Белгород. 29.05.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Руководитель управления ФНС России по Белгородской области Игорь Понкратов определяет настоящего налогового служащего, как общительного, добросовестного и «чистого на руку» человека. Он как истинный мужчина увлекается охотой, а главной ценностью своей жизни считает, конечно, семью. Не обходит тему военной службы в Афганистане, с горечью вспоминая погибших друзей. Уверен, что, как бы ни было сложно, надо оставаться человеком в любой ситуации. О работе, отдыхе и вечных ценностях – в интервью Игоря Понкратова «Абирегу».
– Игорь Николаевич, получается, что вы фактически всю жизнь посвятили работе в финансовой системе...
– Да, в совокупности около 32 лет в одной службе. Когда начинал свою работу, еще не было налоговых органов как таковых, существовало финансовое управление облисполкома, где был отдел госдоходов. Он занимался фактически тем же, чем сейчас налоговые органы. В те времена все было очень строго и задолженности по налогам в регионе не было. Налог на прибыль отсутствовал, был свободный остаток. Да, налоговых обременений было поменьше, зато был налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Так государство стимулировало рождаемость.
Я работал на разных должностях. Начинал с инспектора. На момент создания Государственной налоговой инспекции по Белгородской области в 1990 году здесь работало чуть более 300 человек, а сейчас, для сравнения, в налоговых органах области – больше 1 тыс. человек. Я был начальником отдела налогообложения кооперативов и общественных организаций, в 1996 году стал заместителем, в 2007 году – уже руководителем управления.
– В этом году своеобразный юбилей – 10 лет во главе управления. Считаете себя жестким руководителем?
– Это нужно спрашивать у коллег. А вообще, на мой взгляд, главное – чтобы выполнялась задача, чтобы управление не просто работало, а работало эффективно.
– Какие качества должны быть у налогового служащего, на ваш взгляд?
– Безусловно – профессионализм и «чистые руки», как у чекиста. Человек должен быть общительным и честно выполнять свою работу. Если все это объединить, то получится просто любовь к своей профессии. Если она есть – все получится.
– В вашем коллективе большая часть сотрудников – женщины. С чем это связано?
– Именно так. Женщин у нас 87%. Мужская работа больше оперативная, а ее сейчас не так много, как раньше. Во многих вопросах «штабной» работы женщины более эффективны. Они ответственные, скрупулезные, надежные. Коллектив должен быть командой, ведь мы работаем на общее дело. За пределами управления моя задача отстоять честь и достоинство коллег, а вот внутри – это задача общая. Я часто вспоминаю те года, когда был секретарем комсомольской организации, председателем профкома. Тогда часто проводились спартакиады, игры КВН, выезды на природу. Мы были очень активными и более сплоченными, на мой взгляд. Хотя, надо отметить, и сейчас молодежь не совсем инертная. Например, каждый год у нас проводится спартакиада. И участие принимают многие. Инспекторы, руководители – все в одной команде: кто подтягивается, кто бежит, кто в мешках прыгает. Воодушевляет.
– А у вас какие увлечения?
– Очень активные! Охота, рыбалка, путешествия. Как говорится, охотники – это буйнопомешанные, а любители рыбалки – тихопомешанные. Доля правды в шутке есть. Эти увлечения – страсть, но в хорошем смысле. Люблю путешествовать по миру, хотя возможности не очень много и не всегда отпускает работа. Из тех мест, где был, большое впечатление произвели Испания и Черногория.
– Не секрет, что вы были участником афганских событий...
– Да, с 1984 по 1985 год проходил срочную службу в Афганистане. Вынес простой урок с тех событий – в любой ситуации надо оставаться человеком, как бы это ни было сложно. И всегда необходимо взвешивать ситуацию, потому что тебя ждут дома. Очень тяжело было терять друзей. Сейчас мы с ребятами общаемся, очень дружим, матерей погибших товарищей поддерживаем. Кто им поможет, если не мы? Знаете, такие тяжелые события, такие страшные места заставляют ценить жизнь, ценить людей, дорожить ими.
– Я правильно понимаю, что самое большое вдохновение для вас – это общение с родными и близкими?
– Да, это самая лучшая награда и лучший стимул в работе. К тому же я православный человек, стараюсь придерживаться христианских заповедей.
– Какие цели сейчас перед собой ставите?
– Выглядеть достойно самому, как руководителю управления, чтобы в семье все были здоровы и счастливы. И главное, чтобы не было войны. Мир и спокойствие для меня – синоним слова «счастье».
– Игорь Николаевич, как ваше управление завершило 2016 год?
– Наша основная задача – обеспечение доходной части бюджета. В 2016 году мы собрали в бюджеты всех уровней 68 млрд рублей. В ЦФО по этому показателю мы в прошлом году находились на 7-й позиции из 18 регионов. Нас опережают Москва, Московская, Ярославская, Калужская, Воронежская и Рязанская области по вполне объективным показателям. Уровень задолженности в 2016 году – 5,5 млрд рублей. И это при том, что 7 млрд рублей мы взыскали путем администрирования задолженности, благодаря работе приставов и другим мероприятиям, иначе сумма задолженности была бы не 5,5 млрд рублей, а уже 12,5 млрд рублей.
– Кто чаще всего попадает в должники?
– Если говорить о юрлицах, они делятся на две категории. Первые – это те, кто испытывают временные затруднения и не могут внести обязательные платежи к сроку. А есть те, кто намеренно создают задолженность, чтобы ликвидировать структуру и создать новую. У нас большой список таких примеров.
– Кто входит в ТОП-10 крупнейших компаний по объему налоговых отчислений в регионе?
– На 1 января 2017 года у нас их 85, но количество меняется. Объем дохода таких компаний от 2 до 20 млрд рублей, объем уплаченных налогов – от 75 млн рублей до 1 млрд рублей. Это, например, «Мираторг», «Приосколье», «Белая птица», «Агро-Белогорье», «БЭЗРК-Белгранкорм», «Промагро», «Трансюжстрой» и т. д.
– Как в целом можете охарактеризовать работу в 2016 году?
– С точки зрения достигнутых показателей – нормально. У нас есть компании, которые администрируются управлением, и здесь у нас положительная динамика показателей к уровню 2015 года. А есть компании, которые мы не администрируем. Например, представители металлургической отрасли. Они расположены на территории региона, вносят определенные платежи, но на них мы повлиять не можем, их курирует Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 5. В сборе НДФЛ у нас небольшое снижение – в 2015 году было 23 млрд рублей, а в прошлом – 22 млрд, но это объяснимо. В прошлом году один плательщик продал свои акции и уплатил крупную сумму налога. В целом же в результате кропотливой работы по всем направлениям объем выпадающих доходов мы все-таки сократили до 1,2 млрд рублей. Боролись с теневыми зарплатами, предпринимателями, которые владеют нелегальным бизнесом где-нибудь в гаражах, с теми, кто не имеет никакого бизнеса, но имеет доходы приличные.
– Какие направления работы актуальны для ФНС в целом?
– Мы работаем над тем, чтобы сделать нашу службу «продвинутой» в плане внедрения информационных технологий – большинство услуг должны оказываться в электронном виде, без контакта с инспектором. Сейчас уже 98% юрлиц и 88% предпринимателей сдают отчетность в электронном виде, 230 тыс. человек подключены к личному кабинету. Информационные технологии внедряются у нас уже третий год и весьма успешно. Некоторые нововведения и вовсе революционны. Например, внедрение автоматизированной информационной системы. Текущая работа продолжается, но параллельно созданы три мощных центра обработки данных, вся информация максимально поднимается туда. Мы фактически меняем двигатель на самолете в процессе полета. Пока много нестыковок, работа идет довольно тяжело, наша задача – максимально зачистить и наладить систему.