Ведомства решают, нужно ли подписывать граждан на автоматические отчисления в накопительную часть пенсии.
В ближайшие пять лет численность лиц, добровольно формирующих пенсионные накопления, не превысит 4-8 млн человек. Такой прогноз содержится в исследовании Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), с которым ознакомились «Известия». Профессиональное сообщество возлагает надежды на введение системы индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), разработанной Минфином и Банком России. Камнем преткновения стал вопрос об автоматической подписке граждан на отчисления в накопительную часть. Представители НПФ считают, что это необходимо для успеха программы, однако Минтруд настаивает на том, что фонды должны сами убеждать граждан копить на пенсию.
Согласно концепции ИПК, отчисления на пенсионные накопления делает не работодатель, а сам работник. Он сможет выбрать ставку от 0 до 6%, однако для тех, кто этого не сделает, ставка с 0% будет увеличиваться на один процентный пункт ежегодно. Разногласия вызвала концепция «автоподписки» – автоматического подключения граждан к формированию своих пенсионных накоплений. Предполагается, что при этом работодатель будет подключать работников через центрального администратора, самозанятым же придется зарегистрироваться самим. Однако с точки зрения Минтруда это нарушает принцип добровольности пенсионных накоплений.
Президент АНПФ Сергей Беляков пояснил «Известиям», что без механизма автоподписки система ИПК, которую пенсионная отрасль поддерживает, работать не будет. Кроме того, по его мнению, чтобы граждане не вышли из накопительной системы сразу же, как только из их зарплаты начнут удерживать средства, необходимы налоговые стимулы, прописанные в концепции ИПК Минфина, – льгота по НДФЛ для работника и льгота по налогу на прибыль для работодателя.
– Опыт государственного софинансирования пенсионных накоплений показал, что граждане не слишком охотно пользуются добровольной системой. Государство гарантировало стопроцентную доходность на взносы – это обеспечило приток клиентов, но поступление денег оказалось мизерным. Граждане либо не находили средств на накопления, либо забывали о своем участии в программе, – напомнил он.
Сергей Беляков также подчеркнул, что достижение цели по коэффициенту замещения в 40%, прописанной в стратегии развития пенсионной системы, возможно только в случае, если граждане будут копить на пенсию сами. Иначе цель в 40% недостижима, считает он.
В концепции Минфина прописано, что при участии гражданина в пенсионном плане ИПК налоговый вычет предоставляется в полном объеме, но не более 6% от заработной платы плательщика в год (помимо действующего социального вычета). Также предусмотрено и стимулирование работодателей: им предоставляются вычеты при определении базы по налогу на прибыль.
Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров также считает, что если пенсионные накопления будут зависеть исключительно от инициативы самих граждан, то россияне могут остаться без накоплений, а значит, и без достойной пенсии.
– Подобный опыт уже был в Новой Зеландии. Когда накопления должны были делать сами граждане, доля их участия не превышала 20%, а когда ввели систему Qiwi Saver и отчисления в накопительный компонент были предусмотрены по умолчанию, отчислять стали 65% граждан, а при дополнительном стимулировании их доля выросла до 80%, – рассказал он «Известиям». В то же время, отметил Владимир Назаров, после того, как доверие граждан к пенсионной системе в целом было подорвано мораторием на перевод накоплений, ожидать высокой доли участия в ней не приходится.
Противники «автоподписки» указывают на то, что это предложение имеет ряд чисто юридических огрехов. В Минтруде на вопрос «Известий» об отношении ведомства к предложениям Минфина отметили, что к формированию новых источников фондирования НПФ за счет собственных средств граждан с распространением такой системы на всех без исключения надо относиться «крайне осторожно».
– Подобные положения только могут в значительной степени ущемить права работников, – отметили в ведомстве, подчеркнув, что такие инициативы нужно в обязательном порядке обсуждать с представителями работников и только с учетом мнения сторон социального партнерства предлагать какие-то решения.
Сходной позиции придерживается руководитель аппарата Счетной палаты Юрий Воронин, заявив, что это предложение является фактическим принуждением граждан, несмотря на то что от отчислений можно отказаться.
– Почему нужно изымать «по автоподписке» 6% из заработка гражданина, которого ему не хватает на полноценную жизнь? Кроме того, проблему пенсионного обеспечения это не решит – у него на склоне лет такая же небольшая пенсия, какой была и его зарплата, – сказал Юрий Воронин.
Дискуссия в правительстве о том, можно ли автоматически подписывать человека на пенсионные отчисления, продолжается. При этом и сторонники, и противники этой меры сходятся в одном – основным препятствием для накоплений сегодня является низкий уровень зарплат.