорожания отдыха. Предельная ставка в документе установлена на уровне 100 рублей за сутки с человека. Нехитрые расчеты показывают, что семье из четырех человек придется доплатить за десятидневный отдых порядка четырех тысяч рублей.

Генеральный директор «Cherehapa Страхование» Максим Пичугин, положительно оценивая инициативу по введению «налога на туризм», констатирует: «Российские курорты нуждаются в комплексном развитии, чтобы полноценно конкурировать с доступными предложениями ряда стран Черноморского и Средиземноморского бассейнов, где уровень сервиса несоизмеримо выше. Вместе с тем, есть опасения, что предложенный авторами максимальный уровень ставки отпугнет туристов. Напомню, что туристическая страховка от несчастного случая на аналогичный период стоит дешевле, однако российские туристы предпочитают на ней экономить».

В свою очередь, аналитик «Инвестиционного холдинга ФИНАМ» Тимур Нигматуллин обращает внимание на важность правильного выбора методики сбора налога: «Если при небольшой ставке он будет взиматься на пике курортного сезона – таким образом планируют поступить в 2018 году в Греции, – то реализация данной инициативы положительно отразится на развитии отечественного санаторно-курортного комплекса».

По прогнозам эксперта, несмотря на небольшое удорожание отдыха в пределах долей процента, снизится пиковая заполняемость средств размещения, а поток туристов будет более стабилен за счет инвестиций в инфраструктуру. По мнению господина Нигматуллина, к «некурортным регионам», но обладающим потенциалом с точки зрения развития данной сферы, эта практика плохо применима, поскольку затруднено целевое расходование средств фонда.

«В данном случае не обойтись без первоначальных вложений в инфраструктуру со стороны государства и бизнес-сообщества», – резюмирует эксперт. Общемировая практика показывает, что самые успешные проекты в этой области создаются в государственно-частном партнерстве. Именно посредством этих механизмов был создан парижский «Диснейленд», курортные комплексы в Турции, национальные парки ЮАР. На уровне федерального законодательства механизмы, необходимые для использования этого опыта, созданы Государственной Думой еще два года назад, и Воронежская область использует эти возможности, в том числе для развития Рамонского туристического кластера.

Депутат Госдумы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов указывает на ряд позитивных тенденций в туристической отрасли, которые наметились в последние годы. В их числе – устойчивый рост въездного туристического потока, составивший в 2016 году 6%. Несмотря на это, парламентарий считает, что мы до сих пор используем не весь потенциал отрасли.

«Восполнение этого пробела остается одним из приоритетов, в том числе законотворческой работы. В частности, продолжается совершенствование регулирования деятельности туроператоров: скорректированные в 2016 году требования к организации их деятельности будут способствовать росту ответственности представителей турбизнеса и повышению качества оказываемых ими услуг», – комментирует Сергей Чижов. И добавляет касаемо «курортного сбора», что по предварительным подсчетам «за пять лет эксперимента он принесет в региональные бюджеты участников порядка 26 млрд рублей».

«Разумеется, этого недостаточно, чтобы наши города на равных конкурировали с европейскими столицами и зарубежными курортами. Поэтому новый налог можно рассматривать лишь как один из источников ресурсов, но не как альтернативу участию бизнеса в реализации турпроектов», – заключает депутат.

Визуализация денежных вложений

Несмотря на обозначенные положительные моменты, эксперты допускают негативную реакцию населения на введение курортного сбора. По мнению Геннадия Малыша, своевременность его введения «во многом спорна», кроме того, «введение новых налоговых сборов везде и во все времена воспринималось отрицательно». Однако в противовес своему же суждению он приводит в пример удачный зарубежный опыт. «Практика показывает, что при правильном подходе и четком механизме целевого использования собранных средств, положительных моментов будет все-таки больше. Мне и самому хочется до конца понимать и верить, что собранные средства пойдут на благо – развитие конкретных туристических дестинаций», – надеется эксперт.

Оценивая перспективы реализации инициативы по введению «курортного сбора», Сергей Чижов пояснил: «Государственная Дума только приступила к рассмотрению законопроекта, регулирующего функционирование этой системы, но уже сейчас можно с уверенностью говорить, что главные принципы, на которые будет опираться новая система – гибкость, справедливость начисления платежей, прозрачность администрирования и контроль за расходованием собранных средств. Если люди будут видеть реальные результаты вложения их средств, налог не будет препятствием для развития внутреннего туризма».

«Туристические взносы» не для всех

Для успешного функционирования новой системы необходимые полномочия предлагается отдать региональной власти и органам местного самоуправления. Именно они будут определять размер налога, порядок и сроки его взимания и перечисления собранных средств в бюджет субъекта. Также в их зону ответственности будет входить формирование окончательного перечня категорий граждан, которым полагаются льготы или вовсе освобождение от уплаты взноса. В число последних в законопроекте уже включены местные жители. Кроме того, на федеральном уровне определено, что от уплаты «налога на туризм» будут также освобождены несовершеннолетние, инвалиды первой и второй группы, участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий.

Предполагается, что самостоятельность регионов в регулировании вопроса взимания «курортного сбора», предусматриваемая законопроектом, позволит адаптировать схему налогообложения к специфике региона, и в дальнейшем распространить лучший опыт на другие российские субъекты. Средства, полученные от уплаты налога, будут направлены на развитие местной туристической инфраструктуры, поэтому особенное внимание в законопроекте уделено администрированию платежей. В частности, документом предусматривается создание Фонда развития курортной инфраструктуры, под которой на данном этапе понимаются объекты лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения. В законопроекте четко прописано, что средства, размещенные на счетах фонда, могут быть направлены «исключительно» на их строительство и развитие. Конкретный перечень работ будет составлен и утвержден отдельным нормативно-правовым актом.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0